Найти тему
Разноцветные грани

Падение Икара: разные взгляды художников

Часто одно и то же люди воспринимают по-разному. И порой оценки и суждения бывают диаметрально противоположными. То, что кажется значимым для одного, для другого представляется не заслуживающим внимания.
Миф об Икаре знаком всем со школьных лет, это один из самых популярных древнегреческих мифов. Но всё же напомню вкратце эту историю.

Икар и его отец — искусный мастер, архитектор и изобретатель Дедал — в течение многих лет томились на острове Крит в плену у царя Миноса. Из плена нельзя было бежать ни по земле, ни по морю. И вот Дедал решил покинуть Крит по воздуху. Из птичьих перьев и воска он сделал крылья для себя и сына. Перед полётом-побегом Дедал дал Икару наставления и предупредил, что нельзя лететь слишком низко, так как морские волны могут намочить перья, и крылья станут тяжёлыми. Нельзя лететь также и слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск, соединяющий перья.

И вот Дедал и Икар полетели. Древнеримский поэт Овидий так пишет об этом:

Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащею удою,

Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший,

Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу,

За неземных принимали богов.

(перевод Сергея Шервинского)

Но Икар, испытавший восторг и радость от парения по воздуху, забыл наставления отца и поднялся слишком высоко в небо. Воск на его крыльях расплавился, перья рассыпались, и Икар упал в море...

Падение Икара стало темой многих произведений изобразительного искусства.
Очень интересно сравнивать, как художники изображали сюжет. Разные мастера работали разными средствами, в разных техниках. И при этом делали акцент на разном. Или вовсе не делали никаких акцентов.

Например, на античной фреске мы видим и упавшего Икара, и Дедала, который с высоты смотрит на сына, и в его позе чувствуется горе, отчаяние. Видим и других людей, по-разному реагирующих на событие: кто-то удивляется летящему человеку, кто-то пытается оказать помощь упавшему Икару.

Античная фреска. из Помпей. 40-79 гг.
Античная фреска. из Помпей. 40-79 гг.

А ниже — репродукция картины Питера Брейгеля Старшего, написанной этим выдающимся нидерландским живописцем на мифологический сюжет.
На первом плане — идущий за плугом пахарь. Далее расположился со своими овцами пастух, а в правом нижнем углу — рыбак. Мы видим морской пейзаж, суда, плывущие по морской глади. Жизнь идёт своим чередом, люди заняты привычными делами. А где же герои мифа?

Дедал на картине не изображён. О его присутствии говорит лишь устремлённый в небо взгляд пастуха овец. А где Икар? Его, вернее, его торчащие из воды ноги да несколько кружащихся над ними перьев, не сразу заметишь между кораблём и рыбаком. Главному герою картины отведено на ней очень незначительное, малое по площади, место.

Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1558 г. Холст, масло. 73,5 × 112 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1558 г. Холст, масло. 73,5 × 112 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Прекрасная картина Брейгеля даёт много пищи для размышлений, заставляя задуматься, какую мысль хотел донести художник до зрителя, как трактовал древнегреческий миф. Возможно, Брейгель осуждал Икара за гордыню и неповиновение отцу, противопоставляя его безрассудству скромный ежедневный труд пахаря. А может, он хотел проиллюстрировать нидерландскую пословицу "Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает". Жизнь сурова, и гибель одного человека не прерывает её течения.

А вот произведение другого голландца — Хендрика Гольциуса (1558 — 1617).
Гравюра "Падающий Икар", и основное внимание уделено здесь главному персонажу.

Хендрик Гольциус. Падающий Икар. 1588 г. Гравюра резцом на меди. 44.3×34 см
Хендрик Гольциус. Падающий Икар. 1588 г. Гравюра резцом на меди. 44.3×34 см

Поскольку гравюра входит в серию "Четыре позора" (наряду с Икаром Гольциус создал в ней образы Фаэтона, Тантала и Иксиона), нет никаких сомнений, что мастер насмехается над героем, осуждает его. При этом, показывая Икара комично, сосредоточивается на анатомических подробностях, тщательно гравирует мощные мускулы.

И ещё несколько произведений, посвящённых падению Икара, созданных в разное время и вызывающих различные мысли, чувства и эмоции — от жалости и сострадания до восхищения силой человеческого духа, стремлением к свободе.

Карло Сарачени. 1606 г.
Карло Сарачени. 1606 г.
Якоб Питер Гови, Падение Икара, 1635-1637 гг. Холст, масло. 195 x 180 см. Музей Прадо, Мадрид,, Испания
Якоб Питер Гови, Падение Икара, 1635-1637 гг. Холст, масло. 195 x 180 см. Музей Прадо, Мадрид,, Испания

Тобиас Верхахт, Падение Икара., 1689 г.
Тобиас Верхахт, Падение Икара., 1689 г.

Генри Томсон (1773 - 1843 гг.) Икар после своего падения, найденный на берегу моря
Генри Томсон (1773 - 1843 гг.) Икар после своего падения, найденный на берегу моря
Влахо Буковац. Икар на скалах., 1897 г.
Влахо Буковац. Икар на скалах., 1897 г.
Герберт Джеймс Дрейпер. Оплакивание Икара., 1898 г.
Герберт Джеймс Дрейпер. Оплакивание Икара., 1898 г.
Майкл де Мароллес,. Икар., 1676 г.
Майкл де Мароллес,. Икар., 1676 г.
Марк Шагал. Падение Икара. 1975 г. Холст, масло. 213×198 см. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
Марк Шагал. Падение Икара. 1975 г. Холст, масло. 213×198 см. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
Александр Аксинин. Падение Икара. 1984 г. Гравюра. 9.7×8 см
Александр Аксинин. Падение Икара. 1984 г. Гравюра. 9.7×8 см