Найти тему

Хорошо забытое старое (о фантастическом кино пятидесятых)(часть 2)

Запретная планета
Запретная планета

Фильм «Запретная планета» («Forbidden Planet», 1956) должен оказаться особенно близок отечественным любителям фантастики: его спецэффекты, звуковое оформление, фабула, антураж и декорации были многократно повторены в советских фантастических фильмах 60 – 80 – х годов и при просмотре оригинала опознаются без труда, вызывая ностальгическое чувство.

Мало того, в этом очень красивом фильме, над визуальным рядом которого работали оскароносные операторы, художники, декораторы и костюмеры, во множестве угадываются детали дизайна, фабулы и образы героев двух будущих киноэпопей, коренным образом изменивших положение вещей в кинофантастике и во всей отрасли в целом – «Звездного пути» и «Звездных войн». Завязка фильма также хорошо знакома зрителям по многочисленным фантастическим лентам: спасательный корабль садится на необитаемую планету, на которой пропала исследовательская экспедиция. Экипажу корабля предстоит столкнуться с коварным и беспощадным инопланетным монстром…

Запретная планета
Запретная планета

«Запретная планета» стала одной из самых характерных американских фантастических лент двадцатого столетия. Тем не менее фильм выгодно отличается от многих аналогичных работ на редкость связным, по-настоящему захватывающим и психологическим сюжетом, а также продуманным и оригинальным дизайном будущего. Хотя для современного уха и диковато звучат фразы вроде «В последнем десятилетии XXI века люди наконец высадились на Луне» или «Двадцать лет назад на эту планету совершил вынужденную посадку исследовательский корабль. Наша задача – поиск уцелевших…».

Фильм стал источником не только для многочисленных подражаний и заимствований, но и для бесчисленных пародий – от «Голого космоса» (главную роль в котором исполнил все тот же Лесли Нильсен, сыгравший капитана космического корабля и в «Запретной планете») до «Амазонок на Луне», ставших настоящей коллекцией штампов из второсортного фантастического кино пятидесятых.

Вторжение похитителей тел
Вторжение похитителей тел

«Вторжение похитителей тел» («Invasion of the Body Snatchers», 1956) Дона Сигела - легендарный фильм легендарного режиссера, удостоившийся, как и «Кинг-Конг», уже двух римейков. Фильм снят в стиле нуар, в духе черных саспензов Фрица Ланга и Альфреда Хичкока – за исключением того, что у Хичкока и Ланга происходящие таинственные и зловещие события всегда объяснялись естественными причинами: преступными интригами, шпионскими операциями, коварными планами гениальных злоумышленников.

У Сигела почти кафкианская история маленького городка, в котором дружелюбных жителей внезапно заменяют их бесстрастные и беспощадные двойники, неутомимо преследующие главных героев, объясняется падением на Землю из космоса неких инопланетных растений, способных принимать форму любого живого существа.

Черно-белое «Вторжение похитителей тел», тревожное и загадочное, снятое в комиксовой стилистике, неплохо смотрелось бы вставной новеллой в «Городе грехов» Роберта Родригеса, который во время создания своего фильма определенно использовал наиболее удачные элементы визуального решения из строгого, лаконичного и стильного шедевра Сигела.

План 9 из дальнего космоса
План 9 из дальнего космоса

«План 9 из дальнего космоса» («Plan 9 From Outer Space», 1959) Эдварда Вуда - кино совершенно удивительное, признанное в прошлом веке худшим фильмом всех времен и народов, поразительный кинематографический кадавр, в котором уникально плохо абсолютно всё – от сценария и режиссуры до игры актеров и декораций. Летающие тарелки в кадре покачиваются на ниточках, инопланетные агрессоры наряжены в подпоясанные атласные рубахи, словно позаимствованные у официантов из русского ресторана с Брайтон-бич, аппаратуру инопланетного корабля изображает одинокий осциллограф на конторском столе.

Картонный задник, который в каком-то другом фильме изображал уходящие в перспективу могильные памятники на кладбище, с дивной непосредственностью выдвинут на передний план, отчего некоторые кресты едва доходят актерам до колена. Все до единого герои несут с экрана пафосный бред, держатся с пугающей неестественностью и время от времени цепляют ногами покачивающиеся надгробные плиты… «План 9 из дальнего космоса» настолько безобразен, что выглядит беспощадной пародией на самые вопиющие штампы жанра.

План 9 из дальнего космоса
План 9 из дальнего космоса

Однако фильм вовсе не задумывался столь чудовищным. Эдвард Вуд был настоящим энтузиастом, киноманом и подвижником. Хронический недостаток денег на свои сомнительные в коммерческом и художественном плане проекты он заменял неистощимой энергией и искренней верой в то, что делает. Он вставлял в фильм куски из кинохроники и чужих фильмов, некоторых начинающих актеров он убеждал сниматься бесплатно, лишь за возможность пополнить их небогатую фильмографию. Когда у других съемочных групп был обеденный перерыв, он просился на полчаса в чужие декорации – и отснимал очередной эпизод. Будучи человеком не вполне адекватным, он относился к своему детищу очень серьезно и даже вообразить не мог, что оно вскоре положит начало новому направлению – трэш-кинематографу.

