Фильм «Запретная планета» («Forbidden Planet», 1956) должен оказаться особенно близок отечественным любителям фантастики: его спецэффекты, звуковое оформление, фабула, антураж и декорации были многократно повторены в советских фантастических фильмах 60 – 80 – х годов и при просмотре оригинала опознаются без труда, вызывая ностальгическое чувство.
Мало того, в этом очень красивом фильме, над визуальным рядом которого работали оскароносные операторы, художники, декораторы и костюмеры, во множестве угадываются детали дизайна, фабулы и образы героев двух будущих киноэпопей, коренным образом изменивших положение вещей в кинофантастике и во всей отрасли в целом – «Звездного пути» и «Звездных войн». Завязка фильма также хорошо знакома зрителям по многочисленным фантастическим лентам: спасательный корабль садится на необитаемую планету, на которой пропала исследовательская экспедиция. Экипажу корабля предстоит столкнуться с коварным и беспощадным инопланетным монстром…
«Запретная планета» стала одной из самых характерных американских фантастических лент двадцатого столетия. Тем не менее фильм выгодно отличается от многих аналогичных работ на редкость связным, по-настоящему захватывающим и психологическим сюжетом, а также продуманным и оригинальным дизайном будущего. Хотя для современного уха и диковато звучат фразы вроде «В последнем десятилетии XXI века люди наконец высадились на Луне» или «Двадцать лет назад на эту планету совершил вынужденную посадку исследовательский корабль. Наша задача – поиск уцелевших…».
Фильм стал источником не только для многочисленных подражаний и заимствований, но и для бесчисленных пародий – от «Голого космоса» (главную роль в котором исполнил все тот же Лесли Нильсен, сыгравший капитана космического корабля и в «Запретной планете») до «Амазонок на Луне», ставших настоящей коллекцией штампов из второсортного фантастического кино пятидесятых.
«Вторжение похитителей тел» («Invasion of the Body Snatchers», 1956) Дона Сигела - легендарный фильм легендарного режиссера, удостоившийся, как и «Кинг-Конг», уже двух римейков. Фильм снят в стиле нуар, в духе черных саспензов Фрица Ланга и Альфреда Хичкока – за исключением того, что у Хичкока и Ланга происходящие таинственные и зловещие события всегда объяснялись естественными причинами: преступными интригами, шпионскими операциями, коварными планами гениальных злоумышленников.
У Сигела почти кафкианская история маленького городка, в котором дружелюбных жителей внезапно заменяют их бесстрастные и беспощадные двойники, неутомимо преследующие главных героев, объясняется падением на Землю из космоса неких инопланетных растений, способных принимать форму любого живого существа.
Черно-белое «Вторжение похитителей тел», тревожное и загадочное, снятое в комиксовой стилистике, неплохо смотрелось бы вставной новеллой в «Городе грехов» Роберта Родригеса, который во время создания своего фильма определенно использовал наиболее удачные элементы визуального решения из строгого, лаконичного и стильного шедевра Сигела.
«План 9 из дальнего космоса» («Plan 9 From Outer Space», 1959) Эдварда Вуда - кино совершенно удивительное, признанное в прошлом веке худшим фильмом всех времен и народов, поразительный кинематографический кадавр, в котором уникально плохо абсолютно всё – от сценария и режиссуры до игры актеров и декораций. Летающие тарелки в кадре покачиваются на ниточках, инопланетные агрессоры наряжены в подпоясанные атласные рубахи, словно позаимствованные у официантов из русского ресторана с Брайтон-бич, аппаратуру инопланетного корабля изображает одинокий осциллограф на конторском столе.
Картонный задник, который в каком-то другом фильме изображал уходящие в перспективу могильные памятники на кладбище, с дивной непосредственностью выдвинут на передний план, отчего некоторые кресты едва доходят актерам до колена. Все до единого герои несут с экрана пафосный бред, держатся с пугающей неестественностью и время от времени цепляют ногами покачивающиеся надгробные плиты… «План 9 из дальнего космоса» настолько безобразен, что выглядит беспощадной пародией на самые вопиющие штампы жанра.
Однако фильм вовсе не задумывался столь чудовищным. Эдвард Вуд был настоящим энтузиастом, киноманом и подвижником. Хронический недостаток денег на свои сомнительные в коммерческом и художественном плане проекты он заменял неистощимой энергией и искренней верой в то, что делает. Он вставлял в фильм куски из кинохроники и чужих фильмов, некоторых начинающих актеров он убеждал сниматься бесплатно, лишь за возможность пополнить их небогатую фильмографию. Когда у других съемочных групп был обеденный перерыв, он просился на полчаса в чужие декорации – и отснимал очередной эпизод. Будучи человеком не вполне адекватным, он относился к своему детищу очень серьезно и даже вообразить не мог, что оно вскоре положит начало новому направлению – трэш-кинематографу.
В дальнейшем знаменитый Роджер Корман уже сознательно использовал приемы Вуда, стремясь максимально удешевить кинопроизводство и сократить до минимума съемочный процесс. До логического завершения довел данное направление Ллойд Кауфман, который на собственной студии «Трома» начал снимать фильмы изначально трэшевые, «мусорные», предельно дешевые и демонстративно плохие, с нарочито глупыми сюжетами, грязной операторской работой и совершенно кошмарной актерской игрой; именно ему удалось создать моду на трэш-кинематограф, приемы которого ныне широко используют такие зубры, увенчанные самыми престижными премиями, как Квентин Тарантино, Оливер Стоун, Роберт Родригес и Дэвид Линч.
