Психодинамический подход, являясь прародителем многих психологических школ, являлся пионером систем анализа сновидений. Предложенные З. Фрейдом и К.Г. Юнгом концепции анализа снов представляли на тот момент революционные предложения к ранее не принимавшемуся или редуцирующегося до мозговой активности явления. Уже тогда представители психодинамической школы глубокую значимость сновидения в рамках анализа.
Экзистенциальный подход некоторое время обходил тематику снов, однако работу Р. Мэя и Л. Калигора "Сновидение и символы" начала дискуссию о ценности сновидений в рамках экзистенцанализа.
Основное положения теории Р. Мэя - сны ценны для терапии и должны трактоваться в своей интегральной ценности без прибегания ко вторичной и третичной переработке, где вторичная переработка - это анализ самого пациента, а тертичная - анализ терапевта.
Сны по Р. Мэю - это символьно-мифологическая переработка волнующих индивидиуальное психическое тематик, которые представляются в виде сюжетной драмы, строющейся на комплексной переработке наличествующего опыта. Он относит сны к транс-логическому и пре-логическому и обозначает, что они являются формой коммуникации с самим собой и своим миром. Также ученый атрибуцирует функцию сновидений обобщенному сознанию, как исходному пункту формирования человеческого сознания и бессознательного.
Бессознательное рассматривается Р. Мэйем как потенциальные возможности для осознания и того опыта, который человек не способен или не хочет в данный момент актуализировать. Можно отметить, что данная концепция очень близка к концепции Фреда о вытесненном содержании и очень далека от концепции бессознательного Юнга, что объясняет основные подходы к трактованию сновидений в экзистенцанализе.
Сон в экзистенцанализе - это такая же явность бытийности психики, как и все остальное, что она продуцирует и что ее окружает. Однако, эта бытийность (экзистенция) представлена в виде индивидуальных мифологем и символов, которые вырабатывает индивидуальное бессознательное для "сиволизации" сновидения.
Индивидуальные мифологемы и смиволы принадлежат конкретному психическому и по Р. Мэю могут иметь общее для всех значение, что в этом аспекте сближает его подходы с подходами юнгинианцев.
В экзистенцанализе анализируется исключительно сама наполненность сна, а не смысл символики, которая в нем содержится. Наполненность сна определяется индивидуальным контекстом жизни клиента и его "невротизацией". Р. Мэй привносить понятие невротизация, как показатель тревожности и экзистенциального кризиса. Анализ сновидения непосредственно связывается с жизнью клиента и его жизненной историей. Центральный смысл сновидений привнесенных в терапию по Мэю всегда один, он видоизменяется в рамках представленности в индивидуальном психическом, обрастает некоторыми личностными аспектами, но остается неизменным.
Основная задача экзистенцаналитика - это проанализировать сон совместно с клиентом, а не за него. Однако, а рамках этой задачи экзистенцаналитик обращает большее внимание на жизненный контекст сна, нежели чем на символическое его отображение или на трактовки клиента.
Автор: Ткаченко Артем Андреевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru