Нужно понимать, что для мозга нет разницы реальный это или виртуальный мир. Именно поэтому когда мы смотрим фантастические сериалы, или фильмы ужасов мы так вовлечены. В первом случае мозг учится адаптироваться под новую незнакомую реальность, он вообще все время учится. Одна из наших базовых потребностей это потребность в информации.
Во втором случае он тоже учится, но мозг в первую очередь фиксирует и выделяет негатив. Это необходимо для нашего самосохранения. Вспомните как вы просыпались от кошмара ночью, вы воспринимали все происходящее во сне как реальность. Такая реакция связана с пониженным уровнем серотонина, его ночью воспроизводится гораздо меньше, а он ответственен за наше спокойстивие.
Но возвращаемся к эскапизму то есть погружению в другую реальность. Почему миллионы людей играют в компьютерные игры, почему наш мозг заставляют некоторых из нас буквально "подсаживаться" на это дело? Секрет кроется в двух нейромедиаторах. Первый это дофамин. Он побуждает нас делать многие вещи с целью получения положительного подкрепления. Он наш самый главный мотиватор. Прошли вы новый уровень в игре получили положительное подкрепление в виде какого-то приза или награды. Мозг это задекларировал и после этого дофамин заставляет нас сесть за компьютер и быстрее получить новое вознагрождение.
В игре очень важно и ощущение незаконченности. Возможно вы знаете про эффект Зейгарник? Незаконченное не дает нам покоя. В гештальт психологии принято закрывать незакрытые дела потому что они не дают нам покоя. Хотя как не пародоксально человеку нужны незакрытые дела. Решая проблемы, мы развиваемся, двигаемся вперед, обучаемся.
И второй нейромедиатор это норадреналин. Его активность проявляется когда с нами что-то происходит, но в конце мы оказываемся в безопасности. Это как полет на парашюте. Когда мы приземлимся на Землю мозг поймет что в безопасности и с нами ни чего опасного не произошло, тогда он "выбросит" норадреналин. А это огромный эмоциональный всплеск. Именно норадреналин заставляет нас повторить это ощущение, которое на самом деле ощущение безопасности. В игре тоже самое, мозг не отличает разницу между игрой и реальностью. А в играх бывают и перестрелки и другие опасные моменты и когда вы прошли интересный, завораживаюший, волнительный тур, закончили его и с вами ни чего неслучилось, мозг станет выделять больше норадреналина.
Если вкратце то именно так мозг воспринимает компьютерную игру.
Что касается полезности и опасности игр. То действительно в них много и полезного. Например игры используются в нейропсихологии при лечении лингвистических дефектов, проблем связанных с нарушением некоторых участков мозга.
Компьютерные игры учат концентрации, вниманию, но при этом увлеченные компьютерными играми не развивают самый главный человеческий навык социализации. А она напрямую связана с нашим общим интеллектом, с дефолтной системой мозга и многим другим необходимым для мышления и коммуникации качествам. Исследования методами нейровизуализации показали, что размеры основных отделов мозга, таких как миндалевидное тело, лобная и височные доли, коррелируют с количеством наших социальных связей.