Совершенно понятно, что для нашего зрителя фильмы о петле времени начались с легендарного «Дня сурка», когда на отечественный рынок в девяностых хлынули видеокассеты с актуальными кинематографическими лидерами мировых сборов. Именно поэтому «День курка» в нашем прокате («Boss Level» в оригинале, что еще больше апеллирует к компьютерным играм) так и называется. По созвучию типа, в бесплодной надежде, что это вызовет у публики толику сходного интереса. Хотя еще за несколько лет до «Сурка» выходил аналогичный отечественный фильм «Зеркало для героя» - только построенный на советском материале и гораздо более интересный. Да и «Курок» совсем о другом, и проводить аналогии в названии на самом деле стоило бы с взрослым Родригесом, скажем, с «Городом грехов» или «От заката до рассвета».
Фабула у него примерно как у забавного фильма «Кровавый пунш», который, конечно, никакой не «пунш» - скорее «удар», «punch». Бывший спецназовец каждое утро просыпается оттого, что его зачем-то пытаются убить, жестоко и со стопроцентной гарантией – при помощи парня с мачете, вертолёта с авиационной пушкой, лесбиянок с какой-то дальноствольной артиллерией, ещё кучи каких-то фриков, вооружённых огнестрельным оружием. Долго прожить после избавления от очередной опасности главному герою обычно не удаётся, но всякий раз после неминуемой смерти его откидывает в самое начало временной петли – в тот момент, когда он просыпается оттого, что над головой свистит мачете.
Сразу следует осознать, что на «День сурка» это не похоже ничем, кроме временной петли – хотя, как уже было сказано, классическому фильму с Биллом Мюрреем не принадлежит даже первенство в идее. Скорее это напоминает набирающие в последнее время моду фильмы (зачастую независимые), действие которых похоже на старые видеоприставочные игры: автосохранение после гибели игрока с переброской в начало миссии, скажем, «Грань будущего». Да и финал «Пушек Акимбо» построен как экранизация прохождения компьютерной стрелялки. В «Дне курка» такие игры любовно перечисляются вслух и на них сделан особый акцент, а олдовый компьютерный клуб с доисторическими играми занимает крайне важное место в происходящем.
Оно понятно: поколение, росшее на подобных мясных шутерах, «Робокопе» и комиксах «Бладшот», уже давно вошло в пору совершеннолетия и теперь жаждет бифштексов с кровью. Совершенно не имею ничего против такого невинного желания, благо и рейтинг у нашего фильма соответствует всему происходящему – 18+.
В отличие от героя «Дня сурка», наш персонаж не предаётся хандре и унынию от безнадёжности своего положения, а воспринимает его с циничным юмором. То есть ему тоже смертельно надоедает то, что каждый день его многократно пытаются убить, и это он не забывает обстоятельно отразить в своём внутреннем монологе. Однако сознание и накопленный опыт не пропадают с очередной смертью, поэтому с кропотливостью американского морпеха герой начинает понемногу расследовать причины произошедшего – кто мог повергнуть его в непрекращающийся кошмар временной петли и убить его бывшую жену, а также что со всем этим делать. Потому что не делать ничего парень категорически не приучен.
Вначале даже кажется, что это прекрасный фильм в духе Тарантино, с блестящим сценарием и вдохновенно играющим Мелом Гибсоном в роли главного антагониста (у Родригеса в «Мачете убивает… снова» он не продемонстрировал ничего вообще – как, впрочем, и другие монстры кинематографа вроде Бандераса). Однако мало-помалу становится понятно, что происходящее в «Дне курка» вовсе не саркастическая карикатура, а имеет вполне научно-фантастическую подоплёку (до известной степени, конечно – причины происходящего столь же безумны, как и само происходящее, и не объясняют необходимости использования боевых фриков), главный герой чадолюбив, как киллер Леон, и несмотря на то, что продолжает неудержимо веселить публику, остроумно уничтожая врагов всякими нестандартными способами, первоначальный нонконформистский пафос фильма несколько размывается, превращая ленту в банальный американский мелодраматический боевик.
Нет, вдохновенный Гибсон на самом деле никуда не девается. Равным образом как вышесказанное вовсе не означает, что фильм смотреть не надо. За последние пару лет это действительно один из редкостных неплохих фильмов для взрослого зрителя, с кучей озорных убийств и итоговым концом света (предупрежу во избежание спойлеров: конец света, если верить сюжету, наверное, отменяется; но это не точно).
Вот только первая часть фильма, совершенно отвязная и бескомпромиссная, даёт сто очков вперёд второй части – уютной и ламповой, папиной радости, апологии чадолюбия. Но смотреть это кино в целом всё равно стоит. Для понимания между поколениями, что называется.
Да и вообще неплохое кино – не такой уж частый гость на наших экранах, чтобы им пренебрегать. А «День курка» слеплен очень крепко, по основным заветам раннего Тарантино. Когда упрямый протагонист всем телом долбится в железную дверь, раз за разом пытаясь проникнуть на укрепленный секретный объект, хочется аплодировать его безумству храбрых. В отличие от героя «Грани реальности» он не рефлексирует горестно над своей постоянной смертельной перезагрузкой; он молча оттачивает мастерство, и на кувырсотнадцатой попытке, используя натренированные навыки, тупо проламывает очередную стену. Понятно, что в кино существует монтаж, чтобы сэкономить наше время, как в «Человеке с бульвара Капуцинов» - «поцеловались, а в следующем кадре уже бэби». Однако, не обращая внимания ни на какой монтаж, герой через «не могу» и «не хочу» упорно совершенствует свои умения, чтобы однажды поразить всех до полной невозможности.
Вот таких фильмов нам на самом деле и не хватает.
Финал ещё более оглушителен, чем всё остальное – когда уже на титрах внезапно понимаешь, что бывшая жена, которую герой любит спустя многие годы и спасению которой посвятил невероятную кучу времени, усилий и боли, по большому счету просто использовала его, в конечном итоге предложив ему билет в один конец и, хуже того, изначально прекрасно понимая, чем вся эта история и должна закончиться, иначе несчитово. Но именно так оно обычно и бывает в реальной жизни, а не в голливудском кино. Наверное, у жены в данном случае есть своя правда, ибо невозможно осуждать живое существо, которое борется за свою жизнь; однако в данном случае это правда самки паука – ради собственного спасения втянуть бывшего мужа в петлю времени, при этом отдавая себе отчёт, что он должен умереть, выполнив свою миссию. Да ещё и с реальным риском спровоцировать грандиозную катастрофу.
В общем, кино нестерпимо взрослое: цинично смешное в начале, цинично грустное от дружного всеобщего подставлялова в конце. До конца его прочувствуют лишь те, кто сталкивался с подобными ситуациями в личной жизни. Но в наше инфантильное время подобное если и способно как-то повлиять на кассовые сборы, то только в сторону уменьшения.
Сожалею.
Василий Мидянин
Другие материалы автора: