- И все-таки это испанская инквизиция!
(«Летающий цирк Монти Пайтона»)
- Как каннибалы едят клоунов? Давясь от смеха!
(«Чужой: Ромул»)
Про чужих вышло новое кино. Никак не хотят оставить в покое эту многострадальную франшизу. Никак не хотят закопать труп этой несчастной стюардессы, уже измордованный по-всякому стараниями таких неординарных режиссеров, как Дэвид Финчер, Жан-Пьер Жене и – да, усилиями самого папы Ридли Скотта, который, видимо, решил однажды, что он эту революционную франшизу породил, он ее и убьет.
Ведь фактически, кроме первых двух фильмов, все остальные смотреть без малого нестерпимо. Потрясающая режиссерская и сценарная чехарда, сопровождавшая «Чужого» начиная с третьего фильма, разумеется, ничем хорошим закончиться не могла. И не закончилась, ясное дело.
Сначала сдалась Сигурни Уивер, которая после второй части соглашалась на съемки в продолжениях только при том условии, что ее героиню окончательно укокошат. И такое уже практически получилось, когда Эллен Рипли бросили в расплавленный металл, подобно второму Терминатору.
Но нет, оказалось, что Рипли крепче Терминатора из жидкого металла. И гораздо выносливее. Потому что внезапно появилась и в следующем фильме. Видимо, количество денег за роль в продолжении все же превысило некую критическую массу, после которой любые актерские отказы уже теряют какое-либо значение.
Наконец, в дело вмешался сам Ридли Скотт, уставший наблюдать за тем, как из его детища делают чудовище Франкенштейна. Но никто не молодеет, и два «Чужих», снятые папой франшизы в весьма преклонном возрасте, заумных, тоскливоватых и старчески несообразных, заняли почетное место где-то в хвосте общей линейки чужефильмов.
После этого наступило некоторое затишье. Продюсерам давно нужно было малость осмотреться и понять, что у них вообще происходит такое с некогда суперкассовой серией.
Однако подросло новое поколение платежеспособных зрителей, которых тоже неплохо было бы подраскрутить на мелкую монету. И тут вдруг, как чертик из, не побоюсь этого слова, табакерки выскочил мастер хорроров Феде Альварес, режиссер суперхита «Не дыши» и римейка «Зловещих мертвецов», и сходу выдал отличный фансервис «Чужого», помноженный на довольно любопытные сценарные находки.
Действие «Ромула» происходит где-то между первой и второй частью официальной франшизы, так что можно с чистой совестью считать, что это «Чужой 1,5». А начинается всё на той самой планете Ахерон из второго эпизода, где всегда бушуют пылевые бури и на которой никогда не бывает солнца.
И, судя по всему, мы изволим наблюдать за тем, каким образом там вообще появились чужие, вырезавшие подчистую всё население колонии. Но это не точно, потому что в изложении истории в большом количестве присутствуют всякие «но», «не исключено» и «скорее всего», а также «ну, а теперь совсем не».
Альварес продолжил антиимпериалистические обличения, с самого начала характерные для франшизы. Оказывается, людоедская компания «Вейланд-Ютани» и до истории с Чужим не отличалась особо хорошими манерами. Шахтеры в их колониях мрут как мухи – то шахта обвалится, то всякие ядовитые газы вырвутся на свободу. А тем, кто хочет улететь из этого корпоративного ада без солнца, благо уже все сроки контракта вышли, руководство компании с дивной непосредственностью накидывает еще примерно такой же срок, какой они уже отбыли. Даже не как в тюрьме, где для подобного беспредела нужен хотя бы формальный повод, а просто так. Без всякого объяснения причин.
Понятно, что в условиях такого капиталистического рабства народ изобретает самые фантастические способы покинуть шахтерскую планету. Примерно как способы перебраться через Берлинскую стену полвека назад, с поправкой на космическую эпоху.
Всё упирается в то, что до Земли 60 световых лет. А ближайшая вольная колония находится в девяти. Поэтому во время полета никак не обойтись без криогенной камеры, в которую пассажирам придется лечь в анабиоз на время пути, чтобы не жечь зря ресурсы и драгоценное время жизни.
А топлива для криогенной камеры под рукой нету. Ну, что ты будешь делать. Что называется, расходимся, здесь больше не будет ничего интересного.
Впрочем, молодежь – довольно креативная часть населения, в том числе и потому, что по прискорбному недостатку опыта для них чаще всего не существует никаких запретов и ограничений. Поэтому группа подростков, случайно обнаружив в небе над колонией заброшенную космическую базу «Вейланд-Ютани», решает пробраться туда в надежде обнаружить искомое топливо. И им даже удается отключить на базе какой-то холодильник-гибернатор, чтобы забрать из него холодильные блоки.
Как говорил в подобных случаях классик, всё бы было хорошо, если б не безделица: девятнадцать пополам, кажется, не делится.
Внезапно оказалось, что в разукомплектованной криокамере хранятся несколько дюжин ксеноморфов-лицехватов, которые таки были получены компанией «Вейланд-Ютани» из того самого подобранного ими в космосе чужого, которого выкинула в вакуум из спасательного челнока Рипли. То есть, так получается, девушку в пучинах пространства еще найти не успели, а ее ксеноморфа уже обнаружили, и он со своими производными успел наделать громких делов на космической базе босса.
И вот эти внезапно размороженные лицехваты гурьбой вываливаются из камеры в коридоры базы, чтобы традиционно нести смерть и разрушение, как они уже привыкли.
База, кстати, оказалась брошенной не просто так, хорошо знакомые нам по предыдущим фильмам зловещие признаки вроде металлических перекрытий, на несколько этажей прожженных кислотной кровью монстров, демонстрируют нам, что без монстров там определенно не обошлось. В общем, чужие базу разгромили, уничтожив всех сотрудников, и никто больше не рискнул туда сунуться. Кроме, ясное дело, группы подростков, которые даже не подозревали, в осиное гнездо каких размеров засунули руку.
Короче, в целом кино вышло вполне неплохое. Вот примерно о таком и мечталось в тоскливую эпоху как бы шедевров Финчера, Жене и позднего Скотта – бойком социальном саспенз-хорроре, вполне себе наследнике первых двух «Чужих», который не заморачивается абсолютно ненужными вопросами вроде эволюции и расы жокеев.
Естественно, такой фильм никак не мог обойтись без густо размазанного слоя фанарта. Чтобы олдовые фанаты, заставшие еще премьеру первого «Чужого», могли облегченно выдохнуть, как престарелый Хан Соло в новой трилогии «Звездных войн», забираясь в кабину уже полвека заброшенного «Тысячелетнего сокола»: «Чуи, мы дома!» Все детали «Ромула», от грязных решетчатых полов на корабле до характерного саундтрека полувековой давности, подчинены одной цели – чтобы тру-олдовым было уютно и лампово. Чтобы они почувствовали себя дома полвека назад.
Мы вновь наблюдаем сильную женщину с автоматическим оружием в руках, которая ради друга бесстрашно и запросто вернется в самое логово хищников, невзирая на невероятную опасность. Мы вновь любуемся грудоломом, практически повторившим классическую сцену из классического фильма. Мы вновь с умилением видим полуразрушенного андроида в исполнении Иэна Холма, когда-то прославившегося ролью коварного робота Эша. Да, к великому сожалению, актер уже несколько лет как скончался, но это, как доказывает «Изгой-один», где в роли моффа Таркина снялся уже давно покойный к тому времени Питер Кушинг, вовсе не избавляет его от обязанности участвовать в продолжениях.
Даже саундтрек, который вначале кажется типичными зловещими композициями из космических хорроров шестидесятых, на самом деле – треки из всех предыдущих лент про чужих, в том числе из самых последних. Да и харизматические эпизоды и мотивы из поздних фильмов режиссер вплетать в ткань своей работы не гнушается – скажем, ксеноморфы, стремительно плывущие под водой, или огромный уродливый полуребенок-получужой. Вдруг кому-то это тоже нравится и навевает ностальгию.
Однако одним фансервисом дел не ограничивается – в фильме есть и несколько драгоценных находок. Скажем, в нем настолько изящно решена извечная проблема кислотной крови ксеноморфов, что от восхищения я даже громко бисировал в пустом зале, сопровождая аплодисменты неразборчивыми возгласами восторга.
Действительно, как можно эффективно крошить чужих из автоматического оружия, если пролитая кровь инопланетных хищников быстро разъест корпус корабля и впустит внутрь вакуум? Оказывается, элементарно. Такого восхитительного безумия во франшизе еще не было, и «Ромул» стоит посмотреть только ради него. Не хочется даже спойлерить столь иллюзионный трюк – как и полагается всякому шикарному фокусу, выглядит он совершенно магически, однако в его основе лежат реалистические физические законы и точный расчет.
Еще одна сюжетная находка, в общем-то, напрашивалась давно. Если слепые ксеноморфы находят жертву по звуку и излучаемому теплу, то можно попробовать их обмануть, нагрев воздух в помещении до температуры тела и передвигаясь совершенно бесшумно. Поэтому лютого восхищения мастерством сценариста эта штука уже не вызвала. Но невозможно не признать, что это довольно любопытно и что такого во франшизе еще ни разу не было.
В общем, резюме. Смотрится легко. Переживабильно. И забывается легко, едва только выйдешь из зрительного зала. Слишком много оказалось старания угодить фанатам франшизы.
Правда, в итоге остается приятное ощущение, что посмотрел нечто нажористое, интересное, кэмеронообразное, так что потраченных денег и времени жизни в итоге не жалко, нет.
Но забывается стремительно, что да, то да.
Василий Мидянин