В дальнейшем знаменитый Роджер Корман уже сознательно использовал приемы Вуда, стремясь максимально удешевить кинопроизводство и сократить до минимума съемочный процесс. До логического завершения довел данное направление Ллойд Кауфман, который на собственной студии «Трома» начал снимать фильмы изначально трэшевые, «мусорные», предельно дешевые и демонстративно плохие, с нарочито глупыми сюжетами, грязной операторской работой и совершенно кошмарной актерской игрой; именно ему удалось создать моду на трэш-кинематограф, приемы которого ныне широко используют такие зубры, увенчанные самыми престижными премиями, как Квентин Тарантино, Оливер Стоун, Роберт Родригес и Дэвид Линч.

Удивительно, но если просматривать подряд оскароносную «Войну миров» и прошедший почти незамеченным «План 9 из дальнего космоса», отчетливо видно, что последний выглядит «самым плохим фильмом всех времен и народов» только с позиций позднейшего времени; на самом деле он вполне уверенно следовал в фарватере кассовых монстров кинофантастики пятидесятых, и многие приемы, совершенно искренне доведенные Вудом до абсурда в его эпохальной ленте, на самом деле не менее причудливо, нелепо и комично с современной точки зрения смотрятся в «Войне миров», откуда большей частью и позаимствованы.

День триффидов
День триффидов

Кинолента «День триффидов» по знаменитому роману Д. Уиндема («The Day of Triffids», 1962, Великобритания) относится к шестидесятым годам прошлого столетия, однако снята она в духе и манере пятидесятых. Вновь Земля атакована плотоядными инопланетными растениями, пришедшими из космоса – похоже, тема способной передвигаться враждебной флоры чрезвычайно беспокоила кинематографистов в те годы. Большая часть планеты захвачена кровожадными триффидами, которые неторопливо, с характерным зловещим стрекотанием, охотятся на беспомощных людей, в одночасье ослепших после созерцания необычного метеоритного дождя. Лишь те немногие, кто не видел странных вспышек на небе и сохранил зрение, способны противостоять растительным монстрам…

Фильм по-английски нетороплив и основателен. Порой возникает ощущение, что действие излишне театрализовано – актеры разыгрывают длинные мизансцены, ведут пространные диалоги, ни на миг не забывая, что к камере нельзя поворачиваться спиной. Тем не менее «День триффидов» производит весьма сильное впечатление.

В первую очередь это заслуга мастеров по спецэффектам, создавших довольно точный и адекватный образ триффида – кошмарной пародии на homo sapiens, бесформенного двухметрового куста, отдаленно напоминающего человеческую фигуру, в переплетении ветвей которого взгляд невольно пытается уловить знакомые очертания и захлебывается, так и не справившись с непосильной задачей. Хороша режиссура С. Секли, напоминающая постановочную манеру А. Хичкока. Впечатляет эпизод, в котором зрячий герой пересекает Лондон, заполненный толпами слепцов, сосредоточенно и молча перемещающихся по улицам и площадям; впоследствии эта визуальная идея была многократно обыграна в фильмах про зомби, которые стали особенно популярны в шестидесятые годы.

Тварь из Черной лагуны
Тварь из Черной лагуны

Итак, в целом DVD-коллекции «Американская фантастика» и «Шедевры фантастики» скорее заслуживают общего названия «Американское фантастическое кино 50-х». Видимо, составителям так и следовало их назвать, выработав более четкую концепцию единой серии, тем более что вряд ли в дальнейшем будут выпущены боксы с фильмами от шестидесятых годов до наших дней – они и так уже достаточно известны, постоянно переиздаются на DVD и регулярно демонстрируются по телевидению, чтобы привлечь дополнительного зрителя. В этом случае шедевральный, но несколько выпадающий из общего ряда «Кинг-Конг» вполне можно было бы заменить, к примеру, «Тварью из Черной лагуны» (1954) Д. Арнольда или «Днем, когда остановилась Земля» (1951) Р. Уайза. Весьма любопытное же фантастическое кино США тридцатых годов вполне заслуживает самостоятельного бокса, в который кроме вышеупомянутого «Кинг-Конга» могли бы войти, допустим, «Франкенштейн» (1931) и «Человек-невидимка» (1933) Д. Уэйла либо «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1932) Р. Мамуляна.

Магазинчик ужасов
Магазинчик ужасов

С другой стороны, совершенно непонятно, что делает в этой компании фильм Эда Вуда: если все остальные ленты – это этапные работы, вехи в истории мирового или по меньшей мере американского фантастического кино, каждая из которых ознаменовала собой новую ступень в развитии жанра, то «План 9 из дальнего космоса» - это свидетельство глубочайшего падения фантастического кино, энциклопедия всех известных к тому времени штампов, ляпов и небрежностей. Безусловно, фильм крайне интересен для знатоков и гурманов, да и для всякого любителя фантастики, обладающего достаточным скептицизмом и чувством юмора, но место ему – в кунсткамере, в музее кино, в специальной трэш-коллекции рядом с аналогичными кинобезумиями «Магазинчик ужасов», «Неимоверно странные существа, переставшие жить и ставшие полузомби!!?» и «Токсичный мститель». Несмотря на то, что множество больших режиссеров признавались в любви к этому фильму, несмотря на огромнейшее влияние, оказанное им на становление трэш-направления, на развитие собственно фантастики он влияния практически не оказал, отразив лишь детские болезни фантастического кинематографа.

И все же несомненно стоит поблагодарить составителей этих любопытных коллекций за то, что они попытались донести до современного зрителя хорошо забытое старое фантастическое кино, отголоски которого постоянно возвращаются к нам в работах новых режиссеров, очень многое заимствующих у своих легендарных предшественников.