Найти тему

Как мозг воспринимает компьютерные игры

Нужно понимать, что для мозга нет разницы реальный это или виртуальный мир. Именно поэтому когда мы смотрим фантастические сериалы, или фильмы ужасов мы так вовлечены. В первом случае мозг учится адаптироваться под новую незнакомую реальность, он вообще все время учится. Одна из наших базовых потребностей это потребность в информации.

Во втором случае он тоже учится, но мозг в первую очередь фиксирует и выделяет негатив. Это необходимо для нашего самосохранения. Вспомните как вы просыпались от кошмара ночью, вы воспринимали все происходящее во сне как реальность. Такая реакция связана с пониженным уровнем серотонина, его ночью воспроизводится гораздо меньше, а он ответственен за наше спокойстивие.

Но возвращаемся к эскапизму то есть погружению в другую реальность. Почему миллионы людей играют в компьютерные игры, почему наш мозг заставляют некоторых из нас буквально "подсаживаться" на это дело? Секрет кроется в двух нейромедиаторах. Первый это дофамин. Он побуждает нас делать многие вещи с целью получения положительного подкрепления. Он наш самый главный мотиватор. Прошли вы новый уровень в игре получили положительное подкрепление в виде какого-то приза или награды. Мозг это задекларировал и после этого дофамин заставляет нас сесть за компьютер и быстрее получить новое вознагрождение.

В игре очень важно и ощущение незаконченности. Возможно вы знаете про эффект Зейгарник? Незаконченное не дает нам покоя. В гештальт психологии принято закрывать незакрытые дела потому что они не дают нам покоя. Хотя как не пародоксально человеку нужны незакрытые дела. Решая проблемы, мы развиваемся, двигаемся вперед, обучаемся.

И второй нейромедиатор это норадреналин. Его активность проявляется когда с нами что-то происходит, но в конце мы оказываемся в безопасности. Это как полет на парашюте. Когда мы приземлимся на Землю мозг поймет что в безопасности и с нами ни чего опасного не произошло, тогда он "выбросит" норадреналин. А это огромный эмоциональный всплеск. Именно норадреналин заставляет нас повторить это ощущение, которое на самом деле ощущение безопасности. В игре тоже самое, мозг не отличает разницу между игрой и реальностью. А в играх бывают и перестрелки и другие опасные моменты и когда вы прошли интересный, завораживаюший, волнительный тур, закончили его и с вами ни чего неслучилось, мозг станет выделять больше норадреналина.

Если вкратце то именно так мозг воспринимает компьютерную игру.

Что касается полезности и опасности игр. То действительно в них много и полезного. Например игры используются в нейропсихологии при лечении лингвистических дефектов, проблем связанных с нарушением некоторых участков мозга.

Компьютерные игры учат концентрации, вниманию, но при этом увлеченные компьютерными играми не развивают самый главный человеческий навык социализации. А она напрямую связана с нашим общим интеллектом, с дефолтной системой мозга и многим другим необходимым для мышления и коммуникации качествам. Исследования методами нейровизуализации показали, что размеры основных отделов мозга, таких как миндалевидное тело, лобная и височные доли, коррелируют с количеством наших социальных связей.