Удивительно, но если просматривать подряд оскароносную «Войну миров» и прошедший почти незамеченным «План 9 из дальнего космоса», отчетливо видно, что последний выглядит «самым плохим фильмом всех времен и народов» только с позиций позднейшего времени; на самом деле он вполне уверенно следовал в фарватере кассовых монстров кинофантастики пятидесятых, и многие приемы, совершенно искренне доведенные Вудом до абсурда в его эпохальной ленте, на самом деле не менее причудливо, нелепо и комично с современной точки зрения смотрятся в «Войне миров», откуда большей частью и позаимствованы.
Кинолента «День триффидов» по знаменитому роману Д. Уиндема («The Day of Triffids», 1962, Великобритания) относится к шестидесятым годам прошлого столетия, однако снята она в духе и манере пятидесятых. Вновь Земля атакована плотоядными инопланетными растениями, пришедшими из космоса – похоже, тема способной передвигаться враждебной флоры чрезвычайно беспокоила кинематографистов в те годы. Большая часть планеты захвачена кровожадными триффидами, которые неторопливо, с характерным зловещим стрекотанием, охотятся на беспомощных людей, в одночасье ослепших после созерцания необычного метеоритного дождя. Лишь те немногие, кто не видел странных вспышек на небе и сохранил зрение, способны противостоять растительным монстрам…
Фильм по-английски нетороплив и основателен. Порой возникает ощущение, что действие излишне театрализовано – актеры разыгрывают длинные мизансцены, ведут пространные диалоги, ни на миг не забывая, что к камере нельзя поворачиваться спиной. Тем не менее «День триффидов» производит весьма сильное впечатление.
В первую очередь это заслуга мастеров по спецэффектам, создавших довольно точный и адекватный образ триффида – кошмарной пародии на homo sapiens, бесформенного двухметрового куста, отдаленно напоминающего человеческую фигуру, в переплетении ветвей которого взгляд невольно пытается уловить знакомые очертания и захлебывается, так и не справившись с непосильной задачей. Хороша режиссура С. Секли, напоминающая постановочную манеру А. Хичкока. Впечатляет эпизод, в котором зрячий герой пересекает Лондон, заполненный толпами слепцов, сосредоточенно и молча перемещающихся по улицам и площадям; впоследствии эта визуальная идея была многократно обыграна в фильмах про зомби, которые стали особенно популярны в шестидесятые годы.
Итак, в целом DVD-коллекции «Американская фантастика» и «Шедевры фантастики» скорее заслуживают общего названия «Американское фантастическое кино 50-х». Видимо, составителям так и следовало их назвать, выработав более четкую концепцию единой серии, тем более что вряд ли в дальнейшем будут выпущены боксы с фильмами от шестидесятых годов до наших дней – они и так уже достаточно известны, постоянно переиздаются на DVD и регулярно демонстрируются по телевидению, чтобы привлечь дополнительного зрителя. В этом случае шедевральный, но несколько выпадающий из общего ряда «Кинг-Конг» вполне можно было бы заменить, к примеру, «Тварью из Черной лагуны» (1954) Д. Арнольда или «Днем, когда остановилась Земля» (1951) Р. Уайза. Весьма любопытное же фантастическое кино США тридцатых годов вполне заслуживает самостоятельного бокса, в который кроме вышеупомянутого «Кинг-Конга» могли бы войти, допустим, «Франкенштейн» (1931) и «Человек-невидимка» (1933) Д. Уэйла либо «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1932) Р. Мамуляна.
С другой стороны, совершенно непонятно, что делает в этой компании фильм Эда Вуда: если все остальные ленты – это этапные работы, вехи в истории мирового или по меньшей мере американского фантастического кино, каждая из которых ознаменовала собой новую ступень в развитии жанра, то «План 9 из дальнего космоса» - это свидетельство глубочайшего падения фантастического кино, энциклопедия всех известных к тому времени штампов, ляпов и небрежностей. Безусловно, фильм крайне интересен для знатоков и гурманов, да и для всякого любителя фантастики, обладающего достаточным скептицизмом и чувством юмора, но место ему – в кунсткамере, в музее кино, в специальной трэш-коллекции рядом с аналогичными кинобезумиями «Магазинчик ужасов», «Неимоверно странные существа, переставшие жить и ставшие полузомби!!?» и «Токсичный мститель». Несмотря на то, что множество больших режиссеров признавались в любви к этому фильму, несмотря на огромнейшее влияние, оказанное им на становление трэш-направления, на развитие собственно фантастики он влияния практически не оказал, отразив лишь детские болезни фантастического кинематографа.
И все же несомненно стоит поблагодарить составителей этих любопытных коллекций за то, что они попытались донести до современного зрителя хорошо забытое старое фантастическое кино, отголоски которого постоянно возвращаются к нам в работах новых режиссеров, очень многое заимствующих у своих легендарных предшественников.