Найти тему
Облако знаний

Как выстроить личные границы, работая в школе

Оглавление

Профессия учителя требует большой самоотдачи и эмоционального вовлечения. Погружаясь в работу, преподаватель часто забывает о себе, полностью отдаёт себя делу, что может привести к профессиональному выгоранию. Возможно ли установить личные границы, не теряя при этом авторитет и сохраняя уважение со стороны учеников, родителей и коллег? Разберёмся в этом статье.

Что такое личные границы в контексте образовательной деятельности

Личные границы учителя — это чёткие и устойчивые ограничения, которые педагог устанавливает для защиты своего эмоционального и профессионального пространства. Эти границы помогают создать безопасную и уважительную атмосферу для всех участников учебного процесса. Для определения и поддержания своих личных границ необходимо уделить время самоанализу и ответить на вопросы:

  • Какие типы взаимодействий с учениками и коллегами для меня приемлемы, а какие — нет?
  • Как я могу чётко и ясно сообщать о своих границах ученикам и коллегам?
  • Как я буду справляться с ситуациями, когда мои границы нарушаются?

Личные границы в социальных сетях

-2

Не стоит стесняться того, что вам некомфортно выставлять свою личную жизнь напоказ. Страницы в социальных сетях вполне можно закрыть от посторонних глаз или завести две: одну рабочую, а вторую личную, о которой будут знать только близкие и друзья. Определите для себя, какие аспекты вашей жизни являются приоритетными, и решите, насколько вы готовы делиться ими в профессиональной среде.

Чтобы не обидеть ни детей, ни родителей отказом, к примеру, добавить в друзья, можно использовать следующие фразы:

🗨 Чтобы фокусироваться на образовательном процессе и своих профессиональных обязанностях, я предпочитаю не добавлять учеников и родителей в друзья в социальных сетях. Это позволяет мне сосредоточиться на учебном процессе и взаимодействии с вами в рамках школы. Спасибо за понимание!

🗨 В социальных сетях я предпочитаю сохранять своё личное пространство. Для всех вопросов, касающихся школы и учебного процесса, я готов(-а) общаться в рабочее время с помощью принятых в школе каналов связи (подставьте свой).

🗨 Ребята, я стараюсь разделять личное и профессиональное общение, поэтому не добавляю своих учеников и их родителей в друзья в соцсетях. Но я всегда открыт (-а) для ваших вопросов на перемене. Не стесняйтесь обращаться!

Если вы выразите свою позицию корректно и уважительно, вы минимизируете вероятность недопониманий или обид.

Обозначьте время, когда вы готовы быть на связи

-3

Для поддержания баланса между профессиональной и личной жизнью важно установить чёткие временные рамки работы. Они должны включать не только уроки, но и время, которое вы готовы уделять внеурочной деятельности, проверке тетрадей, подготовке к занятиям и общению с учениками или родителями. Например, если у вас есть чат или группа в социальной сети, можно написать так:

🗨 Уважаемые родители! Для удобства и эффективности нашего общения хочу обозначить время, когда я могу быть на связи. Я готов(-а) отвечать на ваши вопросы по учебным и организационным моментам с понедельника по пятницу с 8:30 до 19:00. Если у вас возникнет вопрос вне этого времени, я постараюсь ответить на него по возможности или в ближайший рабочий день. Спасибо за ваше понимание и уважение к моему личному времени.

Вы имеете полное право не отвечать на звонки и не проверять рабочие чаты, находясь в отпуске или на больничном.

Кстати, в наших соцсетях недавно вышла шпаргалка для учителей, которая поможет навести порядок в родительских чатах. Подписывайтесь на нас ВКонтакте и Телеграм, чтобы не пропустить новые полезные материалы.

Научитесь говорить «нет»

-4

Многие учителя сталкиваются с просьбами, которые выходят за рамки их должностных обязанностей. Их могут просить помочь в решении личных проблем учеников, давать дополнительные задания или участвовать в мероприятиях, которые занимают личное время преподавателя.

Необходимо вежливо, но твёрдо отказывать в тех случаях, когда просьба выходит за рамки вашей профессиональной компетенции или нарушает ваши личные границы. Например:

🗨 Спасибо за доверие, но, учитывая мою текущую нагрузку, я вынужден (-а) отказаться от классного руководства, чтобы не снижать качество своей работы.

🗨 К сожалению, я не смогу принять на себя дополнительную нагрузку в этом году, так как уже имею достаточно плотный график.

🗨 Мне приятно, что вы считаете меня подходящим для этой задачи, но в данный момент я не могу взять на себя дополнительные обязанности.

🗨 Спасибо за приглашение участвовать в конкурсе, но, к сожалению, у меня нет возможности подготовиться должным образом из-за текущих обязательств.

Соблюдайте дистанцию

Эмоциональная вовлечённость в проблемы учеников — важная часть работы учителя, но она не должна приводить к утрате эмоционального равновесия. Не забывайте, что вы не обязаны решать все личные проблемы учеников.

Старайтесь избегать обсуждения личной жизни, чтобы не создать впечатления излишней близости. Лучше сосредоточиться на учебных вопросах и поддержке в учёбе. Будьте внимательны к личному пространству учеников и уважайте их желание не общаться вне школы на личные темы, если они этого не хотят.