Больше всего Мира любила море. Там ей было хорошо. Вообще, главной мечтой Мирославы было купить квартиру в приморском городе и уехать туда жить навсегда. Но пока это были только мечты. Не хватало смелости.
Она старалась приезжать на море каждый год. Вначале это ей обеспечивала мама. Как всегда, в начале августа, они собирали чемоданы и ехали отдыхать. То на автобусе, то на поезде. Мама копила деньги целый год ради того, чтобы обеспечить себе и дочери отличный отдых.
Больше всего Мира любила лежать на деревянном лежаке, слушать шум прибоя, а потом по горячей гальке бежать в воду.
Ей было и приятно и больно одновременно. А потом в воде - великолепно. Ещё девочка любила сидеть на берегу и собирать маленькие круглые стеклышки, которые вода обточила и превратила в камни. Из них потом Мира делала аппликации.
Потом пару лет они не ездили. Мира готовилась к поступлению в институт, потом у мамы в бизнесе дела пошли не очень хорошо.
И три года море ожидало Миру и ее маму. И встретило, как всегда, теплым бризом, криком чаек. А ещё криками продавцом кукурузы, пончиков и фруктов. Чудесное время!
Когда Мире исполнилось двадцать пять, мамы не стало. Она не проснулась утром. Оказалось, что во сне оторвался тромб. Девушка долго горевала. Её успокаивало лишь то, что мама даже не поняла, что произошло. Заснула и не проснулась утром.
Это произошло зимой. А летом Мирослава поехала к спасительному морю. Она лежала на берегу. Волны доходили до плеч. Они накатывали и смывали грусть и печаль.
– Интересный способ купания, – послышался голос сверху.
Мира открыла глаза и не сразу разглядела человека, который стоял над ней.
Солнце светило как раз над его головой. Понятно было, что это мужчина. Нехотя Мира приподнялась на локте, а собеседник наоборот - присел на корточки.
Парень оказался молодым, красивым, загоревшим. Мире показалось, что он даже моложе ее.
– Меня зовут Федя, - представился он.
– Очень приятно. Мира. И я так не купаюсь, я отдыхаю и медитирую.
– Так может, теперь покупаемся?
И они отправились в воду.
У Феди было шикарное тело. Сплошные мышцы. Мира даже чувствовала себя немного неловко, стеснялась округлых форм.
Оказалось, что он местный житель. В отличие от Миры, которая была столичной жительницей. И уже с собственной квартирой, которая досталась ей по наследству от мамы.
Во время свиданий Федя ненавязчиво выспросил у девушки ее положение, где она работает. Рассказывал и о себе. Он работал с отцом-рыболовом. Они поставляли рыбу в два местных ресторана. Было Феде двадцать два года.
Мира влюбилась. Ей нравилось встречаться со смуглым красавцем по вечерам. Она тщательно наряжалась, наносила макияж. Федя тоже старался выглядеть под стать возлюбленной.
Через десять дней Мире надо было уезжать. Но молодые люди договорились общаться. И у Феди были планы переехать к девушке. Навсегда.
Ему надоело быть рыбаком. Хотелось что-то изменить в жизни. Почему бы это не сделать в приятной компании?
***
Но до конца сентября пришлось работать с отцом. Он не собирался его отпускать. Федя был отличным помощником. И в сезон работниками не разбрасываются.
Мира с возлюбленным постоянно были на связи. Посылали другу другу сообщения и видео. И мечтали о том, как будут жить вместе.
Мира пыталась найти работу Феде, у которого не было никакого специального образования. Он просто окончил школу. И думал, что всю жизнь будет работать с отцом. Поэтому никуда не поступал. А отец его не заставлял.
Мира нашла несколько вариантов. Оставалось дождаться только приезда самого соискателя. И в октябре он, наконец, приехал.
Мира встречала его на железнодорожном вокзале. У нее бешено колотилось сердце. Пока состав подъезжал к перрону, она чуть не потеряла сознание. Девушка знала номер вагона.
Но не успела к нему подойти, как Федя уже выскочил и побежал навстречу любимой. Их встреча была, как в кино. Он подхватил любимую на руки, бросив сумку на перрон. Прохожие улыбались, наблюдая за этой сценой.
Федя и Мира шли в обнимку. И мечтали, как будут счастливо жить.
Мирослава понимала, что она - очень выгодная невеста. Особенно для парня из маленького приморского городка. Но он смотрел на нее такими влюбленными глазами, что все сомнения отпадали.
Девушка познакомила двух подруг с парнем. И они составили свое мнение о нем:
– Он такой классный! Такой красивый! И влюблен безумно! Мирочка, тебе так повезло!
Мира и сама понимала, что ей повело. Федя в быту оказался очень неприхотливым, не бытовым инвалидом. И готовил, и утюжил, и уборку мог сделать.
Для него не было проблемой пройтись по квартире с пылесосом, приготовить любимой ужин. И главное, он ничего не требовал взамен и ничем не упрекал.
Уже через неделю после приезда он устроился на работу. Он не собирался сидеть на шее у Миры и стремился сам зарабатывать. Мира нашла ему работу продавца в салон мобильных телефонов. Красивые парни были там в почете.
Как только он начал работать, Мира начала ревновать.
– Вокруг много красивых девушек.
– И что?
– Может, кто-то из них захочет с тобой познакомиться, что-то предложит?
– Мне никто не нужен, кроме тебя. Я влюблен и никого не вижу вокруг, поверь.
И Мира верила. Феде же беспокоиться было не о чем. Его возлюбленная работала в архиве и там не могла ни с кем познакомиться.
Мирослава хотела замуж. Но боялась заводить разговор об этом. Федю все устраивало. Он жил в однокомнатной квартире с любимой девушкой. Что еще нужно? Зачем себя связывать узами брака? Так размышляла Мира.
Но за несколько минут до наступления нового года Федя достал кольцо и сказал:
– Выходи за меня замуж!
У него были самые серьезные намерения. До этого он советовался с мамой и папой. И те в один голос советовали жениться.
– Феденька, нельзя упускать такой шанс, - говорили они. – Ты вытянул счастливый билет. Влюблен в красивую девушку. И у нее есть квартира. И ты будешь жить в столице. Чтобы она никуда от тебя не делась, нужно на ней жениться. А еще обязательно родите ребенка. Тогда она вообще будет всегда рядом и согласна на все.
Федя подумал и сделал предложение Мире. Та сразу согласилась. И уже весной они оформили свои отношения.
***
Следуя маминым советам, Федя стал настаивать на ребенке. Мира была не готова.
– Мы так мало живем вместе. Мы еще не насладились друг другом, чтобы пускать в свою жизнь кого-то третьего. Может быть, давай хотя бы год подождем.
– Мне так хочется, чтобы у нас с тобой было продолжение. Интересно, кто родится - мальчик или девочка?
И настоял. Через полгода после свадьбы Мира забеременела.
Она плакала, увидев положительный тест. Но решила мужу не показывать слез. Ведь каждая женщина должна быть счастлива от того, что в ней зародилась новая жизнь, еще и от любимого мужчины.
“У нас все хорошо. Есть квартира, работа. Почему бы нам не родить ребенка? Судя по всему, Федя будет хорошим отцом. Несмотря на то, что такой молодой”.
У Миры был токсикоз. Но мамы не было рядом, чтобы ее пожалеть. Только подруги и муж. Ее положили в больницу, настолько ей было плохо.
“Видимо, мой организм отвергает ребенка. Почему другие женщины чуть ли не с парашютом прыгают во время беременности, а я скоро концы отдам?”
На УЗИ выяснилось, что это девочка.
“Она уже заранее вытягивает из меня красоту и жизнь”, - думала Мира.
– Я очень рад, что у нас родится дочь, - говорил Федя.
– Странно. Мужчины обычно хотят сыновей.
– Я необычный мужчина. И хочу, чтобы у нас родилась дочь, похожая на тебя. Такая же красивая.
В это время Мира сидела напротив мужа, укутанная в плед, с землистым цветом лица и опухшими от слез глазами.
Дочка родилась в срок. Мира была полностью обессилена и плакала, когда ей дали в руки кричащий комочек. Соседки по палате помогали молодой маме, они все уже были опытными. Успокаивали, просили врача привести ей психолога.
– У меня нет мамы, мне некому помогать. Мне некому позвонить и попросить помощи. Я знаю, что дома буду совершенно одна. Муж на работе. Я не готова была рожать ребенка.
– Муж будет вам помогать. Вы можете пригласить свекровь. У вас хорошие отношения?
– Вполне. Но у нас однокомнатная квартира. Где мы все разместимся?
Но Мира не справлялась. Она постоянно плакала. От этого ребенок тоже был беспокойным. И через две недели было принято решение вызвать Федину маму, чтобы она помогала.
– Я буду спать на кухне. А вы тут, девочки, разбирайтесь, растите.
Мира хорошо относилась к Фединой маме, потому что они жили на расстоянии и увиделись только на свадьбе.
Первые несколько дней после приезда Галина Валерьевна вела себя адекватно. Помогала невестке. Качала на руках малышку, давая ее только покормить.
А спустя пару дней начала бушевать.
– Я так устала. Отпуск мой проходит, конечно, прекрасно! Я вообще не сплю, в то время как жена твоя часами дрыхнет. А еще я готовлю, убираю. И все вместе мы толкаемся в однокомнатной квартире. Если вы хотите, чтобы я вам помогала, то нужно обеспечить мне нормальное, комфортное существование. Я даже могу переехать навсегда, помогать твоей слабой жене. Мне, кстати, никто не помогал тебя растить. Отец вечно в море. Мама жила далеко, и свекровь тоже.
Федя слушал, кивал. А потом все высказывал жене:
– Нужно что-то делать. Если хочешь, чтобы мама помогла, нужно расширяться.
– Я хочу и не хочу. У меня есть жилье, к чему расширяться?
***
– Я нашел отличный вариант. Если мы вложим деньги, то построим двухэтажный дом в тридцати километрах от столицы.
– Я возьму отцовскую машину. Это нормально. Все равно ему нужна только лодка.
Мира много думала. Нужно очень доверять мужу, чтобы вложить все деньги в строительство дома. Но какие деньги? Ее пособие и зарплата мужа в салоне?
Но Федя намекал, откуда взять деньги не дом.
– Давай продадим квартиру твою, выложим в строительство дома.
– А как с садиком, школой? Где будет Дашуня учиться? Где я буду работать?
– Ну ты пока в декрете сидишь. Какая работа?
– Это пока. А потом? Что за поселок, что за инфраструктура?
Федя пока не мог ответить на эти вопросы. Всем занималась мама.
В это время Мира советовалась с подругами.
– Что делать? Продавать квартиру и вкладывать все в дом?
Среди подруг Миры не было ни одного юриста. Хотя все девушки были хорошие, понятливые.
– Понимаешь, - говорила одна из них, - твоя квартира - это твоя квартира. А если ты продашь ее и вложишь в дом, то это будет совместно нажитое имущество. Я так это понимаю.
– Муж убеждает продать мою добрачную квартиру для покупки дома.
– Это неправильно, - объясняла подруга. - У него ничего нет. Он просто хочет вложить твою квартиру, чтобы построить дом, который будет принадлежать обоим.
– Но у нас любовь, семья. Какая уже разница, это же на всю жизнь.
– Это ты так думаешь. Но когда муж, у которого ничего нет, предлагает какие-то аферы, сложно на такое согласиться.
– Какие аферы? У нас семья.
Мира верила в семью. Хоть ее у нее толком никогда не было. Но она всегда мечтала. О большой семье, минимум трое детей, собака, дом в два этажа. Федя предлагал все это осуществить.
Но для этого нужно было продать квартиру матери.
С одной стороны - подруги с мудрыми мыслями, с другой стороны - муж и перспективы.
Со свекровью все понятно. Она выросла и жила в маленьком приморском городе в рыбацкой хижине с туалетом на улице.
Про рыбацкую хижину Мира озвучила мужу. Тот обиделся.
– Я жил в квартире, между прочим. Поэтому мама моя имеет представление о комфорте.
Он уговаривал и даже умолял, но Мира не соглашалась.
– Давай возьмем ипотеку. Только не будем продавать мою квартиру. Останется Дашеньке.
– Без твоей квартиры мы не сможем ничего взять.
Свекровь уехала. Сказала, что не может жить в такой обстановке.
Но, к счастью, Мира поняла, что уже справляется с ребенком. Даша подросла, стала смешной, интересной. У Миры стало получаться растить дочь и вести домашнее хозяйство. Свекровь была уже не нужна. И ее советы тоже.
– Мы хорошо живём. Зачем нам дом?
– Это пока. А ещё дети будут. Как мы будем жить?
– Почему обязательно дом? Можно купить квартиру. И вообще, я не хочу ничего продавать. Только в том случае, если ты продашь что-то своё.
– Но мне нечего! - ответил Федя? Двухкомнатную квартиру в Н***? А где тогда будут жить родители? Или папину лодку, на которой он зарабатывает на жизнь?
– Тогда и меня не вынуждай ничего продавать.
– Мама сказала, что больше не приедет помогать, пока не будет нормальных условий.
– Значит, и помощь ее не нужна.
Мире казалось, что это только в каких-то историях из интернета существуют женщины, которые бросают мужей, начинают жизнь с чистого листа.
Ей всегда хотелось жить с мужем долгую и счастливую жизнь. А тут получалось, что он этого не хочет. И принуждает непонятно у чему.
Дочь уже подрастала. Была очаровашкой, меньше капризничала. И Мира начала получать удовольствие от материнства впервые за полгода.
– Знаешь что, - начала разговор Мирослава. - Я ничего не буду продавать. Либо ты берешь кредит и вкладываешь деньги в строительство, тогда я продаю квартиру. Либо мы живём здесь. Другого пути нет. Никакого дома. Мы его не потянем.
Феде предстояло сделать выбор. Либо пойти за женой, прислушаться к ее мнению. Либо пойти за матерью, которая подсказывала, как жить дальше.
– Знаешь, что, - ответил Федя меньше, чем через час. - Я выбираю тебя и думать тут даже не о чем.
– Пока живём в этой квартире. И проблемы будем решать по мере их поступления. Надо будет - возьму кредит и купим квартиру побольше. Не надо - будет, как будет.
Мира была рада. И была благодарна мужу, что тот сепарировался от мамы и выбрал здравый смысл.
Мира долго не решалась на второго ребенка. Даше было уже пять лет, когда Мирослава поняла, что хочет повторить все сначала. Тогда она начала разговаривать с мужем по поводу второго ребенка, кредита, квартиры.
Они сделали, как хотели. Никто не вмешивался в их дела. И вторую дочку, через шесть с половиной лет после рождения первой, они забирали уже в новую двухкомнатную квартиру.
Свекровь сразу сказала, что помогать не будет.
– Невестка у меня опытная, сама справится. И в советах она, как видно, не нуждается.
Внучек на лето свекровь, тем не менее, звала. И невестка пользовалась ситуацией. С двумя дочками она приезжала к морю и целыми днями находилась на пляже. Девочки слушали прибой, строили горочки из гальки и впитывали в себя не только солнечные лучи, но и любовь к морю.