Найти в Дзене
С Богом по жизни

1 Иоанна - симфония несомненных фактов

Оглавление

Первое послание, или письмо, Иоанна было написано, чтобы заверить читателей в истинности — несомненных фактах — той веры, которую они приняли. Убеждая в этом своих читателей, автор периодически возвращается к нескольким великим темам. Его метод напоминает метод композитора, который создает симфонию на мелодиях, к которым постоянно возвращается и развивает. Продолжая музыкальную метафору, можно сказать, что другие два коротких послания Иоанна, второе и третье, — это как бы выступление «на бис», так как они повторяют некоторые темы из первого послания.

В данной статье мы разберем некоторые предварительные вопросы: что представляют собой эти послания; кто их написал; когда и почему они были написаны.

ТИП СОЧИНЕНИЯ

Первое Иоанна классифицируют как «соборное послание». Его относят к этой категории на том основании, что в нем конкретно не указано, что оно написано определенной церкви или группе церквей.

Однако 1 Иоанна имеет некую особенность, которая делает это сочинение как бы даже и не письмом, ибо оно, в отличие от других двадцати новозаветных посланий, не начинается и не заканчивается, как письмо. Все послания Павла (от Римлянам до Филимону) содержат свойственное письмам вступление и заключение. В Послании к евреям отсутствует привычное упоминание автора и получателей в начале книги, но заканчивается оно так, как обычно заканчивают письма. Все другие соборные послания начинаются со слов о том, кем и кому они написаны. Первое Иоанна ни в начале ничего не говорит о том, кем и кому оно написано, ни в конце не содержит никаких приветствий.

Тем не менее, эта книга претендует на то, чтобы быть письмом. В некоторых местах послания мы читаем: «И это пишем мы»; «Это пишу вам» или «Я написал вам». В одном введении к Новому Завету сказано: «...замечания личного характера, связи, общие для автора и его читателей, и явные исторические ссылки (например, 2:19) ясно говорят о том, что это писание было задумано не как абстрактное сочинение, просто брошюра или трактат для всех христиан повсюду; оно было задумано как пастырское послание общине или ряду общин».

КАНОНИЧНОСТЬ

Первое послание Иоанна явно имело более широкое и раннее признание, чем некоторые другие соборные послания. В начале IV века Евсевий указывал, что оно было безоговорочно принято его современниками, «а также древними».

АВТОР

Несмотря на анонимность книги, 1 Иоанна обычно приписывают апостолу Иоанну, который также считается автором четвертого Евангелия, двух других посланий и книги Откровения. Иоанн был одним из первых апостолов, избранных Иисусом. Он и его брат Иаков, сыновья Зеведеевы, были рыбаками и имели прозвище «сыны громовы». Иоанн — один из трех апостолов (вместе с Петром и Иаковом), которым была оказана честь быть с Иисусом в нескольких особых случаях. Его называют «учеником, которого любил Иисус» (Ин. 21:7, 20); и ему Иисус перед смертью поручил заботу о Своей матери, Марии. Полагают, что Иоанн — единственный апостол, который умер естественной, а не мученической смертью. Согласно невдохновенному преданию, он прожил более девяноста лет. Имеются достаточные основания считать, что он действительно был автором 1 Иоанна.

Внешнее свидетельство авторства 1 Иоанна неоспоримо. Согласно Евсевию, Папий признал и использовал 1 Иоанна, а другие ранние писатели — включая Иринея, Климента Александрийского, Тертуллиана и автора канона Муратори — прямо называли автором послания апостола Иоанна.

Внутреннее свидетельство говорит о том, что Евангелие от Иоанна и 1 Иоанна написаны одним человеком. Лексика, стиль и идеи в посланиях и Евангелии схожи и указывают на общего автора. Следовательно, свидетельства, доказывающие, что четвертое Евангелие написано апостолом Иоанном, указывают также на то, что и 1 Иоанна написано им же.

Главной альтернативой авторству Иоанна служит теория, что книги, приписываемые Иоанну, появились в так называемой «Иоанновой общине». Например, во вступлении к 1 Иоанна в Новой Оксфордской аннотированной Библии сказано: «Традиционно называемое письмом, 1 Иоанна является трактатом или проповедью неизвестного учителя, написанной в Иоанновой традиции членам общины». Однако для того, чтобы отказаться от общепринятого взгляда на авторство в пользу какого-то «неизвестного учителя», недостает свидетельств. Личный характер книги, связь автора с его читателями, утверждение автора, что он был среди тех, кто лично знал Иисуса (1 Ин. 1:1-4), и авторитетный тон письма — все это говорит против «неизвестного учителя» и в пользу апостола Иоанна как автора.

