Найти тему
Stories и история

Какой выход нашел для себя один великий немецкий поэт

Оглавление

Фриц Гёльдерлин (1770-1843 гг.), немецкий поэт, лучший друг философов Гегеля и Шеллинга.

Гёте, Гейне, Шиллера, Гессе, Ремарка - знают. А вот поэта Гёльдерлина, я уверена, знают не все. Как не знают и о том, что случилось с ним в жизни.

Франц Карл Химер. Фридрих Гёльдерлин. Портрет 1792 года. Изображение из Википедии.
Франц Карл Химер. Фридрих Гёльдерлин. Портрет 1792 года. Изображение из Википедии.

"Добродетели древних—всего лишь блистательные недостатки, гласит чье-то, не помню чье, злое изречение; и все-таки даже их недостатки—это добродетели, ибо тогда в человечестве еще жил детский прекрасный дух и все, что бы ни делали древние, делалось от души.
Добродетели же немцев представляют собою блистательное зло, и ничего больше, ибо они—порожденье необходимости, вымученное в рабских усилиях, из пустого сердца и под влиянием низкого страха; они способны омрачить любую чистую душу, которая тянется к красоте, которая, увы, избалована святой гармонией, присущей благородным натурам, и не выносит ту вопиющую фальшь, какой насквозь пронизан мертвящий порядок этих людей" ...
"Полными любви, ума и надежд выходят из немецкого народа юные питомцы муз; но взгляни на них лет через семь: они бродят как тени, безмолвные и холодные, они похожи на ниву, которую враг усеял солью, чтобы на ней никогда не взросло ни былинки, ...
Все несовершенно на этой земле—вот старая песня немцев. Хоть бы кто-нибудь объяснил этим отверженным богом людям, почему у них все так несовершенно! Да потому, что их грубые руки не оставляют ничто чистое незагрязненным, ничто святое нетронутым; ...сама жизнь у них проникнута пошлостью, мелочными обременительными заботами, холодным, немым разладом, потому что они презирают гений, который дарует силу и благородство человеческому труду, отраду—страданью, любовь и братство—городам и жилищам".

Это отрывки из самого знаменитого романа Гёльдерлина "Гиперион" (1797-1799 гг.).

Дружба

Учились в Тюбингенском университете три друга - Георг Гегель, Фридрих Шеллинг и Фридрих (Фриц) Гёльдерлин. Шеллинг, правда, поступил в университет на 2 года позже товарищей, но жили они все вместе в одной комнате в общежитии.

Друзья были молоды и полны сил и планов. Увлекались философией. Помимо любви к философии, объединяло этих троих еще и нежелание в будущем выбирать службу лютеранского проповедника, к которой их готовил богословский факультет.

А больше всего друзья мечтали о свободе. В соседней Франции в 1789 году началась Великая Французская буржуазная революция, в Священной Римской империи (так называлась тогда Германия) в театрах ставили драму Шиллера "Разбойники", развивалось предшествующее немецкому романтизму литературное движение "Буря и натиск". Казалось, сам дух свободы задышал тогда в Европе. И как-то однажды в честь идеалов французской революции друзья посадили древо свободы. И не где-нибудь, а на рыночной площади Тюбингена!

Есть, правда, версия, что это только легенда. Красивая легенда, в которой к тому же много разночтений: вроде бы дерево сажали только Гегель и Шеллинг... и не на рыночной площади, а на лугу за городом... и не одно дерево, а несколько... а сын Шеллинга вроде бы вообще отрицал данный факт...

Но мне нравится эта легенда. Неоднократно вспоминала я в таких случаях золотые слова французского историка, одного из основателей школы "Анналов" Марка Блока. Блок много писал о проблеме достоверности исторических источников: "Документы могли неоднократно переписываться ... Но и фальшивые документы могут рассказать нам об эпохе и обществе, вскрыв причины искажения фактов". Вскрыв причины искажения фактов - вот главное. Общество мечтало о свободе, которой было очень мало в тогдашней Германии.

Однажды трое друзей - Шеллинг, Гегель и Гёльдерлин - посадили в центре Тюбингена древо свободы.

Друзья сажали дерево еще с одной целью - скрепить свою дружбу.

