Казалось бы, рынок давно решил этот спор. Больше половины автомобилей, продаваемых в России, оснащаются «автоматами» той или иной конструкции, и доля их постоянно растёт. Некоторые бренды и вовсе не предусматривают комплектаций с «механикой». Но то ближе к премиальному сегменту, а вот в бюджетной, демократичной нише рынка, где присутствует LADA, не всё так просто. «Автоматы» то наступают, то сдают позиции. Вот и LADA Vesta недавно получила новую автоматическую трансмиссию, и сразу доля таких автомобилей выросла до 30%. Однако, анонсируя перспективную LADA Iskra, АВТОВАЗ показал и новый для себя тип механики — 6-ступенчатую КПП. Значит, у МКП ещё есть будущее? В чем же могут быть её преимущества? Давайте разберёмся.
Плюсы и минусы «автомата»
Автомобиль с АКПП всегда стоит чуть дороже, чем аналогичная машина с «механикой». «Автомат» всегда сложнее конструктивно. Да, чисто физически он крупнее и тяжелее. За комфорт надо платить — это аксиома. Но и комфорт «автомат» предоставляет весьма заметный. Многим водителям, поездившим на машине с АКП, трудно пересаживаться обратно в автомобиль с «мешалкой». Три педали, постоянная работа руками и ногами с обязательным прислушиванием к голосу мотора… Однако автомобиль с АКП зачастую имеет массу ограничений. Нельзя буксовать и буксировать, к примеру. Если автомобиль эксплуатируется там, где часто встречается грязь, колеи, глубокий снег, лёд, это может привести к преждевременному износу трансмиссии. Кроме того, некоторые конструкции автоматических трансмиссий повышают расход топлива. Впрочем, это не касается современной АТ, которая устанавливается на LADA Vesta. Даже более объёмный 1,8-литровый мотор с АТ «кушает» примерно так же, как и 1,6-литровый с МКП.
Плюсы и минусы «механики»
Традиционный довод в сторону МКП — «я сам управляю автомобилем». То есть механизмы машины не живут своей жизнью, а подчиняются непосредственно командам водителя. Что ж, для тех, кто любит активный стиль вождения и умеет реализовывать потенциал машины, это и правда имеет смысл. Но большинству водителей, в общем-то, всё равно, что там происходит под капотом. МКП более понятна и надёжна в сложных условиях, там, где надо по-настоящему бороться за проходимость, включать режим «раскачки» и так далее. МКП позволяет, с одной стороны, добиться повышенной динамики, с другой — на высших передачах сэкономить топливо (и это ещё более актуально для будущей 6-ступенчатой МКП для LADA). Наконец, МКП, как правило, проще конструктивно, дешевле и легче в обслуживании и ремонте. На многих машинах МКП является самым долговечным узлом.
Так что же выбрать?
Можно использовать тот же принцип, что и с выбором автомобиля. Что нравится и на что хватает средств — то и покупаем. Можно подключить и практическое соображение. Жителю мегаполиса ни к чему МКПП, которая утомит его в пробках. Жителю села ни к чему «автомат», потому что пробок нет, а трудные условия движения — в полном наличии.
Спор ещё не окончен!
Сегодня LADA готовит новую линейку силовых агрегатов. Анонсирована 6-ступенчатая МКПП, 1,6-литровый мотор с АТ. Это значит, у нас ещё будет возможность снова сравнить разные типы трансмиссии, выбрать наиболее удобный, экономичный вариант, а главное — подходящий под стиль вождения конкретного автомобилиста. Потому что автомобиль, как хороший костюм, должен идеально походить владельцу.