Язык – это очень сложное явление, характеризующееся наличием большого числа слоев или уровней. В науке существуют разногласия о количестве уровней в языке, но наиболее часто выделяют следующие: фонетико-фонологический, морфемный, лексико-семантический и синтаксический. У каждого уровня есть своя единица, которую нужно как уметь выделять, так и описывать, чтобы лучше понимать устройство языка. Получение соответствующей информации позволяет, в том числе в дальнейшем и облегчить изучение и преподавание языка. Сегодня предлагаю кратко посмотреть на некоторые методы, которые разработали ученые, чтобы проводить исследования предложений, выявлять их структуру, способы связи элементов, выполняемые ими функции и пр. Обратите внимание, что ни один из методов не является универсальным, и имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Логико-синтаксический метод
Первые попытки синтаксического анализа представляли собой перенесение понятий логики на синтаксис. Благодаря этому появляются такие понятия как «предложение», «подлежащее» и «сказуемое» сопоставляются с такими понятиями как «суждение», «субъект» и «предикат». Вот основные положения, характерные для данного подхода:
1)предполагается, что предложение состоит из отдельных членов;
2)члены предложения неоднородны. Они могут быть обязательными (главными) и факультативными (второстепенными), которые лишь раскрывают и дополняют главные;
3)главные члены тоже неоднородны: первичным является сказуемое;
4)безличное предложение скрывает подлежащее в глаголе (либо в окончании (Иду! (предполагается, что «я»), либо в неопределенном местоимении (it’s raining));
5)синтаксический анализ – это нахождение главных и второстепенных членов в предложении, определение их функций на основании логических вопросов; в случае работы со сложным предложением – это также определение типа синтаксической связи (сочинение или подчинение).
Некоторые недостатки:
1)исходит из неверной посылки о том, что предложение тождественно суждению (так, например, побудительное предложение «Заходи!» не выражает никакого суждения, поскольку оно ничего не утверждает и не отрицает);
2)происходит смешение логических и грамматических категорий;
3)не изучает односоставные глагольные предложения, односоставные именные предложения и неверно устанавливает взаимоотношения между простыми и сложными предложениями;
4)неясны принципы распознавания второстепенных членов предложения.
Психолого-синтаксический метод
Психолого-синтаксический метод пришел на смену логико-синтаксическому методу во второй половине 19 века – начале 20 века. Одним из представителей науки, разрабатывающим этот метод был А.А. Шахматов, который считал, что задача синтаксиса состоит в обнаружении способов мышления, реализуемых в слове, словосочетании и предложении. Предложение хоть и выражает единицу мышления человека, однако не точно отображает это самое мышление. Например, в мышлении человека всегда есть психологический субъект (представление о предмете либо конкретном признаке) и психологический предикат (представление о признаке предмета или отвлеченном признаке), но в предложении не всегда есть подлежащее и сказуемое (Прошу войти).
Основные выводы:
1)абсолютно независимым членом предложения является подлежащее;
2)в составе предложения всегда есть господствующее слово, которое выделяется по различным признакам: своей форме, расположению в словосочетании, интонации и семантике;
3)все члены предложения делятся на 4 группы: господствующие члены, зависимые члены (второстепенные), служебные (связки) и слова, не составляющие членов предложения (обращения и вводные конструкции);
4)иногда члены предложения опускаются, но их возможно восстановить по структуре предложения.
Учение о частях речи
Впервые о необходимости изучение синтаксиса через части речи заговорил А.А. Потебня, который считал, что члены предложения и части речи соотносимы. А.М. Пешковский проводит такую соотнесенность: сказуемое – спрягаемый глагол, подлежащее – несогласуемое слово, дополнение – управляемое или примыкающее имя; определение – согласуемое имя; обстоятельство – наречие; второстепенное сказуемое – инфинитив. Получается, что найти тот или иной член предложения — значит найти соответствующую часть речи. На деле, однако, такая зависимость выполняется не всегда (Олимпийские игры состоятся (где?) в Москве).
Формально-грамматический метод
Согласно этому методу, нужно акцентировать внимание на словосочетании, описать все их типы и функции; при этом нужно описать как сами словосочетания, так и то, как они соединяются с другими словосочетаниями. В связи с этим выделяются разные типы словосочетаний, например: словосочетания, отношения между словами которых выражены падежными окончаниями (на вершине горы), словосочетания, отношения между словами в которых реализуются при помощи союзов (приходили и уходили); словосочетания, отношения между словами которых не выражены никакими способами (давно служите) и др. Подобные описания давались так же типам связей словосочетаний друг с другом и предложениям.
Синтагматический анализ
Этот подход стал активно применяться в 20 веке, хотя зачатки его появились еще в античности. Основной такого анализа является синтагма, которая в русском и европейском языкознании получила разные толкования, что было обусловлено разными задачами, которые ставили перед собой исследователи. В связи с этим синтагматический анализ делится на два типа.
В русском языкознании под синтагмой понимается элемент связной речи, который противопоставляется лексеме – слову как абстрактной единице (совокупность форм и значений слова). Согласно этому подходу в предложении «клин клином вышибают» три синтагмы и две лексемы. Синтагма выражает единое смысловое значение и имеет особое ударение, иногда совпадает по объему с членом предложения, словом или словосочетанием. Задача синтагматического анализа – понять смысл предложения. Нередко смысл предложения зависит от того, как он делится на синтагмы: студент из университета / получил приглашение – студент / из университета получил приглашение.
В европейском языкознании синтагма – это элементы, выстроенные в линейную протяженность, которые связаны между собой как определяющее и определяемое. Синтагмы делятся на внутренние (про-играть) и внешние (потерять в игре). Было выявлено, что определяющее во внутренней синтагме обозначает постоянный признак определяемого (домик – приятный маленький дом), а во внешней – случайный (маленький дом – речь только о размере, о приятном восприятии не говорится). Синтагматический анализ позволил выявить и иные особенности структуры предложения, в частности описать несинтагматические отношения (сочинение, подчинение и внесение), но с его помощью невозможно описать все особенности отношений, наблюдаемых в предложениях.
Анализ по позиционным звеньям
Этот метод был разработан профессором Т.П. Ломтевым. Он выделял в синтаксисе две единицы – предложение и позиционное звено. Материальным воплощением позиционного звена является слово, которое занимает определенное место в предложении. Каждое слово благодаря своей форме и позиции предопределяет форму и иные характеристики следующего слова. Например, слово «пишу» предопределяет возможность дальнейшего указания на орудие письма и форму его выражения (творительный падеж, существительное со значением орудия письма).
Метод эксперимента
Это метод стал применяться в науке, начиная с 20-х годов прошлого века, его родоначальниками являются А.М. Пешковский и Л.В. Щерба. Этот метод позволяет, изменяя контексты, то есть экспериментируя, ставить исследуемую единицу в разные условия и наблюдать за тем, как меняется ее смысл. Например, А.М. Пешковский говорит, что смысл слова «лишь» в предложении «По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах» может быть понято как в значении времени (лишь=когда), так и в значении ограничения предмета (звезды, а не месяц и звезды). Он же доказал наличие таких синтаксических связей как сочинение и подчинение, которые до этого выводились только интуитивно.
Метод парадигматического описания
Парадигма – это совокупность флективных изменений, которые служат образцом для формообразования данной части речи.
Благодаря этому методу выявлено, что содержание предложения может быть реальным и ирреальным. В первом случае оно выражается индикативом (у которого есть три времени – настоящее, прошедшее и будущее), а во втором 4 иными наклонениями (сослагательным, желательным, долженствованием и побуждением). В языке можно выделить схемы построения предложений, причем особая роль в них отводится глаголу. Некоторые предложения могут принимать любую форму, обладая полной парадигмой, а некоторые нет, например, не могут использоваться в каком-либо из наклонений.
Анализ по непосредственным составляющим и трансформационный анализ
Этот метод был разработан для американской дескриптивной лингвистики. Он предполагает изучение структуры предложения и выявление возможных связей слов друг с другом для последующей разработки допустимых схем построения предложений. Поскольку слов в языке очень много, то предложения разбиваются на непосредственные составляющие, то есть единицы, которые наиболее тесно связаны друг с другом, и объединены по какому-либо признаку (например, именная группа, глагольная группа). Поскольку у этого метода очень много недостатков и его нельзя назвать достаточно простым и экономным, то дескриптивисты стали разрабатывать иной метод анализа – трансформационный.
Трансформационная грамматика вводит понятия глубинной и поверхностной структуры. Поверхностную структуру мы наблюдаем непосредственно, а вот глубинная структура представляет собой некий смысл предложения. Н. Хомский приводит достаточно примеров, когда выражения могут иметь одинаковую поверхностную структуру, но разную глубинную структуру, что может приводить к неопределенности понимания. Например, выражение flying planes неоднозначно, он может обозначать как полеты на самолетах, так и летающие самолеты. Благодаря исследованиям трансформационной грамматики удается доказать, что выражения, имеющие одинаковую поверхностную структуру, несут разный смысл. Например, что субстантивные словосочетания, включающие в себя формы именительного и родительного падежей (пьеса Гоголя, охрана природы, приглашение писателя) хотя внешне и не отличаются друг от друга, но имеют разную синтаксическую сущность.
Желающие более подробно ознакомиться с методами изучения языка всегда могут обратиться к специальной литературе. Например, трансформационный анализ и анализ по непосредственным составляющим в упрощенной форме подан в книге Дж. Лайонза "Введение в теоретическую лингвистику" (хотя и все равно они остаются крайне непростыми для понимания).
Спасибо за прочтение и лайки:) Если вы интересуетесь английским языком или лингвистикой в целом, то подписывайтесь на мой канал вк (https://vk.com/iluminary1). Там информация подается в более ужатом формате.