Некоторое время назад я прочитал научно-фантастический роман Ричарда Пауэрса «Замешательство» (2021), который вошёл в шорт-лист Букеровской премии.
В романе речь идет об овдовевшем отце-одиночке, учёном астробиологе по специальности, который воспитывает нейроотличного (расстройство аутистического спектра, СДВГ, ОКР) девятилетнего сына. Его покойная жена (тоже вероятно, нейроотличная) с пунктиком относительно экологии, недавно погибла в автокатастрофе, пытаясь объехать опоссума на дороге.
Я не книжный блогер и не литературный критик, однако рискну представить Вашему вниманию несколько своих рассуждений в духе прикладного психоанализа (внимание, небольшие спойлеры).
Для начала следует обратить внимание на то, какая удивительная инцестуозная атмосфера царит в их доме.
Ведь инцестуозность [инцестуальность], согласно французскому психоаналитику Полю-Клоду Ракамье, это не инцест – тут нет непосредственных сексуальных отношений между кровными родственниками живущими под одной крышей.
Тут присутствует не именно сам половой акт, а именно «атмосфера», «дух» инцеста, который витает между отцом и сыном (на фоне горя по утраченной жене и матери соответственно).
Инцестуозность – это в первую очередь отрицание фундаментального различия между полами и поколениями.
Инцестуозность – это и попытки представителя одного поколения выдать и заменить собой представителя другого поколения (в данном случае реально утраченного, но часто и живого).
В таких инцестуозных семьях всегда есть какой-то секрет, тайна, предки перемешиваются с потомками.
Присутствует явное смешение ролей, нарушение границ и семейных функций.
Непонятно, кто кому кто, кто о ком заботится. Часто дети не по годам мудры и ответственны и играют роль родителей, а родители немощны и безответственны и ведут себя как неразумные дети, что типично например, для семей алкоголиков.
Отношения отца с Я-Идеалом (идеальными образом) его умершей жены, делают невозможной проведение им психологической «работы горя», что приводит к его нарастающей аутизации, уходу в мир иллюзий и исключению других людей.
Так как проработки собственной скорби по утрате не происходит, его внутренний мир постепенно, но неуклонно коллапсирует.
Об умершей например, говорят как о живой, на словах признавая факт смерти, продолжают «видеть» ее так, как будто, ничего не случилось (продолжая быть атеистом, отрицая жизнь после смерти и не веря в духов предков и пр.).
Сын как бы становится умершей женой, преодолевая границу между поколениями и полом и исполняя этим бессознательное желание отца, что в финале вызывает к жизни деструктивные фантазмы влечения к смерти.
Любые вопросы или вмешательства со стороны третьих лиц (будь то учителей в школе, психологов, социальных работников) вызывают у главного героя приступы гнева, страха и агрессии, атмосфера хронической лжи и недосказанности приводит к развитию параноидных реакций и ощущению глобального капиталистического и даже фашистского заговора (чуть ли не гражданская война и гибель Америки).
Вторая линия романа Ричарда Пауэрса «Замешательство» – это проблемы экологии, защиты прав животных и биоразнообразия.
Однако тут достаточно быстро становится понятно, что энергию любви к вымирающим видам, «зеленые» экоактивисты черпают именно в ненависти к человеческому роду в целом.
Возможно, конечно это чистое совпадение, но первые в истории законы по защите прав животных появились именно в Третьем Рейхе.
Скрытая девальвация и дискредитация человека транслируется через экологические идеи, внушая мысль, что человечество, человек не является высшей ценностью.
Тут разумеется, недалеко до рассуждений в духе Агента Смита из «Матрицы», который считал людей чем-то вроде вредоносных вирусов.
А если это так, то и исчезновение человечества это, возможно, самый лучший экологический проект по сохранению биоразнообразия, флоры и фауны.
Все заканчивается достаточно предсказуемо. Ненависть к людям, которая может достаточно серьезно и долго компенсироваться деятельной любовью к «братьям нашим меньшим», в конце концов завершает круг и яростно обрушивается на героя.
Рано или поздно любой человек понимает, что он не ангел и не зверь, а просто человек и что не менее важно, что он ещё и Сын Человеческий (Ecce homo) и что пропасть между поколениями непреодолима.
И эта ненависть, которой он яростно любил все живое за исключением лишь человека – уничтожает в конце концов его самого.
Про роман Ричарда Пауэрса «Замешательство» в Википедии https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD)
© Автономов Денис, 2024
#размышления
#психоанализ
#книги