Лаборатория целостного образования
МАШИНА ПОДГОТОВОК
Программа по математике 1 – 11 классы
ПОЯСНЕНИЯ
1. Данная программа использовалась в 1994 - 1997 гг в Народной школе. Пользуясь ей, ученики могли свободно опережать программу на несколько лет, получая глубокие прочные знания.
2. С тех пор программа очень изменилась. Например, в базовый уровень вошли модули "Логика и геометрические построения", разработанные Владимиром Сторожевым. В данной статье мы не можем рассмотреть ни эти усиления, ни методические приёмы, характерные для Машины подготовок. Но и в таком виде программа может пригодиться тому, кто осваивает математику самостоятельно.
3. Программа включает 28 модулей, на большинство модулей уходит один месяц проработки (при 5 учебных занятиях в неделю, плюс самоподготовка).
Если стартовый уровень ученика не нулевой, то время освоения не 28 месяцев, а меньше. В нашей практике были рекордные случаи, когда человек практически с нулевой стартовой подготовкой подготовил себя к сдаче выпускного экзамена за 1,5 года, но это всё же исключение. Условно нормативное время освоения школьной математики при неспешной регулярной работе составляет около 7 лет вместо 11, при этом качество получается намного выше. Некоторые модули осваиваются не за месяц, а чуть больше - к примеру, техника устного счёта шлифуется около года, но при этом можно параллельно изучать новый материал.
4. Данная программа - базовая, она обеспечивает освоение лишь образовательного минимума, хотя и в пределах курса средней школы. Для тех учеников, для которых математика является узкой специализацией, программа другая. Кроме того, в реальной практике мы обычно сильно повышаем этот уровень. К примеру, в разделе "Операции с дробными числами" планка сложности у нас примерно такая:
5. В данной программе нет разделов, ставших модными после 1994 года, либо эти разделы носят лишь ознакомительный характер - теория множеств, математическая статистика и др. При необходимости эти несколько разделов можно освоить дополнительно.
МОДУЛИ
1 класс
Здесь и ниже деление на классы условно, с учетом современной практики. В технологии «Машина подготовок» создаётся бесклассовое общество.
М.1. Идея счета.
Счет до 20 и далее. Прямой и обратный счет. Количество предметов. Свойства предметов (цвет, форма, размер…). Состав числа (особое внимание – составу числа 10). Сравнение чисел, больше и меньше. Числовой луч (ознакомительно). Число 0 – что означает? Натуральные числа, ряд натуральных чисел. Представление о бесконечности. Что можно посчитать натуральными числами? Что невозможно посчитать натуральными числами?
Погружение 1. Натуральные числа: представления, образы, понятия. Исследование.
М.2. Состав чисел. Десятичная система счисления
- Состав чисел.
- Счет десятками, сотнями, тысячами.
- Разряды и классы.
Погружение 2. Математика вокруг нас. Кто что понимает про математику? Какие ограничения есть у математики? Почему математика важна? Где, в каком пространстве существует математика? Можно ли заметить математику в реальной жизни? В каких вопросах математика не работает?
М.3. Сложение и вычитание натуральных чисел. Сравнение чисел
- Сравнение чисел. Числовой луч. Понятия и знаки: больше, меньше, равно.
- Сложение и вычитание натуральных чисел.
- Увеличение и уменьшение чисел на А единиц.
- Приемы, упрощающие вычисления.
2 класс
М.4. Умножение и деление натуральных чисел
- Увеличение и уменьшение чисел «в N раз».
- Умножение натуральных чисел. Приемы, упрощающие вычисление.
- Моделирование умножения на примере площади прямоугольников.
- Деление натуральных чисел. Приемы, упрощающие вычисления.
- Свойства умножения и деления (ознакомительно).
- Таблица умножения.
- Калькулятор (для чего он нужен?).
- Техника устного счёта.
Погружение 3. Удивительная геометрия
- Точка. Кривая и прямая линии. Ломаная линия. Свойства прямой линии. Выстраивание понятий.
- Отрезок. Сравнение отрезков.
- Угол. Виды углов. Сравнение углов. Измерение углов.
- Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, трапеция, параллелограмм, ромб, треугольник. Задачи на построение. Исследование свойств геометрических фигур.
М.5. Математические выражения
- Числовые и буквенные выражения, порядок действий в них, использование скобок. Значение выражения. Сравнение выражений.
- Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный – на материале числовых и буквенных выражений.
М.6. Линейные уравнения. Часть 1.
- Уравнение как равенство с неизвестным.
- Решение простейших линейных уравнений с одним неизвестным.
- Понятие корня уравнения. Решить уравнение – это значит найти все его корни.
Погружение 4. Удивительная геометрия
- · Круг и окружность. Центр, радиус, диаметр, хорда, сектор, сегмент.
- · Решение задач на построение
- · Экспериментальное вычисление числа п = 3,142... (десятичная дробь – это опережение программы, здесь – в виде знакомства).
М.7. Площадь геометрической фигуры. Периметр. Объём.
- Периметр многоугольника. Длина окружности.
- Площадь прямоугольника.
- Решение задач на нахождение площади и периметра геометрических фигур.
М.8. Задачи на движение и подобные им
- Формула пути
- Единицы измерения расстояний, времени, скорости и их преобразования
- Задачи на движение
- Задачи, решаемые аналогичным способом (производительность труда и т.п.)
Погружение 5. Измерение и исследование площади треугольника.
Задача 1. Нахождение площади прямоугольного треугольника.
Задача 2. Исследование площади прямоугольного треугольника.
Задача 3. Нахождение площади произвольного треугольника.
Задача 4. Исследование площади произвольного треугольника.