А вот здесь у них, увы, что-то не получилось. Пути друзей после студенческой скамьи разошлись.

Правда, не сразу.

Среди трех друзей самым ярким еще со времен университета был Шеллинг, и также ярко и быстро он зарекомендовал себя как философ в профессиональной жизни. Гегель с диалектикой развернулся позже, а вот у Гёльдерлина все оказалось сложнее.

Любовь

После университета друзья разъехались из Тюбингена. Гёльдерлин уехал в Йену, слушал там лекции философа Иоганна Фихте в Йенском университете, увлекался античной философией. В древнегреческих мифах ему виделся идеал той самой свободы.

А главное - все эти годы Фриц Гёльдерлин писал стихи, познакомился с Шиллером и Гёте и очень тянулся к ним. О чем писал? Ну вот, например, одно из его стихотворений 1789 года было посвящено астроному Кеплеру. Высоко заглядывал поэт! В стиле немецких романтиков писал гимны свободе и по-прежнему увлекался античностью.

А увлекшись поэзией, отдалился и от бывших однокашников, которые утверждались как философы. Или это они отдалились от него, считая стихи ниже философии?

Но поскольку на что-то нужно было жить, а от карьеры пастора и государственного чиновника Гёльдерлин отказался, у него, как у человека с гуманитарным образованием, оставался не слишком большой выбор. Он устроился домашним учителем в семью Гонтар во Франкфурте-на-Майне (тем же, к слову, в начале карьеры зарабатывали и его друзья, Шеллинг и Гегель). У Гонтаров было четверо детей, они и стали воспитанниками молодого поэта.

Жена господина Гонтара Сюзетт Гонтар являлась ровесницей Гёльдерлина и стала его возлюбленной. Поэт, которого постоянно тянуло к греческим корням, называл возлюбленную "гречанкой" и дал ей имя Диотима, в греческой традиции связанное с идеей платонической любви.

Сколько видов любви было у древних греков?

Интересно, говорили, что даже внешне влюбленные были схожи, так что их можно было принять за брата и сестру.

Миниатюрный портрет Сюзетт Гонтар. Автор: Elisabeth Sömmering. Изображение из Википедии.
Миниатюрный портрет Сюзетт Гонтар. Автор: Elisabeth Sömmering. Изображение из Википедии.

Дальше версии о любви этой пары расходятся. Есть версия, что их любовь и была платонической, а недостижимость Сюзетт-Диотимы стала причиной ухода поэта из этой семьи и вообще - ухода в мир своих иллюзий.

Свою любовь - Сюзетт Гонтар - поэт называл Диотимой.

Предательство

Но пишут и другое: что г-н Гонтар, узнав обо всем, лишил учителя места, а перед молодой женщиной встал сложный выбор. Что она могла бы отказаться от семьи и разделить судьбу поэта.

Но Сюзетт, если перед таковым выбором и оказалась, выбрала Гонтара и собственных детей, которых в 1790-е годы ей бы никто и ни в одной стране не отдал.

Если эта версия верна, то сюжет на хорошую античную трагедию тянет. Не случайно же говорили древние: имя - определяет. А Гёльдерлин пережил произошедшее как предательство.

Несмотря на то, что Сюзетт еще добрых 3 года писала Фрицу, он, по всей видимости, так и не сумел оправиться от удара. Поездив по Германии, осел на время во Франции в Бордо. Преподавал, писал стихи. В 1802 году пришло известие о смерти госпожи Гонтар от кори (заразилась от детей). Гёльдерлин отправился из Бордо в Германию. Необычным был способ путешествия поэта: пешком. Когда он в каких-то лохмотьях появился в Тюбингене, его не узнали собственные родные.

Заговорили о душевной болезни поэта, которая с 1802 по 1807 год только прогрессировала.

Исчезли и друзья: Шеллинг и Гегель.

Предательства друзей Гёльдерлин уже не пережил.

Гегель, к чести его, поддерживал отношения с Гёльдерлином чуть дольше. Шиллер и Гёте с тех пор относились к нему с оттенком брезгливости.

Предательства друзей Гёльдерлин уже не пережил, и с 1807 года он, видимо, был уже тяжело болен.