МЕСТО И ДАТА НАПИСАНИЯ

Наиболее вероятное место написания всех трех писем Иоанна — Эфес, где Иоанн, судя по всему, провел свои последние годы.

Обычно считается, что 1 Иоанна было написано после Евангелия от Иоанна, но нет веских причин утверждать, что одно было написано раньше, а другое позже. Большинство авторитетных исследователей полагает, что 1 Иоанна было написано между 85 и 95 гг.

ПОЛУЧАТЕЛИ

В письме конкретно не называются те, кому оно адресовано. Ясно, что оно написано христианам. Равным образом очевидно, что этим христианам досаждали лжеучителя со своими лжеучениями. Аллен Блэк высказывает предположение, что оно было написано местной церкви или группе церквей в одном районе (обычно считается, что возле Эфеса), но не всему христианскому братству.

Кроме того, можно сказать, что, хотя мы не знаем имени автора, он известен читателям, с которыми у него близкие и нежные отношения. Он видит себя их отцом, называя своими возлюбленными детьми. Он явно рассчитывает на то, что его услышат и его указания выполнят.

ТЕМЫ

В 1 Иоанна трудно выделить главную тему, или основную весть, так как в книге просматривается не одна доминирующая тема, а несколько разных:

1. Истинное учение об Иисусе Христе, Сыне Божьем.

2. Любовь.

3. Знание, уверенность.

4. Безгрешная, праведная жизнь.

5. Общение.

Как говорилось в начале этого урока, Иоанн повторяет эти темы, как композитор вновь и вновь воспроизводит и разрабатывает одни и те же мелодии в симфонии.

ПЛАН

Так как темы 1 Иоанна все время повторяются, то любая попытка составить план содержания книги заканчивается перечнем тем, освещаемых по ходу повествования. В нижеследующем перечне сделана попытка проиллюстрировать повторение главных тем книги:

1:1-4. Введение: приводится свидетельство апостолов, что Иисус Христос был всецело человеком.

Тема: истинное учение об Иисусе Христе.

1:5—2:2. Спасенным следует жить праведно и не грешить, но если они согрешат, то могут быть прощены.

Тема: праведная жизнь.

2:3-6. Жить праведно — значит исполнять Божьи повеления.

Тема: праведная жизнь.

2:7-11. Жить праведно — значит любить друг друга.

Тема: любовь.

2:12-14. Отступление: характеристика тех, кому пишет Иоанн.

2:15-17. Христиане не должны любить того, что в мире.

Тема: праведная жизнь.

2:18-29. Как христианам уберечься от лжеучителей и лжеучений? «Пребывайте в том, в чём вы были научены, и поступайте праведно».

Тема: истинное учение об Иисусе Христе.

3:1-10. Христиане должны избегать греха и жить праведно.

Тема: праведная жизнь.

3:11-18. Жить праведно — значит любить друг друга.

Тема: любовь.

3:19-24. Если мы любим друг друга и соблюдаем Божьи заповеди, то можем иметь твердую уверенность.

Тема: уверенность.

4:1-6. Предупреждение: лжеучителя будут отрицать, что Христос приходил во плоти.

Тема: истинное учение об Иисусе Христе.

4:7-21. Любите друг друга.

Тема: любовь.

5:1-5. Наша уверенность идет от веры в Иисуса Христа, любви к братьям и соблюдения Божьих заповедей.

Тема: уверенность.

5:6-12. Называются свидетельства того, что Иисус Христос есть Сын Божий.

Тема: истинное учение об Иисусе Христе.

5:13-17. Мы можем быть уверены, что будем иметь вечную жизнь и что Бог слышит наши молитвы.

Тема: уверенность.

5:18-21. Заключение и вывод: мы можем знать Бога, что мы в Боге и что Иисус Христос есть Сын Божий; но мы не должны поклоняться идолам.

Тема: уверенность.

Проблема с подобным перечнем состоит в том, что темы накладываются одна на другую. Раздел, посвященный истинному учению об Иисусе Христе, например, может включать в себя ободряющие заверения и наставления жить праведно.

Возможны и другие варианты систематизации 1 Иоанна. Дэвид Уайт, в частности, предлагает такой план:

I . ВСТУПЛЕНИЕ (1:1-4).

II. СВЕТ И ТЬМА (1:5—2:2).

III. ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ХРИСТА (2:3-11).

IV. ПОВОДЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭТОГО ПИСЬМА (2:12-14).

V. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: «НЕ ЛЮБИТЕ МИРА» (2:15-17).

