Некоторые известные картины по-прежнему хранят свои тайны, которые не могут быть разгаданы исследователями. Такой картиной, полной неразгаданных символов, и является "Габриэль д`Эстре с сестрой"...
В этом двойном портрете кажется непонятным абсолютно все, но попробуем разобраться, обратившись к историческому контексту. Итак, эта работа была создана в конце XVI века (предположительно в 1594 либо в 1599 году) одним из художников школы Фонтенбло, чье имя не удалось установить до сих пор.
К школе Фонтенбло принято относить итальянских, французских и фламандских маньеристов, работавших при французском дворе в 1530-70-х гг. (первая школа Фонтенбло) и в 1590-1620-х гг. (вторая школа Фонтенбло).
Портрет, который я сегодня разберу в этой статье, считается типичным для второй школы Фонтенбло, так как одним из излюбленных мотивов мастеров являлись эротические композиции с запутанной иконографией. Кроме того, тип изображения обнажённой дамы в ванной, который появился во французском искусстве еще в середине XVI века, был весьма популярен среди художников этой школы. Существует несколько подобных вариантов двойного портрета сестер д`Эстре, самым известным считается тот, в котором обе девушки изображены анфас (в остальных сестра Габриэль показана со спины).
Иногда в названии могут быть указаны имена изображённых моделей: фаворитки Генриха IV, Габриэль д`Эстре, и ее сестры, Жюльенн д`Эстре, герцогини де Виллар. Однако некоторые исследователи склонны верить, что вместо Жюльенн д`Эстре художник мог изобразить Маргариту Наваррскую, первую жену Генриха IV, или же Генриетту д`Антрагэ, его будущую любовницу.
Но, согласитесь, героини картины все же имеют черты фамильного сходства, так что, скорее всего, они действительно являются сестрами. Здесь же отметим, что семья д`Эстре отличалась свободой нравов. Так, бабушка Габриэль, мадам де ля Бурдезьер, успела побыть любовницей французского короля Франциска I, папы римского КлементаVII и императора Священной Римской империи, а по совместительству короля Испании Карла V.
Мать Габриэль, Франсуаза Бабу де ля Бурдезьер, в возрасте 48 лет бросила мужа (Антуана д'Эстре) и дочерей на выданье, и вместе с молодым любовником (маркизом д`Аллегром) отправилась в Иссуар в Оверни, где маркиз был губернатором.
Спустя несколько лет их убили разгневанные горожане и (вполне в духе эпохи) протащили их обнажённые трупы по городу. Однако разгоряченную публику более всего интересовали модные косы на интимом месте Франсуазы, в которые она вплетала разноцветные ленты:
"…Слышал я о другой красивой и достойной даме, у которой волосы эти были настолько длинны, что она заплетала их, накручивая на шнурки или ленты пунцового либо другого цвета, завивая таким образом, точно букли на парике, а потом прикрепляла к ляжкам и в подобном виде показывалась иногда мужу или любовнику; в другое же время, убедившись, что волосы крепко завиты, распускала эти косички и щеголяла густым курчавым руном, на какое не поскупилась природа. Сами понимаете, сколько во всем этом было распущенности и бесстыдства: ведь дама не могла сама заниматься сей завивкою и, стало быть, препоручала это одной из своих горничных, самой приближенной; разумеется, подобное занятие возбуждало похоть во всех ее видах, какие только можно вообразить…"
Когда Габриэль исполнилось 16 лет, мать продала ее в наложницы французскому королю Генриху III за 6 тысяч экю. Однако "товар" ему не понравился, так как девушка напомнила прежнюю супругу — нелюбимую жену Луизу Лотарингскую, и вскоре Генрих III и Габриэль расстались.
Позднее Габриэль сменила еще нескольких любовников (кардинал де Гиз, герцог де Лонгвиль и т.д.), пока ее последний кавалер, герцог де Бельгард, в 1590 году не представил ее Генриху IV (кстати, именно под ее влиянием король принял католицизм и решился на развод с Маргаритой Валуа).
А теперь перейдём к более подробному анализу этой неоднозначной работы...
Картина обрамлена красными шёлковыми шторами наподобие театрального занавеса. Перед нами две молодые женщины, обнаженные до пояса. Из одежды на них — лишь жемчужные серьги, которые вместе с надменными выражениями лиц выдают статус особ, приближенных к монарху.
Они находятся в мраморной ванне, бортики которой затянуты драпировками. Так как в XVI веке принимать ванну для гигиенических целей не было принято (считалось, что нахождение в теплой воде расширяет поры кожи, через которые в организм может попасть зараза), предполагается, что ванна наполнена вином или молоком в косметических целях.
Первое, что привлекает наше внимание зрителя – это интимный жест Жюльенны. Скорее всего, это намек на будущую беременность фаворитки короля, либо, наоборот, свидетельство того, что роды уже состоялись. Так или иначе, необычный жест имеет отношение к тайне рождения герцога Вандомского Сезара (которая, впрочем ни для кого во Франции тайной не была).
Габриэль держит двумя пальцами левой руки золотое кольцо с темным камнем, которое, возможно, является символом верности.
Интересно, что обе дамы воспитывались при дворе Генриха III, где процветала однополая любовь, но никто и никогда не заподозрил сестер в противоестественной связи.
Еще одна интересная героиня картины – дама в розовом платье на заднем плане, занимающаяся шитьем. Над ней можно разглядеть небольшую картину, на которой изображен обнаженный мужчина ("картина в картине" - ход, характерный для школы Фонтенбло). Обычно эта деталь трактуется как намек на личность отца ребенка – Генриха IV. Швея, как предполагается, вышивает праздничную ленту для новорожденного.
Но существует и альтернативная версия трактовки картины. Обратите внимание, кольцо Габриэли не надето на ее палец. В этом можно увидеть намек на то, что женой Генриха и, соответственно, королевой, героине стать не удалось, так как она умерла за несколько дней до свадьбы. Ванна по этой версии символизирует смерть, так как известно, что перед кончиной фаворитки королевский врач велел поместить женщину в ванну, чтобы смягчить боли.
Женщина, держащая Габриэль за сосок, может быть Маргаритой Валуа, а ее жест означает, что Габриэль родила королю детей, а Маргарита нет.
Или же это и вовсе следующая любовница Генриха, Генриетта д`Антрагэ, а ее жест демонстрирует преемственность кадров в постели французского короля :) А швея в этой трактовке шьет погребальный саван для Габриэль (но в этом случае работа должна быть датирована 1599 годом).
Так или иначе, смерть молодой фаворитки короля (тогда Габриэль было всего лишь 26 лет) не могла не показаться странной. Документы свидетельствуют о том, что в тот момент, когда Генрих обещал жениться и сделать ее детей законными наследниками (к тому моменту она родила Генриху еще одного сына, дочь и ждала еще одного ребенка), он уже вел переговоры о женитьбе на племяннице папского легата Алессандро Медичи, Марии.
Основная версия причины смерти Габриэль – отравление, которое могли организовать люди из окружения короля, которых не устраивало усиливавшееся влияние клана д`Эстре (ну и, конечно же, то, что король разорял казну ради любовницы и ее ненасытных родственников). Но с таким же успехом заказчиком мог быть и сам Генрих, который уже решил жениться на Марии Медичи.
Если верен второй вариант трактовки картины, то она была написана уже после смерти Габриэль по заказу кого-то из ее родственников, с целью запечатлеть и поведать посвящённым тайну ее гибели...
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: