Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Изенгеймский алтарь: самое жуткое распятие Христа в живописи

Изенгеймский алтарь - самое знаменитое произведение немецкого художника Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда. Алтарь был заказан художнику орденом антониан (госпитального братства Святого Антония) для монастыря в Изенгейме  — местечке в Эльзасе в 22 км от Кольмара (с 1918 года территория Франции).

Изенгеймский алтарь в раскрытом виде. Музей Унтерлинден, Кольмар.
Изенгеймский алтарь в раскрытом виде. Музей Унтерлинден, Кольмар.

Монахи были искусными врачевателями и ревностно охраняли свои секреты. Отовсюду в Изенгеймский монастырь стекались больные, ищущие спасения во время чумы и холеры.

Заказанный ими алтарный образ, предназначенный для больничной капеллы собора, должен был не только привлекать паломников, но и иметь практические функции - наряду с лекарственными средствами способствовать излечению от болезней посредством молитв святым-защитникам: Антонию Великому, Себастьяну, Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову.

Алтарь состоит из трёх крыльев. В рамках готической традиции имел (ныне утраченное) деревянное резное архитектурное обрамление, вместе с которым его высота была около 8 м. Три возможных развёртки алтаря демонстрировались в зависимости от праздников.

Специализируясь на религиозном искусстве, художник был полон решимости запечатлеть страдания и муки земной жизни, а также трансцендентную и потустороннюю природу божественного.

"Распятие", фрагмент.
"Распятие", фрагмент.

"Распятие" является самой большой по размеру картиной, написанной на данный сюжет среди всех аналогичных работ европейских художников. Никогда ещё сцена на Голгофе не изображалась столь жестоко и эмоционально.

Смерть представлена не столь высокой (по своему значению), сколько мучительной и жуткой. Руки и ноги Христа истерзаны гвоздями. Ладони развёрнуты к небу. Терновый венец больше по размеру, чем привычно видеть зрителю на других работах, поэтому взгляд невольно переходит на лик Христа - лицо его измучено, залито кровью, а губы уже тронула смертная синева. На теле можно заметить гнойные нарывы...

Огромная фигура Христа на кресте подчеркивает незначительность оплакивающих его св. Иоанна Апостола, Девы Марии и Марии Магдалины. Выделяющееся на тёмном фоне искалеченное, покрытое ранами и усыпанное шипами тело Христа должно было вызвать сочувствие предстоящих и утешать больных.

-6

Справа Иоанн Богослов поддерживает падающую в обморок Богоматерь, окутанную белой мантией. Ее сжатые руки демонстрируют сопереживание мучениям Христа. Согласно первоначальному замыслу художника Мария располагалась перед Распятием и смотрела на сына (рентгенограмма показала прописанные под закрытыми веками зрачки), но Грюневальд, скорее всего, ориентируясь на "Снятие с креста" Р. ван дер Вейдена пришёл к иному образу.

Слева от Спасителя мы увидим Иоанна Крестителя с Агнцем, символизирующим жертвенную смерть. Исторически Креститель, обезглавленный Иродом Антипой , не мог быть свидетелем смерти Христа, поэтому его изображение здесь имеет символическое значение: его считают последним из пророков, провозгласивших пришествие Мессии. Жест Крестителя сопровождён надписью со словами из его пророчества: "Illum opportet crescere me autem minui" ("Ему должно расти, а мне умаляться", Ин 3:30).

Иоанн Креститель с Агнцем.
Иоанн Креститель с Агнцем.

Боковые створки со святыми Себастьяном и Антонием не связаны с центральной композицией, но колонны в их пространствах фланкируют центральную часть, что способствует собранности. Натуроподобные образы святых, сохранившие под ногами обросшие плющом скульптурные постаменты, заменили здесь характерную для иконографии алтарей XV века живописную имитацию скульптуры в технике гризайля.

Пожалуй, Маттиас Грюневальд является одним из самых таинственных и загадочных художников в истории европейского искусства. Его имя на протяжении нескольких столетий было предано забвению, и лишь в конце XIX века его творчество было совершенно случайно открыто вновь и вдохновляло экспрессионистов...

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать:

Зачем Сарра велела служанке родить от собственного мужа?
arts_tobe - просто об искусстве26 августа 2024
Сусанна и похотливые старцы: как изображали провокационный сюжет
arts_tobe - просто об искусстве20 августа 2024
За что со святого Варфоломея содрали кожу живьем?
arts_tobe - просто об искусстве25 июня 2024