Человек часто воспринимает себя и своих партнёров, как нечто отдельное, обособленное от других людей. Между тем я уверен, что осознание взаимосвязи между людьми и силы взаимного влияния людей друг на друга – является ключевым условием при решении целого ряда психологических проблем. Данную тему я и хотел бы рассмотреть в этой статье. Надеюсь, этот текст поможет Вам иначе взглянуть на окружающую реальность, оторвёт Вас от привычного, давно знакомое сделает новым.
Для начала мы рассмотрим примеры того, какое воздействие на отдельного человека могут оказывать окружающие его люди и каково значение людей друг для друга. Далее коснемся сложностей и когнитивных искажений, с которыми сталкиваются те, кто полностью или частично игнорирует значимость социальных связей. В конце поговорим о концепции личности, которая позволяет раскрыть социальную природу человека.
Социальное окружение
Сила воздействия на человека окружающих его людей хорошо известна специалистам по социальной психологии – одному из самых внушительных разделов психологической науки. Например, психолог – Дэвид Д. Майерс со ссылкой на Клода М. Стила так пишет о склонности человека оправдывать ожидания окружающих его людей.
Если женщины осознают, что от них не ждут высоких достижений ни в математике, ни в естественных науках, они могут начать вести себя в соответствии с этими ожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти предрассудки, а реализовать свои возможности в других областях (Д. Майерс).
Впрочем, ожидания могут быть и более позитивными. Например, если вы мужчина в патриархальном обществе, то ожидания вашего окружения относительно вас, скорее подстегнут вас к свершениям. Ну, или приведут к фрустрации.
Другие социальные психологи – в частности, Соломон Аш и Стенли Милгрем, в своё время провели научные эксперименты, продемонстрировавшие влияние других людей на поведение, мысли и оценочные суждения индивида. Описание соответствующих экспериментов, посвящённых подчинению авторитету и конформности легко найти в сети.
Психотерапевты, в процессе избавления человека от психических расстройств, уделяют большое внимание факторам, поддерживающим то или иное расстройство. К числу таких факторов относят и социальное окружение. (1) Например, постоянная критика, морализаторство, упрёки и отсутствие одобрения со стороны значимых людей развивают и поддерживают в человеке негативную самооценку. Следствием этого является потеря уверенности в себе и надежды, что человек сам может изменить ситуацию, а также укрепление малоадаптивного поведения. (2) Поддерживать психическое расстройство может и хорошее отношение близких людей, т.к. позитивным подкреплением, поддерживающим малоадаптивное поведение, может быть их внимание, желание помочь, взяв на себя ответственность. Это позволяет человеку оправдать свои сиюминутные капризы, культивирует жалость к себе, даёт ощущение временного облегчения и того, что он никому ничего не должен. (3) В процессе взаимодействия с другими людьми также тренируются навыки общения, благодаря которым человек может получить необходимую помощь от других и отказаться от требований, которые человека фрустрируют.
Умением контролировать своё поведение и управлять своими эмоциями человек также овладевает с помощью других, путём процесса интериоризации (процесс переноса отдельных действий во внутренний план). Команды и тычки родителей «не шаркай ногами», «успокойся» и «пора вставать» со временем становятся внутренними инструментами саморегуляции повзрослевших детей.
Немного отойдя от психологии, стоит указать, что связи между людьми учитываются в рамках социально-экономического анализа. Например, известный американский социолог, профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк) Иммануил Валлерстайн, описывая структуру доходов наёмных рабочих, в качестве единицы анализа использует не отдельных людей, а домохозяйства. Под домохозяйством он понимает общность неравных людей числом примерно от трёх до десяти человек, которые на протяжении долгого времени пытаются вместе выжить и для этого объединяют все доступные им источники дохода. Члены домохозяйств могут быть объединены родственными или дружескими узами и даже не всегда проживают совместно. Именно из домохозяйств, а не из отдельных людей, состоят крупные социальные группы – классы.
Если же смотреть в ретроспективе, то можно отметить роль социального взаимодействия в эволюции человека. Например, антрополог Марина Бутовская рассказывает:
...человека сделали человеком именно социальные отношения. Можно сказать, что разум и интеллект развивались не для того, чтобы эффективнее срывать бананы с дерева, а для того, чтобы эффективно функционировать в коллективе (М. Бутовская).
