Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Почему эта картина шокировала зрителей: история "Ужина" Л. Бакста

Сегодня картину Льва Бакста* "Ужин" называют одной из самых лучших работ художника, однако в начале ХХ века это произведение вызвало волну возмущенных отзывов и даже спровоцировала скандал в обществе.

"Даму с апельсинами" (как тогда называли эту картину) обвиняли в излишней игривости, непристойности и даже колористической бездарности!

Л. Бакст, "Ужин", 1902.
Л. Бакст, "Ужин", 1902.
*Лев Бакст - известный художник и революционный театральный декоратор, "опьянивший Париж".
Л. Бакст, автопортрет, 1893 год.
Л. Бакст, автопортрет, 1893 год.

Впервые зрители увидели "Ужин" (или "Даму в ресторане", как называл картину сам художник) на Пятой выставке "Мира искусства" в 1903 году. На создание работы Бакста вдохновила Анна Карловна Бенуа - кокетливая супруга А. Н. Бенуа (художника и писателя, критика и мемуариста, главного идеолога общества "Мир искусства").

На одном из вечеров в дружеском кругу Бакст успел сделать набросок ее экстравагантного туалета, позднее использованный им при создании загадочного образа незнакомки. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что художник начал писать картину не с лица, а с фигуры, и только перед выставкой прописал лицо карандашом поверх масляной подготовки.

Л. Бакст, "Ужин", фрагмент.
Л. Бакст, "Ужин", фрагмент.

Но чем же эпатировала искушенную публику эта картина?

Известный критик Владимир Стасов не стеснялся в выражениях. Он назвал героиню "кошкой в дамском платье", а саму картину – "невыносимой вещью"...

"…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея".
Владимир Стасов. Портрет работы Ильи Репина (1883).
Владимир Стасов. Портрет работы Ильи Репина (1883).

Оценочное суждение Стасова достаточно спорно. Будучи чрезвычайно консервативным, он говорит о кошачьих чертах как о негативной характеристике. Однако кошачья природа героини содержит важный смысловой подтекст. Вполне вероятно, что в работе присутствует скрытая адресация к античному образу сфинкса.

При внешней сдержанности сюжета главная героиня действительно источает флер таинственности. Рассмотрим же детали поподробнее...

Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная меховая горжетка позволяют сделать вывод о том, что дама явно обеспеченная. В этой связи у благочестивого обывателя возникает справедливый вопрос - а откуда средства на такую роскошную жизнь?..

-7

Но самое невыносимое – это дерзкий взгляд героини! В рамках визуального языка эпохи дама, одиноко сидящая за столиком ресторана, не могла претендовать на добропорядочность. В лучшем случае ее считали морально распущенной, а в худшем – упрекали в предоставлении услуг интимного характера.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Возможно, свою лепту в скандальную историю "Ужина" внесли организаторы выставки. По соседству с изящной дамой Бакста оказались "Три бабы" Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов (крепких крестьянских баб и изящной декадентки) наводило на различные мысли. Расположенные рядом ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей, поэтому разговоры об "Ужине" долго не умолкали.

Ф. А. Малявин, "Три бабы", 1902.
Ф. А. Малявин, "Три бабы", 1902.

Еще один критик, В. Розанов, так описывал свои впечатления от выставки:

"И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины".
-10

В своей картине Бакст передал дух времени и тенденции все более набирающего популярность модерна. Для европейского модерна было характерно изображение женщины-вамп — загадочной и манящей. Художник сознательно играет на контрастах света и тени, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов.

Такое художественное решение соответствовало моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.

Л. Бакст.
Л. Бакст.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: