Одной из важнейших составляющих, способствующих сохранению макроэкономической стабильности белорусской экономики, является внешняя торговля. До сих пор стране удавалось сократить разрыв во внешней торговле, что позволяло удерживать сальдо в положительной зоне. Однако все может измениться – негативные тенденции ведут к сокращению экспорта и резкому росту импортной составляющей.
Рост импорта ускоряется
Последние статистические данные, которые приводит Белстат, показывают, что прирост импорта ускоряется и опережает динамику экспорта. Так, согласно данным статистического ведомства, в январе-июле 2024 г. внешнеторговый оборот товаров РБ составил 48 991,5 млн USD, из которых экспорт равен 23 355,4 млн, импорт – 25 636,1 млн. В итоге отрицательное сальдо за 7 месяцев текущего года составило 2,281 млрд USD. Месяцем ранее данное значение составляло еще 1,745 млрд USD, т.е. за один месяц сальдо по товарам просело на 536 млн USD.
Эта разница частично будет нивелирована результатом внешней торговли услугами, данные по которым Белстат обычно публикует позже. Однако следует признать, что импорт продолжает расти быстрее экспорта. Так, если в январе-июне 2024 г. темп роста экспорта составлял 4,2%, а в январе-июле – 4,6%, то темп роста импорта составил соответственно 3,5% и 5,4% к аналогичным периодам прошлого года. Если данная тенденция сохранится и впредь, нас ожидает рост отрицательного сальдо внешней торговли в сегменте товаров, и положительному результату от торговли услугами будет все сложнее и сложнее покрывать данный разрыв. Не исключено, что уже в июле 2024 г. общее сальдо ушло в отрицательную зону. Сказать это можно будет после того, как появятся более полные данные по статистике внешней торговли.
Еще один негативный фактор заключается в том, что прирост экспорта на традиционных направлениях замедлился по сравнению со странами дальней дуги. Такой вывод можно сделать из географической структуры экспорта. Конечно, Белстат с 2020 г. не публикует данные по экспорту и импорту в разрезе отдельных стран. Однако сводные показатели демонстрируют замедление темпов роста экспорта в страны СНГ до 1,8% по отношению к объемам января-июня 2023 г., в то время как прирост по странам вне СНГ показывает плюс 10,3%. А вот импорт из стран СНГ в январе-июне 2024 г. вырос на 12,8%, по остальным же странам снизился на 7,8%. Таким образом, внешняя торговля Беларуси со странами СНГ, доля РФ в которой составляет более 90%, показывает опережающий прирост импорта и замедление роста экспорта. И все это на фоне активной работы белорусского правительства с российскими регионами и сохранения режима преференциальных торговых отношений.
Особенно любопытно ситуация выглядит в разрезе июля 2024 г.: в этом месяце совокупный экспорт Беларуси увеличился сразу на 7,5%, импорт вырос на 18,5%. Объем поставок белорусских товаров в страны СНГ прибавил 19%, ввоз товаров из СНГ дал плюс 25%. Так что в торговле с Россией при всех усилиях правительства баланс также складывался не в пользу Беларуси. Профицит в торговле на этом направлении сократился до 230 млн USD. В торговле со странами, которые не входят в СНГ, все было еще хуже. За месяц белорусский экспорт упал на 16,5%. При этом, что характерно, импорт вырос почти на 11% и обогнал экспорт на 785 млн USD.
Российская нефть становится дороже
Основной причиной снижения показателей внешней торговли с Россией является удорожание поставок российской нефти вследствие завершения налогового маневра – реформы, которая изменила ценообразование на российскую нефть. Это привело к росту стоимости нефти для Беларуси и, как следствие, к сокращению прибыли от производства и реализации произведенных нефтепродуктов.
Конечно, белорусское правительство сумело получить компенсацию в виде межбюджетных выплат со стороны России, размер которых привязывается к ценам на нефть, однако белорусская дипломатия не теряет надежд получить новые уступки. В частности, новая формула ценообразования на нефть и предоплата за поставки «черного золота» были в перечне вопросов, которые Александр Лукашенко и Владимир Путин обсуждали во время встречи на Валааме 25–27 июля. Судя по всему, конкретных договоренностей стороны не достигли, однако вряд ли правительство РБ откажется от новых попыток для получения дополнительных преференций.
А пока выросший в июле 2024 г. импорт намекает на то, что Беларусь уже покупает российскую нефть по новым ценам. Возросшие цены на нефть отметил и первый заместитель министра экономики Андрей Картун, который в недавнем интервью назвал данный фактор одной из причин роста сальдо внешней торговли. Вместе с тем следует отметить, что точку в этом вопросе пока ставить рано. Белорусское правительство наверняка понимает всю его важность, а потому приложит максимум усилий, чтобы достичь подвижек помимо полученной ранее компенсации в виде межправительственных выплат.
Калийные удобрения – под давлением
Падение белорусского экспорта за пределы СНГ, скорее всего, обусловлено, во-первых, новыми европейскими санкциями, которые начали как раз действовать с 1 июля, а, во-вторых, осложнениями в торговле с Китаем. Белорусский экспорт в Китай за 7 месяцев текущего года упал почти на 40%. Экспорт калийных удобрений в июле рухнул в три раза. Одна из причин – снижение цен на белорусские товары.
Наиболее яркий пример – ситуация с калийными удобрениями, о которой мы писали ранее. В частности, мы отмечали, что белорусский производитель вынужден продавать произведенные удобрения по более низким ценам из-за снижения цен и возрастающей конкуренции.
Любопытно, что одним из ключевых конкурентов Беларуси на рынке хлористого калия является союзная Россия. Согласно консенсус-прогнозу Центра ценовых индексов (ЦЦИ) в 2024–2026 гг. выпуск хлористого калия российскими производителями может вырасти до 16,5–17,7 млн т в год, а экспорт – до 13,4–14 млн т (+20%), что существенно превышает прежние оценки. Повышение прогноза производства объясняется позитивными ожиданиями экспертов от спроса на основных рынках, стабилизацией ценовой конъюнктуры и ростом уверенности в реализации российских проектов производства хлористого калия. В частности, ожидаются расширение производства «Уралкалия», выход на проектную мощность «Еврохим-Волгакалия» (2,3 млн т в год) и ввод Талицкого ГОКа «Акрон» мощностью 2 млн т в год, запланированный на 2026 год.
При этом аналитики, опрошенные ЦЦИ, снизили ожидаемую цену хлористого калия на базисе FOB Baltic в III и IV кварталах 2024 г. до 217–233 USD за тонну против ожидавшихся ранее 230–256 USD за тонну. То есть в отличии от нефтяного фактора, на который белорусские дипломаты еще как-то могут повлиять, дальнейшая конъюнктура для белорусского калия будет только ухудшаться, и препятствовать этому процессу чрезвычайно сложно.
Каким будет сальдо по итогам 2-го полугодия
Положение дел таково, что во второй половине 2024 г. мы можем столкнуться с образованием совокупного отрицательного сальдо внешней торговли, что будет оказывать негативное воздействие на финансовые результаты работы предприятий и ситуацию на валютном рынке.
Частично смягчит ситуацию наличие накопленных валютных резервов, а также активность резидентов и физлиц, которые остаются чистыми продавцами валюты.
В то же время надо понимать, что вряд ли Нацбанк будет удерживать курс и тратить имеющиеся ресурсы на поддержание белорусского рубля, а участники рынка могут быстро сориентироваться в изменившейся ситуации и переквалифицироваться в покупателей валюты вместо продавцов.
Тем не менее, как и ранее, ждать обвального снижения белорусского рубля не стоит, хотя такой сильный фактор может и ускорить темпы девальвации национальной валюты. В числе других возможных последствий этой ситуации видится рост цен на топливо и некоторая либерализация системы ценообразования, чтобы дать возможность производителям перенести возросшие издержки в цены. Вкупе с ростом импорта это будет означать рост инфляции, которая легко выйдет на уровень 8–9% годовых.
Важное значение будут иметь меры, принимаемые правительством для стимулирования экспорта, а также действия регулятора по сохранению макроэкономической стабильности – от них будет зависеть, насколько плавно страна пройдет эти испытания.
Читайте также:
Во внешней торговле наметилась пробуксовка экспорта
Работа в условиях санкций и ухудшения ценовой конъюнктуры: 25 августа – День шахтера