Также антропологи отмечают значение взаимопомощи, как частного случая социального взаимодействия. Например, популярный антрополог и кандидат биологических наук Станислав Дробышевский, говорил, что взаимопомощь – это видовая характеристика человека. Более того, взаимопомощь, как качество человека, уже давно распространяется и на представителей других видов. В качестве примера он приводит заботу о собаках, чьё приручение, по разным данным, началось от 14 до 30 тысяч лет назад. Здесь также нельзя не вспомнить тезис Его Сиятельства князя Кропоткина, который провозгласил взаимопомощь фактором эволюции.
Ну и наконец, значение социальных связей между людьми находит своё отражение в сфере искусства, где можно привести не менее интересные примеры. Сценарный консультант Джон Труби в своей книге – практическом руководстве для написания литературных произведений – пишет:
Самая большая ошибка, которую допускают авторы в работе над персонажами: они представляют главного героя в отрыве от остальных действующих лиц. Герой один, в вакууме, никак не связан с остальными. В итоге мы имеем не только неинтересного героя, но картонного противника и еще менее убедительных персонажей второго плана (Д. Труби).
Слова Джона Труби справедливы не только в отношении художественных работ. Например, в документальном фильме режиссёра Барбе Шрёдера об известном адвокате Жаке Вержесе, образ главного героя рисуется его друзьями, товарищами, клиентами, членами семьи и коллегами. Мэтр Вержес предстаёт зрителю во взаимосвязях со всеми этими людьми.
Выше я коснулся тех случаев, когда социальные связи есть. Но нередко ценность и значение тех или иных вещей в полной мере осознаётся, когда они отсутствуют. Длительная социальная депривация, с которой сталкиваются люди, находясь в одиночных тюремных камерах, сопровождается не только психическими, но и физиологическими расстройствами. А смерть близкого человека воспринимается людьми как утрата части самого себя.
Индивидуализм
Очевидную, казалось бы, важность социальных связей сложно бывает принять индивидуалистам – людям, которые ставят в приоритет личные цели и превозносят персональные достижения, тем, кто защищает частные интересы и стремится к частной выгоде; связи между такими людьми не обременены, в противоположность социальной сплочённости, обязательствами действовать совместно. (В данном случае я опираюсь на определение И., предложенное Гертом Хофстеде.) Отдельный человек рассматривается индивидуалистами в качестве единственной единицы психологического анализа и сам воспринимает себя таковым. А само человеческое общество представляется состоящим из самодостаточных индивидов, действующих исключительно по собственному усмотрению.
Да, в ряде случаев человек с более независимым мнением и поведением может раскачать застоявшееся общество. Часто это бывает важно и даже необходимо. Но крайний индивидуализм нередко переходит в абсурд и создаёт ряд дополнительных проблем в жизни, которых можно избежать.
Я сам не раз наблюдал, как идею, рождённую в творческом коллективе во время мозгового штурма, в конечном итоге приписывали отдельному человеку, которого к этой мысли подвели остальные участники. Такую ситуацию можно рассматривать как частный случай эгоистического предубеждения, которое относят к числу когнитивных искажений, поддерживающих самооценку.
Также рискну предположить, что индивидуалисты в большей степени склонны разделять установку на исключительность. Эту установку можно было бы выразить словами «Я не такой, как другие, общие законы не должны на меня распространяться». Такая установка лежит в основе страха смерти и невозможности принять ограниченность человеческой жизни во времени. В итоге столкновение со смертью становится для такого человека травмирующим событием и для интеграции такого опыта ему опять же необходимо разделить этот опыт с другими людьми.
В рамках небольшого отступления
Для осмысления темы смерти могу рекомендовать ряд произведений, которые мне самому пригодились в моей практике. (1) Документальный фильм «Терри Пратчетт: Выбирая умереть» с участием известного английского писателя. В этом фильме рассказчик пытается решить дилемму неизлечимо больного человека, теряющего разум. (2) Художественный фильм «Легенда о Зелёном рыцаре», снятый по мотивам средневековой поэмы с выраженной кельтской тематикой. (3) Ближе всего к теме данного раздела статья А.Б.Холмогоровой «Страх смерти: культуральные источники и способы психологической работы».
Но наиболее ярко индивидуализм показан в художественном произведении – в фильме «День сурка». Ценности и поведение главного героя (Билл Мюррей в роли Фила Коннорса) создатели картины изящно подчеркнули стихами Вальтера Скотта из «Сказания о последнем менестреле»:
Бедняга, замкнувшись в мыслях о себе,
Земного счастья он лишился,
И, дважды умерев, спустился
В тот прах, откуда он восстал
Без скорби, почестей и славы.
