Термин «фасилитация» буквально означает облегчение, упрощение, в данном случае, процесса обсуждения. Фасилитация помогает создавать пространство для обсуждения различных вопросов, дает возможность сосредоточиться на содержании, не отвлекаясь на форму.
Фасилитацию можно определить с точки зрения процесса и результата. С точки зрения процесса – это разработка, а также управление групповой структурой и процессами, которые помогают группе эффективно выполнять свою работу, минимизируя общие проблемы, с которыми сталкиваются люди, работая вместе.
Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:
- чего необходимо достичь;
- кто должен быть вовлечен;
- разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых заданий;
- коммуникация;
- достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов;
- групповая энергия, движущие силы и способности участников;
- физическая и психологическая среда.
Основная цель фасилитации – повышение групповой эффективности. С точки зрения результата – это помощь группе в том, чтобы стать лучше, а именно:
- повысить качество решений;
- повысить ответственность в отношении принимаемых решений;
- значительно сократить время реализации решений;
- улучшить отношения в группе;
- усилить личную удовлетворенность участников группы;
- способствовать организационному обучению.
Выделяют различные виды фасилитации:
- Фасилитация при проведении рабочих совещаний (meeting facilitation).
- Фасилитация рабочих групп и команд (team facilitation).
- Фасилитация организационных изменений (organisational facilitation).
- Фасилитация изменений на уровне макроэкономических, политических и социальных систем и сетей (system/network facilitation).
Роль фасилитатора
В процессе работы с группой фасилитатор вносит свой вклад:
- помогая группе определять ее общие цели и специфические задачи;
- помогая участникам оценить их потребности и разработать планы по их удовлетворению;
- создавая процесс, который поможет членам группы эффективно использовать время для принятия высококачественных решений;
- управляя групповой дискуссией и поддерживая ее в нужном направлении;
- делая аккуратные записи, которые отражают идеи участников группы;
- помогая группе понять ее собственные процессы, чтобы работать более эффективно;
- обеспечивая уверенность в том, что обнаружены и проверены все предположения;
- поддерживая участников в оценке имеющихся у них навыков и выработке новых;
- используя консенсус, чтобы помочь группе принять решение, учитывающее мнение каждого из членов группы;
- поддерживая участников в управлении их собственной межличностной динамикой;
- обеспечивая обратную связь группе, что позволяет ей оценить собственный прогресс и сделать необходимые корректировки;
- управляя конфликтом;
- помогая группе оценить источники вне и внутри группы;
- создавая позитивную среду, в которой участники могут работать продуктивно для достижения групповых целей;
- поощряя лидерство в других членах группы через разделение ответственности по управлению группой;
- обучая и воодушевляя других членов группы использовать процесс фасилитации.
Для описания всего разнообразия спектров существующих методов и стилей проведения фасилитации можно выделить несколько критериев. Они отражают различные измерения процесса фасилитации:
- по критерию «особенности процесса» (структурированный – самоорганизующийся процесс; спонтанное – запланированное распределение ролей);
- по критерию «охват решаемых проблем» (одноразовые мероприятия – серия мероприятий; узкие – широкие границы проблем);
- по критерию «тип интервенций фасилитатора» (процесс – содержание);
- по критерию «тип итогового продукта» (инструментальный – развивающий);
- по критерию «тип аудитории» (большие группы – малые группы; однородность – разнородность; иерархичность – эгалитарность).
- по критерию «сфокусированность воздействия» (организационное развитие – управление изменениями).
Сочетание этих 6 критериев для измерения разных аспектов процесса фасилитации определяет его различные модели.
Исходя из поставленной цели и количества участников, которые должны быть включены в процесс, разрабатывается дизайн предстоящего мероприятия: в соответствии с целью выбирается тот или иной, подходящий метод, который комбинирует те или иные техники фасилитации.
Этапы фасилитационной сессии
В общем виде процесс групповой фасилитации можно описать следующим образом:
1) Подготовка встречи
- определение потребности во встрече;
- определение цели встречи;
- определение состава участников встречи (в том числе выступающих);
- подготовка повестки дня/программы встречи;
- подготовка необходимых материалов;
- приглашение участников;
- подготовка помещения.
2) Основная часть встречи
A. Вступительная часть:
- организация рабочего пространства;
- регистрация участников;
- объявление о начале и сути встречи;
- знакомство;
- объявление норм работы и необходимой процедурной информации;
- согласование повестки дня.
B. Сбор информации и идей:
- выступления экспертов/докладчиков/представителей;
- сбор дополнительной информации от других участников встречи;
- обобщение представленной информации.
C. Структурирование информации:
- группирование информации по смыслу;
- оценка и приоритезация информации;
- обсуждение приоритетной информации;
- обобщение результатов обсуждения.
D. Подведение итогов:
- согласование процедуры принятия решений (если необходимо принимать решения);
- озвучивание результатов;
- закрытие встречи.
3) Обратная связь и оценка
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 37 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.