Сегодня, 12 сентября, празднуется память Святого Благоверного князя Александра Невского – день перенесения его святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург. Нынешний год юбилейный: исполняется 300 лет со дня этого знаменательного события. Сейчас в Санкт-Петербурге проходят масштабные памятные события: торжественные богослужения, концерты и выставки.
По этому случаю уместно вспомнить о посвященной святому Александру Невскому часовне, когда-то украшавшей главную площадь Бежецка – Торговую. К сожалению, память об этой святыне практически полностью стерлась среди бежечан. Между тем история её созидания и разрушения интересна и поучительна.
4 апреля 1866 года у ворот Летнего сада в Петербурге прозвучал выстрел, потрясший всю Россию: дворянин Дмитрий Каракозов покусился на жизнь императора Александра II. И хотя Каракозов стрелял практически в упор, пуля пролетела над головой царя. Императора спас шапочных дел мастер Осип Комиссаров, успевший отвести руку террориста.
Каракозов надеялся, что его отчаянный поступок подтолкнет народные массы к бунту, однако реакция общества была прямо противоположной. Большинство простых людей совершенно не понимали мотивов покушения. В народе говорили, что дворянин стрелял в царя, мстя за освобождение крестьян. По всей Империи служили молебны о здравии государя-императора, благодаря Бога за чудесное спасение. Городские общества всячески старались проявить свои верноподданнические чувства. Не остался в стороне и уездный город Бежецк.
30 апреля 1869 года на собрании бежецкого городского общества было принято решение о постройке каменной часовни «в память чудесного избавления драгоценной жизни Благочестивого Государя Императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года от угрожавшей опасности». Под коллективным решением – «приговором» – стояли подписи 63 бежечан. Открывали список именитые купцы во главе с городским головой, степенным гражданином Николаем Сергеевичем Сергеевым, а замыкали простые мещане, некоторые из которых были неграмотными и просили расписаться за них.
Два года ушло на получение необходимых разрешений и оформление бумаг. Наконец, в начале 1871 года, был утвержден проект часовни. Её строителем был избран Кузьма Михайлович Архипов – известный кирпичный заводчик и строительный подрядчик. Стройка шла на средства, собранные горожанами, – «усердием граждан г. Бежецка на их собственное иждивение».
29 июня 1872 года, накануне главного городского праздника – дня святых апостолов Петра и Павла, часовня была торжественно освящена соборным протоиереем Иоанном Рябчиковым «по чиноположению церковному». Она получила наименование в честь небесного покровителя Императора – святого князя Александра Невского. Внутри часовня была украшена иконостасом и живописью. В часовне был помещен образ св. Александра Невского и святых, празднуемых 4 апреля – Иосифа и Георгия, специально заказанный к годовщине чудесного спасения императора.
В часовне была установлена специальная кружка для сбора средств на содержание городской Александровской богадельни и детского приюта. Любой человек мог зайти в часовню, помолиться и сделать посильное пожертвование в пользу престарелых и сирот. Часовня была приписана Воскресенскому собору и была полностью уничтожена вместе с ним в 1936 году.
Представление о том, как выглядела Александровская часовня, дают два сохранившихся дореволюционных снимка. Первый из них был сделан знаменитым бежецким фотографом П.М. Дружининым и датируется 1912 годом. Второй снимок – панорама Бежецка, снятая с пожарной каланчи.
На панораме хорошо видна Торговая площадь с часовней, окруженной строительными лесами, что позволяет точно датировать фотографию летом 1901 года. Из архивных документов известно, что именно тогда проводились работы по ремонту крыши и наружных стен часовни.
По нескольким снимкам советского времени становится ясно, что разрушение часовни происходило постепенно. На газетной вырезке с фотографией первомайского митинга позади толпы хорошо видна часовня, к тому времени уже лишившаяся главки с крестом.
На снимке 1935 года из собрания Тверского музея часовня не сразу узнается за вывесками, флагами и плакатами – нужно внимательно приглядеться к архитектурным деталям. У стены устроен узел связи, над входом написан знаменитый сталинский лозунг: «Кадры решают всё».
Еще один уникальный снимок запечатлел часовню за год до окончательного разрушения, во время митинга 1 мая 1935 года. Снимок «снизу вверх», в духе фотографа Александра Родченко, полон мрачного символизма. Место купола с крестом заняла трибуна, обтянутая красным полотнищем. В центре трибуны, перед микрофоном, – первый секретарь Бежецкого райкома партии товарищ Курнаев. Именно в пору его руководства (1932–1936 годы) были сломаны и разобраны на кирпич Воскресенский собор и другие храмы города Бежецка.