Необходимо учитывать и тот факт, что индивидуалистические ценности могут транслировать психологи. Увы, но психологическая наука очень чувствительна к системам ценностей носителей научного знания, и менее компетентный человек не сразу может отличить объективное научное знание от ценностных предпочтений того или иного специалиста. Но это уменье может пригодится для лучшего понимания как психологической литературы, так и конкретных рекомендаций психологов.
Возьмём для примера классическую книгу по психологии – «Когнитивно-поведенческая терапия: от основ к направлениям» автора Джудит Бек. Когнитивно-поведенческая школа претендует на звание наиболее научно обоснованного направления в психологии. А эта книга является ценным пособием как для практикующих специалистов, так и для тех, кто хочет научиться самостоятельно решать свои психологические проблемы. Но даже в такой работе проскальзывают ценностные установки. В одном из примеров автор приводит такую рекомендацию.
Знаете, Салли, иногда у меня бывают похожие мысли: „Мне нужно сделать так, чтобы все были счастливы“. Но затем я напоминаю себе, что я должна в первую очередь заботиться о самой себе... (Д. Бек).
В данном случае мнение Дж. Бек, скорее всего, отчасти основывается на критериях психического здоровья, предложенные Албертом Эллисом, а отчасти – на ценностях современной западной культуры. Так или иначе, но в основе такого подхода находится представление о человеке, как об обособленной личности (например, как совокупности черт характера, персональных конструктов, жизненных ценностей, наследственных признаков и т. п.). Личность как бы ограничивается пределами отдельного человека, представляется чем-то, что находится как бы «внутри» него. Такому взгляду на личность противостоит концепция личности, предложенная Эвальдом Ильенковым.
Об Ильенкове
Круг научных интересов Эвальда Васильевича Ильенкова охватывал вопросы психологии, педагогики, теории познания и логики. Ильенков не был кабинетным исследователем и не понаслышке знал, что, будучи изолирован от других людей, человек никогда не сможет освоить даже самую элементарную человеческую деятельность; и тем более гордо заявить, что «сделал себя сам». В 70-х годах он руководил т. н. «Загорским экспериментом», в ходе которого производилось обучение в высшем учебном заведении, на факультете психологии воспитанников Загорского детского дома – детей с полной потерей зрения и слуха. Впоследствии один из учеников Ильенкова даже защитил докторскую диссертацию по психологии.
Социальные связи как часть личности
Концепция личности, предложенная Эвальдом Ильенковым, разительно отличается от широко распространённого понимания личности. Формулируя её, Ильенков изящно отметает биологизаторский и некоторые социологизаторские концепции. Для него не имеет значения, является ли, например, экстраверсия чертой унаследованной или приобретённой. Ильенков просто-напросто называет личностью нечто качественно иное.
Начинает Ильенков с определения человеческой сущности, с определения того, что является чем-то общим для всех людей и что делает человека тем, кто он есть. Такой сущностью Ильенков называет принадлежность к человеческому сообществу. При этом речь идёт не о биологическом сходстве между людьми, которое выступает хоть и важной, но лишь предпосылкой для существования личности. Важной характеристикой человеческого сообщества является то, что оно является социальной системой. В ней люди всегда взаимодействуют друг с другом ради достижения тех или иных целей; и неважно будет ли такое взаимодействие сотрудничеством или противостоянием.
Что такое личность и где она существует?
Определив, что сущность Человека вообще – это принадлежность к человеческому сообществу, Ильенков подводит читателя к определению понятия «личность».
Разница между сущностью человека и конкретной личностью, пишет Эвальд Васильевич,
это разница между всей совокупностью социальных отношений [охватывающей всех людей] и той локальной зоной данных отношений, в которой существует конкретный индивид, той их ограниченной совокупностью, которой он увязан непосредственно, через прямые контакты (Э. Ильенков).
Т.е. личность конкретного человека – это «узел» в сети взаимных отношений, которыми этот человек непосредственно связан с другими людьми.
Этот взгляд на личность можно сравнить с концепцией «взаимозависимого Я», которую разрабатывали психологи Хайзел Маркус и Синобу Катаяма. Такая личность чаще определяет себя через принадлежность к другим. Рассказывая о себе, такой человек скажет: Я – друг такого-то, Я – коллега такого-то, Я – сын такого-то и т. д.
Подобную Я-концепцию не стоит путать с навязчивой психологической зависимостью от других людей, которая сопровождается, например, ревностью и страхом со стороны зависимого человека. Это, в свою очередь, приводит зависимого индивида к депрессиям и провоцирует ссоры на почве ревности. Речь также не идёт о растворении индивидуального в коллективном и подчинении всех частных интересов, интересам других. Но в ряде случаев вопрос о разнице между «взаимозависимым Я» и патологической зависимостью от других может быть связан с системой ценностей конкретного человека, в т.ч. психолога.
