Найти тему
Цикл вебинаров
Лаборатория целостного образования ЗНАКОМСТВО С ИННОВАЦИОННЫМ И ЦЕЛОСТНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Данный цикл вебинаров направлен на подготовку профессиональных педагогических команд, готовых эффективно работать в сфере инновационного образования. Родители и педагоги находят здесь ответы на актуальные вопросы: что делать со школой, как вернуть детям интерес к обучению, какое образование мы создаём, какое образование будет востребовано в ближайшем будущем. Программа носит ознакомительный характер, так как без длительной практики получаемые знания будут поверхностными и фрагментарными...
5 месяцев назад
ИННОВАТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Напрягающие заметки к Дню учителя Самое сложное, как оказалось, рассказать о самом очевидном. Очень долго настраиваюсь на эту статью, а слова никак не складываются. Образовательная инноватика – моя основная специальность, так сложилось. Этот выбор я сделал давно, в январе 1984 года. С тех пор кто-то по ошибке считает меня учителем, но на самом деле это попутное служение. Вот День учителя в стране есть, а Дня педагогической инноватики нет, как и самой инноватики, разве что 21 апреля отмечается всемирный день инноватики, но к школе он отношения не имеет...
6 месяцев назад
Событийная педагогика
Недавно я предложил ученикам вроде бы несложное задание - вспомнить и описать какое-либо событие из своей жизни. Для меня было немного неожиданно, что детям это показалось сложным. Ученики 5 класса вообще решили, что в их жизни пока не было событий: «Ничего не могу вспомнить». В таком же ощущении долго находились и некоторые 3-классники. Сам этот факт требует очень внимательного отношения. Благополучные семьи, прекрасные дети как бы не живут, ведь без событий нет и жизни, нет бытия. Только в результате длительной раскачки начали появляться первые истории...
6 месяцев назад
Программа по математике
Лаборатория целостного образования МАШИНА ПОДГОТОВОК Программа по математике 1 – 11 классы ПОЯСНЕНИЯ 1. Данная программа использовалась в 1994 - 1997 гг в Народной школе. Пользуясь ей, ученики могли свободно опережать программу на несколько лет, получая глубокие прочные знания. 2. С тех пор программа очень изменилась. Например, в базовый уровень вошли модули "Логика и геометрические построения", разработанные Владимиром Сторожевым. В данной статье мы не можем рассмотреть ни эти усиления, ни методические приёмы, характерные для Машины подготовок...
6 месяцев назад
ПРО КЭШ
Главный наш кэш - не деньги, а интеллектуальные и духовные ресурсы, вряд ли кто-то будет с этим спорить. Без этих ресурсов деньги норовят очень быстро исчезать или приносить больше вреда, чем пользы. Курс эффективного школьника, КЭШ - наш инструмент, созданный в 2017 году. Мне тогда потребовался не очень сложный инструмент, помогающий за короткое время сформировать у учеников два качества: Инструмент должен быть настолько простым, чтобы воспользоваться им мог каждый учитель, каждый родитель и каждый школьник...
7 месяцев назад
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Вот уже почти 400 лет как все знают - базовой несущей конструкцией школы является учебно-воспитательный процесс. Его описал великий дидакт 17 века Я.А.Коменский. На входе в школу приходит 7-летняя заготовка ученика, которая тут же попадает на конвейер по закачке в него ценностей, правил поведения, научных сведений и другой полезной для общества информации. Поскольку Я.А.Коменский решал задачу наполнения зарождающихся заводов и фабрик "кадрами", умеющими работать на конвейере, он и смоделировал школу как конвейерное производство...
7 месяцев назад
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ
В истории нашей страны чётко прослеживаются волны или циклы, где резко меняется общественная ценность образования и высокой культуры. Есть подозрение, что подобные циклы проживают и другие страны. Большие сообщества людей то движутся как во сне, по инерции, то вдруг вспоминают, что образование и культура – это ядерный ресурс и начинают на него опираться, как умеют, конечно. Начало первого цикла а России мы оцениваем приблизительно 1874 годом, а окончание – 1914 годом. Таким образом, продолжительность этой волны – около 40 лет...
7 месяцев назад
УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИМ?
Как известно, математика - царица наук. Она и ум в порядок приводит. Давайте проверим. Умножьте 3 на 4. Ну как, привели ум в порядок? А что не так? Сложнее нужна задача? Хорошо. Вот вам немного сложнее - для третьего класса. Две бочки, вместимостью по А ведер, наполнены смесью спирта и воды. В первой эти жидкости смешаны в отношении m:n, во второй - в отношении p:q. По сколько ведер нужно отлить из каждой бочки, чтобы из отлитых частей можно было составить смесь, в которой спирта и воды поровну,...
7 месяцев назад
ВОСПИТАНИЕ
Как устроено воспитание в представлениях целостного опережающего образования? Пока напишу тезисно, слишком о многом надо сказать. Аксиоматика: Воспитание в кодах культуры На Земле сформировалось множество культур, различающихся по своим основаниям. Диалог культур - важный инградиент в содержании нашего образования. А какие коды характерны для русской культуры? Назовём их. Методы и стратегии воспитания 1. В концепции целостного образования воспитательные задачи решаются в тесной связи с задачами обучения...
7 месяцев назад
ОЦЕНКА
Базовые тезисы и понятия. Положение дел. 1. Инструмент школьных оценок и отметок создавались под конвейерную классно-урочную систему. Этот важный её элемент придуман Я.А.Коменским в середине XVII века. Отметка заносится в журнал и в дневник учащегося. 2. Оценка – это действие, элемент оценивания. Мы можем оценить на глаз расстояние до объекта или его высоту, и затем высказать свою оценку. В школе мы выносим оценку на основании анализа какой-то работы ученика, исходя из заданной шкалы и критериев оценивания, а затем переводим оценку в цифровой знак – отметку...
7 месяцев назад
ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ - 2
НАЧАЛО Для неспешного чтения... Наверное, для себя пишу :-) Мне нравится. Вопросы из первой части статьи ещё ждут ваших ответов. А пока ещё немного продвинусь. Друзья-соратники! Эта статья кому-то с непривычки может показаться трудной или слишком абстрактной, оторванной от школьной жизни. Я и сам вижу, что в этот раз тяжело формулирую, но для меня заданная тема абсолютно конкретна и направлена как раз на переосмысление реальной школьной жизни. Ничего более практичного вы у меня не найдёте, ручаюсь...
7 месяцев назад
ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ - 1
ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ - 1 Сегодня - о самом сокровенном, хотя бы кратко. О целостности в образовании. Мне очень странно, что об этом меня редко спрашивают. Всё обсуждаем – методы, программы, способы обучения, ставить или не ставить оценки, давать ли домашки… Обсуждаем всё, кроме самого главного. Вообще, что это за идея – целостное образование? Откуда взялась? «Есть хочет Джон Смит, а не его желудок», - до этой простой формулировки Абрахама Маслоу, психология интенсивно шла сотни лет. А учиться кто хочет...
7 месяцев назад