Болезнь или имитация

А может быть, не болен?

Есть такой исследователь - Пьер Берто. Так вот, Берто в 1978 г. написал книгу о Гёльдерлине. Берто считал, что Гёльдерлин все это просто подстроил. Имитировал душевную болезнь от пустой, беспросветной жизни, в которой больше не было Сюзетт-Диотимы, как не дождался он в той жизни и признания друзей, ни поэтов-романтиков / ну как в этой связи не вспомнить "лишних людей" русской литературы?

Есть мнение, что Гёльдерлин имитировал свою душевную болезнь.

Чем все это закончилось?

Его лечили. Поэт оказался в клинике в Тюбингене у доктора Фердинанда фон Аутенрита, а также за ним присматривал поэт и доктор Юстинус Кернер. Через год его выписали как "безнадежного". Его в очередной раз оставили, на этот раз мать и сестра.

Поэт прожил еще 36 лет. Сначала его приютил на чердаке один плотник, а потом переселил поэта в здание старой городской ратуши; плотник-то плотник, а "Гиперион"-то читал! И семья его так и ухаживала за поэтом вплоть до его смерти в 1843 году. Все эти годы Гёльдерлин звал себя Буонарротти-Скарданелли.

Так что  уж сказать, что же должны были думать о нем современники? Поэтому вопрос не в том, что его считали сумасшедшим, а в том, почему это положение стали оспаривать.

Потому, что романтик и поэт Гёльдерлин написал "Гиперион".

ГИПЕРИОН

Полное название романа: "Гиперион, или Отшельник в Греции".

Еще в келье в Тюбингене он начал писать удивительную книгу, которую ставят в один ряд с "Фаустом" / и даже выше.

"Гиперион" представлял тайну для современников и до сих пор является таковой для нас. Не совсем понятно, к какому жанру отнести произведение: с одной стороны, его считают романом. С другой - это не вполне художественное произведение, т.к. содержит значительный пласт философских рассуждений. В то же время это и не философский трактат. Содержит много стихов. Иногда я думаю, что "Гиперион" можно отнести к жанру исповеди. Др.-греч. Υπερίων - это тот, кто поднимается. Чувствуете прежнюю устремленность ввысь? Не случайно в начале статьи я упомянула стихотворение о Кеплере.

В книге поэт попробовал соединить философию и поэзию, а вот зачем ему это было нужно... Из убеждения, что научные идеи обязательно должны находиться в гармонии с прекрасным. Окружающая действительность в такой гармонии явно не находилась, а потому ничего, кроме отвращения, у поэта, увы, не вызывала. Его идеалом была и так и оставалась прекрасная и дышащая свободой Эллада.

Др.-греч. Υπερίων - это "тот, кто поднимается".

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Его Диотима это знала. Сюзетт Гонтар явилась Музой, вдохновительницей поэта при написании романа. Тем острее пережил поэт и философ ее предательство, реальное или, может быть, и мнимое.

Признание

Признание пришло к Гёльдерлину после смерти. "Гипериона" прочли лет этак через 50 после его смерти. В век модерна / арт-нуво, сецессион Гёльдерлин был признан великим немецким поэтом, и ныне филологи считают его одним из классиков немецкой литературы. Его стихи необычайно образны и музыкальны и оценены в наше время. Есть даже термин "Гёльдерлиновское возрождение" - так назвали тенденцию в мировой поэзии второй половины ХХ - начала XXI в. Поэты разных стран переводят Гёльдерлина на разные языки мира. 

 "Башня Гёльдерлина" в Тюбингене: современный вид. Фриц Гёльдерлин жил здесь в комнатке на первом этаже. Изображегие из Википедии.
"Башня Гёльдерлина" в Тюбингене: современный вид. Фриц Гёльдерлин жил здесь в комнатке на первом этаже. Изображегие из Википедии.

А мне нравится строчка из его письма к Гегелю:

"Ты найдешь окружающий тебя мир приемлемым… Ты знаешь, что тебе делать, а я – нет. Ты любишь жить в шуме, а мне нужна тишина".

В том, наверное, и заключалось его различие с людьми, которые сумели приспособиться и найти себя в реальной жизни.

Ты любишь жить в шуме, а мне нужна тишина