Найти в Дзене
Какой у вас запрос?

Определение фасилитации. Роль фасилитатора. Этапы фасилитационной сессии

Оглавление

Термин «фасилитация» буквально означает облегчение, упрощение, в данном случае, процесса обсуждения. Фасилитация помогает создавать пространство для обсуждения различных вопросов, дает возможность сосредоточиться на содержании, не отвлекаясь на форму.

Фасилитацию можно определить с точки зрения процесса и результата. С точки зрения процесса – это разработка, а также управление групповой структурой и процессами, которые помогают группе эффективно выполнять свою работу, минимизируя общие проблемы, с которыми сталкиваются люди, работая вместе.

Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:

  • чего необходимо достичь;
  • кто должен быть вовлечен;
  • разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых заданий;
  • коммуникация;
  • достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов;
  • групповая энергия, движущие силы и способности участников;
  • физическая и психологическая среда.

Основная цель фасилитации – повышение групповой эффективности. С точки зрения результата – это помощь группе в том, чтобы стать лучше, а именно:

  • повысить качество решений;
  • повысить ответственность в отношении принимаемых решений;
  • значительно сократить время реализации решений;
  • улучшить отношения в группе;
  • усилить личную удовлетворенность участников группы;
  • способствовать организационному обучению.

Выделяют различные виды фасилитации:

  • Фасилитация при проведении рабочих совещаний (meeting facilitation).
  • Фасилитация рабочих групп и команд (team facilitation).
  • Фасилитация организационных изменений (organisational facilitation).
  • Фасилитация изменений на уровне макроэкономических, политических и социальных систем и сетей (system/network facilitation).

Роль фасилитатора

В процессе работы с группой фасилитатор вносит свой вклад:

  • помогая группе определять ее общие цели и специфические задачи;
  • помогая участникам оценить их потребности и разработать планы по их удовлетворению;
  • создавая процесс, который поможет членам группы эффективно использовать время для принятия высококачественных решений;
  • управляя групповой дискуссией и поддерживая ее в нужном направлении;
  • делая аккуратные записи, которые отражают идеи участников группы;
  • помогая группе понять ее собственные процессы, чтобы работать более эффективно;
  • обеспечивая уверенность в том, что обнаружены и проверены все предположения;
  • поддерживая участников в оценке имеющихся у них навыков и выработке новых;
  • используя консенсус, чтобы помочь группе принять решение, учитывающее мнение каждого из членов группы;
  • поддерживая участников в управлении их собственной межличностной динамикой;
  • обеспечивая обратную связь группе, что позволяет ей оценить собственный прогресс и сделать необходимые корректировки;
  • управляя конфликтом;
  • помогая группе оценить источники вне и внутри группы;
  • создавая позитивную среду, в которой участники могут работать продуктивно для достижения групповых целей;
  • поощряя лидерство в других членах группы через разделение ответственности по управлению группой;
  • обучая и воодушевляя других членов группы использовать процесс фасилитации.

Для описания всего разнообразия спектров существующих методов и стилей проведения фасилитации можно выделить несколько критериев. Они отражают различные измерения процесса фасилитации:

  • по критерию «особенности процесса» (структурированный – самоорганизующийся процесс; спонтанное – запланированное распределение ролей);
  • по критерию «охват решаемых проблем» (одноразовые мероприятия – серия мероприятий; узкие – широкие границы проблем);
  • по критерию «тип интервенций фасилитатора» (процесс – содержание);
  • по критерию «тип итогового продукта» (инструментальный – развивающий);
  • по критерию «тип аудитории» (большие группы – малые группы; однородность – разнородность; иерархичность – эгалитарность).
  • по критерию «сфокусированность воздействия» (организационное развитие – управление изменениями).

Сочетание этих 6 критериев для измерения разных аспектов процесса фасилитации определяет его различные модели.

Исходя из поставленной цели и количества участников, которые должны быть включены в процесс, разрабатывается дизайн предстоящего мероприятия: в соответствии с целью выбирается тот или иной, подходящий метод, который комбинирует те или иные техники фасилитации.

Этапы фасилитационной сессии

В общем виде процесс групповой фасилитации можно описать следующим образом:

1) Подготовка встречи

  • определение потребности во встрече;
  • определение цели встречи;
  • определение состава участников встречи (в том числе выступающих);
  • подготовка повестки дня/программы встречи;
  • подготовка необходимых материалов;
  • приглашение участников;
  • подготовка помещения.

2) Основная часть встречи

A. Вступительная часть:

  • организация рабочего пространства;
  • регистрация участников;
  • объявление о начале и сути встречи;
  • знакомство;
  • объявление норм работы и необходимой процедурной информации;
  • согласование повестки дня.

B. Сбор информации и идей:

  • выступления экспертов/докладчиков/представителей;
  • сбор дополнительной информации от других участников встречи;
  • обобщение представленной информации.

C. Структурирование информации:

  • группирование информации по смыслу;
  • оценка и приоритезация информации;
  • обсуждение приоритетной информации;
  • обобщение результатов обсуждения.

D. Подведение итогов:

  • согласование процедуры принятия решений (если необходимо принимать решения);
  • озвучивание результатов;
  • закрытие встречи.

3) Обратная связь и оценка

Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 37 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.

ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ

  • Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
  • Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.