VI. ЛОЖЬ О «ПОСЛЕДНЕМ ЧАСЕ» (2:18-27).

VII. БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНИВШИХ ВЕРНОСТЬ (2:28—3:3).

VIII. ИСТИНА О ГРЕХЕ И ПРАВЕДНОСТИ (3:4-9).

IX. ЧАДО БОЖЬЕ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ ЛЮБОВЬЮ (3:10-23).

X. ДУХ ИСТИНЫ И ДУХ НЕПРАВДЫ (3:24—4:6).

XI. НАСТАВЛЕНИЕ: «ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА!» (4:7—5:4).

XII. НЕСОМНЕННЫЙ ФАКТ ВЕРЫ В СЫНА БОЖЬЕГО (5:5-13).

XIII. УВЕРЕННОСТЬ В МОЛИТВЕ (5:14- 17).

XIV. НЕСОМНЕННЫЕ ФАКТЫ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ (5:18-21).

ЦЕЛЬ

Иоанн говорит о нескольких целях своего послания. Он пишет для того, чтобы его читатели «имели общение с нами» (1:1-3), чтобы «радость ваша [наша; Современный Перевод] была совершенна» (1:4), чтобы читатели «не согрешали» (2:1) и чтобы они знали, что имеют «жизнь вечную» (5:13). Иоанн пишет по двум основным причинам, ожидая двух результатов:

(1) Иоанн пишет, чтобы его читатели со всей определенностью знали то, что знает Иоанн, дабы иметь общение с ним и с другими христианами. Тогда они также будут иметь общение с Богом и Христом. Если они примут это знание, то результатом будет совершенная радость Иоанна.

(2) Иоанн также пишет для того, чтобы они не грешили. Если они будут жить в соответствии с правильным пониманием личности Христа и отвращаться от греха, то результатом будет их уверенность в вечной жизни.

Христиане должны верить, что Иисус — Христос, Сын Божий (верить правильно!) и жить в соответствии с этой верой (жить праведно!).

Резюмируя сказанное выше, можно сказать, что цель 1 Иоанна — укрепить веру читателей в то, что Иисус — действительно Христос, Сын Божий, и заверить их, что они могут иметь жизнь вечную, если будут любить друг друга и отвращаться от греха.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Какие исторические обстоятельства вызвали необходимость в таком письме? Попробуем восстановить одну из возможных ситуаций, с которой столкнулся Иоанн.

Некоторые лжеучителя распространяли раннюю форму гностицизма (протогностицизм). Среди прочего, гностицизм утверждал, что дух есть добро, а материя (все материальное, включая плоть) — зло.

Отрицалось то, что Иисус был в полной мере человеком. Частью их учения было, что Иисус не мог быть всецело Богом и всецело человеком одновременно. Поэтому они отрицали Его человеческую сущность. Считая все физическое злом, они заявляли, что Бог не мог стать плотью. Возможно, они учили некой разновидности докетизма, утверждая, что Сын Божий на самом деле не был телесным, а лишь «казался» таковым.

Чистая жизнь не требовалась. Очевидно, они также утверждали, что христианам необязательно жить в чистоте, послушании и любви. Один вывод, к которому пришли некоторые гностики, — что поведение человека в физическом мире никак не влияет на его духовную жизнь.

Отрицалась важность любви. Возможно, их учение, что образ жизни человека никак не сказывается на его отношениях с Богом, привело их к отрицанию важности любви. Возможно, в их поступках отсутствовала любовь. Какой бы ни была причина включения Иоанном этого учения, его упор на необходимости любить друг друга очевиден. (См. 1 Ин. 2:9-11; 3:11-23; 4:7-21).

Нужно «особое знание». Возможно, они заявляли, что их учения являются частью «особого знания», которым обладали только они. Только они были «знающими». (Слово «гностицизм» происходит о греческого слова «знать»). Эта демонстрация превосходства могла вызвать у христиан, которым Иоанн позже написал свое послание, чувство собственной неполноценности. Взгляды лжеучителей — что (а) только они имеют знание, (б) Иисус не был одновременно всецело Богом и всецело человеком, (в) неважно, как человек живет, и (г) братская любовь не имеет значения — должны были вызывать у христиан большие сомнения. Могут ли они знать, что истинно? Можно ли с уверенностью утверждать, что Иисус на самом деле был Богом и человеком? Возможно ли попасть на небеса без «особого знания» протогностиков?

Иоанн, по сути, говорит им: «Да, возможно знать, быть уверенными в тех истинах, в которых вы были научены, и не сомневаться в том, что вы можете попасть на небеса!» Он подчеркивает, что христиане могут знать. Слово «знать» (от гиноско и ойда) в 1 Иоанна встречается более тридцати раз. Если темы книги свести к одному слову, то этим словом будет «уверенность». Пожалуй, стихом, который лучше других выражает тему уверенности, является 1 Ин. 5:13: «Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную».

1, 2 и 3 послания Иоанна | Исследование Писания | Дзен
Богатство и деньги | С Богом по жизни | Дзен