НАЗВАНИЕ
Евангелие от Иоанна названо по имени его автора. На то, что его написал апостол Иоанн, “ученик, которого любил Иисус” (21:20, 24), указывают как внешние, так и внутренние свидетельства. “Иоанн” — сокращенная форма еврейского слова, означающего “Яхве милостив”.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Это четвертый и последний рассказ о жизни Христа. Почему существуют четыре отдельные книги о жизни Иисуса? Ветхий Завет иногда содержит два изложения одного события, но четыре — это встречается в Библии один-единственный раз. Вот несколько возможных причин, почему Бог дал нам четыре рассказа: (1) это показывает важность жизни Христа; (2) это снимает все сомнения в истинности излагаемых событий. Факт “устанавливают” два или три свидетеля, а четыре — еще лучше. (3) Многогранная природа Иисуса не позволила бы одному писателю изобразить Его и Царем, и Слугой, и Сыном человеческим, и Сыном Божьим.
Иоанн был рыбаком (Мк. 1:19, 20; Лк. 5:10), которого Иисус призвал следовать за Собой. После избрания одним из двенадцати (Мф. 10:2) Иоанн входит в круг трех самых приближенных к Иисусу учеников (Мк. 5:37-40; 9:2; 14:33). У него были особые взаимоотношения с Иисусом (21:20, 24), и Иисус, умирая на кресте, поручил ему заботиться о Своей матери (19:25-27). Согласно многим источникам, Иоанн позже трудился в Эфесе, что согласуется с его ссылкой на остров Патмос (Отк. 1:9), расположенный в прибрежных водах Малой Азии, недалеко от Эфеса (см. Отк. 2:1). Те же источники утверждают, что Иоанн в преклонном возрасте вернулся в Эфес, где и умер. Логично предположить, что Евангелие от Иоанна было написано в Эфесе.
По всей вероятности, Иоанн написал свою книгу в 90-х годах, много позже Матфея, Марка и Луки. Поскольку синоптические Евангелия уже около тридцати лет были в обращении, Иоанн не повторяет большую часть изложенного в них материала. Его рассказ в большой степени дополняет первые три.
В Евангелии от Иоанна имеется свой, особый акцент. Ко времени его написания в христианстве возникло много ошибочных концепций (о “гностицизме” читайте в разделе “Исторические сведения” комментария на “Послание к колоссянам”). Некоторые стали учить, что вся плоть есть зло. Отсюда они делали вывод, что ходивший по земле Иисус не мог быть тем самым “Христом”. Они учили, что Христос, который был духом, контролировал плотского Иисуса, но не являлся Иисусом (см. разбор 1 Иоанна). Поэтому свое повествование Иоанн начинает с утверждения, что “Слово стало плотью, и обитало с нами” (1:14).
Иоанн делает акцент на божественности Иисуса; в его повествовании Иисус предстает перед нами “Сыном Божьим”. В 20:31 Иоанн объясняет, зачем он написал свою книгу: “Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его”. То, что Иисус является Сыном Божьим, Иоанн подтверждает (1) заявлениями Самого Иисуса, когда Он семь раз называет Себя “Я [есмь]...” (то есть Яхве) — в 6:35; 8:12, 58; 10:11; 11:25; 14:6; 15:1, и (2) чудесами Иисуса. У Иоанна есть особое слово, которым он предпочитает называть чудеса Иисуса, что не отражено в большинстве русских переводов Библий (см. Восстановительный Перевод, Славянское Евангельское Общество), — семейон, “знамение”. Эти чудеса являлись знаком от Бога, что заявления Иисуса истинны (2:23; 3:2; 4:54; 6:2, 14). В Евангелии от Иоанна записано семь чудес-знамений Иисуса (2:14; 4:46-56; 5:1-9; 6:14, 26, 30; 6:16-21; 9; 11).
Надлежащим ответом на доказательство Господства Иисуса, согласно Евангелию от Иоанна, является вера. Слово “веровать” в этой книге встречается почти сто раз. Если у нас нет веры, то нет и надежды. Иисус говорил: “Ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших” (8:24). По отношению к читательской аудитории повествование Иоанна называют “универсальным евангелием”, обращенным ко всем людям повсюду и во все времена.
Обычно считается, что личное служение Иисуса длилось три года. Это предположение основано на том факте, что Иоанн упоминает, по крайней мере, три Пасхи за время служения Иисуса (2:23; 6:4; 13:1).
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ (1:1-18).
I. СЫН БОЖИЙ И ЕГО ПУБЛИЧНОЕ СЛУ ЖЕНИЕ (1:19—12:58).
II. СЫН БОЖИЙ И ЕГО УЧЕНИКИ (13—17).
А. Беспримерная прощальная речь (13—16).
Б. Забытая Господня молитва (17).
III. СЫН БОЖИЙ И ВСЕ ЛЮДИ (18—21).
А. Предательство Христа и суды (18:1—19:16).
Б. Смерть Христа и погребение (19:17-42).
В. Воскресение Христа и объяснение (20; 21).
УРОКИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА
Евангелие от Иоанна является одновременно и простым, и глубоким. Греческий язык Иоанна настолько прост, что книгу используют для обучения тех, кто только приступил к изучению греческого языка. С другой стороны, эта книга во многих отношениях — самая глубокая из всех Евангелий. Она может всю жизнь приковывать к себе внимание читателя.
Один из многих будоражащих сознание разделов в Евангелии от Иоанна, которых нет у синоптиков, — это учение о новом рождении в Ин. 3. Используя 1 Пет. 1:22, 23 и другие стихи, легко показать, что “рождением свыше” автор называет процесс обращения; в своей основе — это то же самое, что и наставления Петра: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас...” (Деян. 2:38). Отбросить понятие нового рождения, заложенное в этом действии, значит упустить выраженную таким образом идею радикального изменения. Самым лучшим толкованием Ин. 3 является первое послание Иоанна, в котором он все время возвращается к результатам нового рождения: 1 Ин. 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, 4.
Еще один раздел, которого нет у Матфея, Марка и Луки, — Ин. 14—17. Он начинается с беспримерной прощальной речи Иисуса перед Своими учениками, подготавливающей их к Его смерти. Своей кульминационной точки она достигает в изумительной молитве в главе 17: молитве о Самом Себе (ст. 1-5), молитве об апостолах (ст. 6-19) и молитве обо всех верующих (ст. 20-26). Нам всем нужно ответить на молитву Иисуса о единстве в ст. 20-23 и внести в это дело свою лепту!