Так вот, если конкретная личность – это некоторая совокупность непосредственных взаимоотношений одного человека, как минимум, с ещё одним человеком, то «внутри» одного человека существует лишь часть личности, одномерная её проекция. Полноценная же личность может существовать, только если есть минимум двое. Следовательно, телом такой личности будет «по меньшей мере два таких тела „Я“ и „Ты“, объединённых как бы в одно тело социально-человеческими узами». Т.е. личность существует как бы в «пространстве» между людьми, находящимися в непосредственном взаимоотношении.
Именно «как бы», потому что Ильенков разделяет с одной стороны – понятие «тело человеческой особи», органическое тело и с другой стороны – «тело человека». Как и Карл Поппер он пишет, что «тело человека» включает в себя все те искусственные «органы», которые человек создал: автомобили, чтобы быстрее передвигаться; книги, чтобы сохранять знания; средства коммуникации, чтобы общаться на больших расстояниях, и т. д. Более того, человеческая эволюция – это отчасти совершенствование этих искусственных «органов». Но наша эволюция – это ещё и совершенствование взаимоотношений между людьми. Тех самых взаимоотношений, которые соединяют отдельных людей в личность.
Закончу этот раздел словами Бенедикта Спинозы, чьи идеи оказали большое влияние на Ильенкова:
Люди должны во всём согласоваться друг с другом, чтобы души и тела всех составляли как бы одну душу и одно тело.
(Взаимоотношения между людьми проявляются в их совместной деятельности. И здесь стоит отметить, что концепция личности Ильенкова тесно связана с теорией деятельности. Эта теория развивалась более полувека и играет большое значение в психологической науке. Чуть подробнее я писал об этой теории здесь.)
Развитие личности
Теперь мы подходим к последней части статьи, включающей вопросы, которые сейчас бы отнесли к категории личностного роста.
Во-первых, сам факт осознания взаимного влияния и взаимосвязи между друзьями, родственниками, коллегами даёт отдельному человеку уверенность в своих силах, возможность задействовать интеллектуальные и вещественные ресурсы для серьёзных, а иногда рискованных дел. Но вместе с тем ощущение взаимной зависимости людей даёт каждому чувство ответственности за свои действия. Или за своё бездействие.
В свою очередь, осознание человеком обязательств по принципу причастности к другим людям, по принципу солидарности с ними ведёт к пониманию справедливости и общественного блага. Данная тема выразительно раскрывается в популярном курсе «Справедливость» профессора Гарвардского университета Майкла Сэндела.
Во-вторых. Эвальд Ильенков заключает, что личность должна стремиться создавать нечто социально значимое, что затронет всех людей, что будет им близко. Именно благодаря этому стремлению герой «Дня сурка» смог выбраться из замкнутого круга, обретя целостность и смысл.
В-третьих. Напрашивается вполне логичный и очевидный вывод: изменения в жизни можно осуществлять, меняя круг людей, с которыми человек много взаимодействует, с которыми занят общим делом. Если же понимать, к мнению каких людей человек прислушивается и внести изменения в этот состав, то можно изменять желания этого человека. В том числе, если этим человеком являетесь Вы сами.
Из этого следует четвёртый вывод. Он в значительной мере важен для тех, кто стоит перед выбором сферы профессиональной деятельности. Например, подростки часто выбирают между работой и поступлением в колледж/институт. Увы, но учебное заведение при этом рассматривается исключительно с точки зрения получения конкретной специальности. Игнорируются даже такие вещи, как развитие навыка приобретения знаний и формирование системы знаний, на которой впоследствии может строиться совершенно иная профессиональная деятельность (отличная от институтской специальности). Но в контексте нашей темы важно отметить, что в течении учебных лет человек обзаводится друзьями, знакомыми и будущими коллегами. Он обзаводится теми самыми социальными связями, на которые будет опираться всю последующую жизнь и которые, в свою очередь, принесут ему новые знакомства, новых друзей и новых коллег. Все эти люди, в конечном итоге, сформируют человека как Личность.
Заключение
Я не хотел бы вести спор о терминах и готов допустить, что для разных целей могут использоваться разные подходы к пониманию личности человека. Но, несмотря на некоторую радикальность концепции личности Эвальда Ильенкова, она позволяет взглянуть на другого человека, как на равноправную часть себя, а следовательно – выразительнее всего демонстрируют силу и значение человеческих взаимоотношений, играющих существенную (а иногда – решающею) роль в процессе решения многих психологических задач.