3 класс
М.9. Делимость натуральных чисел
- Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 15 (без остатка).
- Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
- Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
- Деление с остатком
М.10. Линейные уравнения. Часть 2.
- Решение «сложных» линейных уравнений, когда неизвестное входит в уравнение несколько раз, причем может встречаться в обоих частях уравнения, либо необходимо выполнить действия со скобками, в том числе – с «большими» числами (больше 100).
- Навык устного решения таких уравнений.
М.11. Рациональные числа. Модуль числа. Среднее арифметическое.
- Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Числовая прямая.
- Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел.
- Арифметические действия с рациональными числами.
- Среднее арифметическое
Погружение 6. Системы счисления.
Знакомство с различными системами счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Применение двоичной системы в цифровой технике.
М.12. Часть числа. Дробные числа. Часть 1.
- Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей.
- Правильные и неправильные дроби. Выделение целой части из неправильной дроби.
- Арифметические действия с обыкновенными дробями с различными знаменателями (относительно простые случаи).
- Нахождение части от целого и целого по его части (относительно простые случаи).
- Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Приемы вычислений.
- Представление десятичной дроби в виде обыкновенной и обыкновенной в виде десятичной.
4 класс
М.13. Проценты и пропорции.
- Отношение величин, пропорция.
- Процент – это одна сотая часть числа.
- Решение задач на проценты.
М.14. Линейные уравнения. Часть 3.
- Геометрический смысл линейного уравнения и его корня.
- Задачи, решаемые с помощью линейных уравнений.
Погружение 7. Удивительная геометрия
· Замечательные линии в треугольнике и свойства треугольника
М.15. Дробные числа. Часть 2.
Ещё один модуль отводим на закрепления важного навыка – выполняем все действия с дробными числами. Здесь же знакомимся с алгебраическими дробями.
М.16. Задачи на стоимость, проценты, капиталы, отношения величин, пропорции
Погружение 8. Проведение измерений (в т.ч. практические работы на природе)
- Проведение измерений различными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач.
- Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
- Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
- Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
М.17. Степень с натуральным и целым показателем. Квадратный и кубический корни.
- Понятие степени. Свойства степени.
- Действия со степенями.
- Квадратный и кубический корни. Свойства корней. Решение задач.
Погружение 9. Действительные числа.
- Этапы развития представления о числе. Исследование.
- Понятие о корне n-ой степени из числа. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
- Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними.
М.18 Многочлены. Рациональные выражения, их преобразование
- Алгебраические выражения и их преобразования. Допустимые значения переменных.
- Сложение, вычитание, умножение и деление многочленов.
- Разложение многочлена на множители.
- Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
- Многочлены с одной переменной. Степень многочлена.
- Тождества. Формулы сокращенного умножения (с доказательствами).
М.19. Уравнения второй степени (квадратное уравнение) и высших степеней
- Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения.
- Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
- Теорема Виета. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене.
- Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Графический способ решения уравнений.
М.20. Системы уравнений различных степеней
- Уравнение с несколькими переменными. Графический смысл решения.
- Система двух линейных уравнений с двумя переменными первой степени; решение подстановкой, алгебраическим сложением. Геометрический смысл и способ решения.
- Система нескольких уравнений с несколькими переменными.
- Системы уравнений с несколькими переменными второй степени.
М.21. Решение неравенств
- Неравенство с одной переменной. Строгие и нестрогие неравенства.
- Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
- Квадратные неравенства.
- Доказательство неравенств.
М.22. Координаты чисел (данный раздел был в значительной степени освоен при изучении более младших блоков – например, при решении уравнений геометрическим способом). Здесь потребуется лишь обобщить и систематизировать полученные ранее знания.
- Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
- Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке.
М.23. Числовые последовательности
- Понятие последовательности.
- Арифметическая и геометрическая прогрессии.
- Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
- Метод математической индукции.
М.24. Числовые функции, графики и диаграммы
- Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.
- Представление зависимости между величинами в виде формул. Графики.
- Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов.
- Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии.
- Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Гипербола.
- Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
- Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.
- Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
- Столбчатые и круговые диаграммы.
М.25. Тригонометрические функции и их графики
- Радианная мера угла. Тригонометрические функции и их свойства
- Синусы и косинусы углов 0, 30, 45, 60, 90, 180.
- Тригонометрические тождества, выражения, уравнения.
- Начальные тригонометрические задачи.
Погружение 10. Множества и комбинаторика
- Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.
- Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
- Бином Ньютона.
Погружение 11. Статистические данные
- Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Сравнение результатов измерений. Статистический вывод на основе выборки. Погрешность измерений.
- Статистические методы обработки информации.
Погружение 12. Вероятность событий
- Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности.
- Решение задач из теории вероятности.
М.26. Тригонометрические задачи, практика.
Погружение 13. Векторы
М.27. Логарифмирование
- Понятие логарифма.
- Свойства логарифмов с доказательствами.
- Показательная функция.
- Метод логарифмирования.
- Десятичный логарифм.
- Задачи на логарифмирование. Логарифмические уравнения и неравенства.
М.28. Первообразная и интеграл
- Нахождение площади криволинейной трапеции.
- Производная. Понятие первообразной функции.
- Нахождение производных, таблица производных.
- Задачи на исследование функций.
- Определённый и неопределённый интеграл ∫
Погружение 14. Практика. Применение математических методов исследований.
После сдачи зачетов по всем модулям можно приступать к решению задач формата ЕГЭ, не раньше. При этом ни в коем случае не ограничиваться этими форматами.
Переход к освоению курсов «Планиметрия» и затем «Стереометрия» рекомендуется начинать после получения зачета по модулю 17. Стартовый курс в начале «Планиметрии» называется «Логика и геометрические построения» и занимает около 1 года.