ПО СТРАНИЦАМ СТАРОЙ ПЕРИОДИКИ. БЕЖЕЦКИЕ КРЕСТЬЯНЕ – «ВСЕСОЮЗНОМУ СТАРОСТЕ» М.И. КАЛИНИНУ В номере газеты «Известия» от 28 мая 1928 года была помещена заметка под заголовком «Тираж крестьянского займа. ПИСЬМО КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕЛЕГАТОВ ТВЕРСКОЙ И КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ т. М. И. КАЛИНИНУ»: «ТВЕРЬ, 24 мая.(Роста). В Бежецке, Тверской губ., закончился первый тираж займа укрепления крестьянского хозяйства. В тираже производился розыгрыш 36 серии, которая была распродана в Тверской губ. и частично в Калужской. Тираж привлек в Бежецк массу крестьян из окружающих селений. Делегаты на тираже от крестьян Тверской и Калужской губерний обратились к председателю ЦИК Союза ССР тов. М. И. Калинину от имени тверских и калужских крестьян со следующей телеграммой: – В вашем лице, дорогой земляк, Михаил Иванович, мы приветствуем советское государство за то, что оно перенесло и розыгрыш займа в крестьянскую массу и дало нам возможность непосредственно в нем участвовать. Мы, крестьяне, сейчас крепко осознали, что наши государственные займы служат для укрепления народного хозяйства нашей Советской республики, а поэтому мы и откликнулись на ваш призыв поддержать свой крестьянский заем». Сегодня реалии 1920-х годов нуждаются в пояснении. Упомянутое в заметке РОСТА – Российское Телеграфное Агентство – центральный информационный орган советского государства в 1918–1925 гг. Массовые внутренние займы у населения были в Советском Союзе одним из основных источников пополнения государственного бюджета. Первый выигрышный заем был выпущен уже в 1922 году и производился в золотой валюте. Выигрышный заем «укрепления крестьянского хозяйства», как следует из его названия, был направлен, прежде всего, на сельское население. Крестьянам предлагалось покупать облигации, сроком на три года (с 1 февраля 1928 по 1 февраля 1931), с доходностью 6% годовых. Возможность крупного выигрыша должна была стимулировать жителей деревни принимать участие в займе. Однако население не торопилось приобретать облигации. Сельские жители с недоверием относились к ценным бумагам, да и свободные деньги были далеко не у всех. Поэтому, как отмечают историки, займы конца 1920-х годов сопровождались масштабной пропагандистской кампанией. Очевидно, что помещенное в центральной газете письмо крестьян «всесоюзному старосте» М.И. Калинину было частью этой компании. Задумка журналистов была проста: крестьяне Тверской губернии выражали доверие «дорогому земляку» (М.И. Калинин родился в деревне Верхняя Троица Корчевского уезда), олицетворявшему советское государство, тем самым показывали пример жителям других областей. Иллюстрации: 1. Заметка «Тираж крестьянского займа». Известия. 1928. № 121. С. 1. 2. Облигация Государственного внутреннего выигрышного займа укрепления крестьянского хозяйства на сумму 2 р. 50 коп. 1928 год. Источник: Аукцион «Империя».
Бежецкая старина
487
подписчиков
Страницы истории Бежецка – одного из старейших городов Тверской области. Имена, факты, памятники архитектуры, архивные материалы. Авторский блог Ивана Крылова. Для связи: bezhhistory@gmail.com
ОБРАЗЫ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ В РОСПИСЯХ БЕЖЕЦКИХ И ВЕСЬЕГОНСКИХ ЦЕРКВЕЙ Со вчерашнего дня в церковном календаре началась неделя о мытаре и фарисее. В это время на богослужениях вспоминают притчу Иисуса Христа, записанную в 18 главе Евангелии от Луки. Думаю, что её содержание всем хорошо известно. Образы героев этой притчи встречаются в росписях трех церквей Бежецкого и соседних Весьегонского и Краснохолмского районов: Богоявленской с. Еськи, Преображенской с. Никола-Высока и Казанской с. Русское-Кошево (исторически относилось к Бежецкому уезду). Все эти церкви были расписаны в средине XIX века разными мастерами: храм в Еськах – в 1845–1847 годах артелью Михаила Васильевича Тыранова, в Никола-Высоке – в 1856–1857 годах артелью Ивана Федоровича Смирнова. Авторство росписей храма в Русском-Кошеве пока не установлено. Следуя сложившейся в эпоху классицизма традиции, художники поместили изображения мытаря и фарисея на западной стене, в нижнем ярусе, по левую и правую стороны от входа в храм. Вероятно, такое расположение образов – на уровне глаз зрителя – имело назидательное значение: молящиеся должны поставить себя на место героев притчи, подражать смирению мытаря и избегать лицемерия фарисея. О сходстве и различии образов мытаря и фарисея в упомянутых храмах пишет искусствовед Анна Леонидовна Павлова: «При сравнении образов мытаря и фарисея с аналогичными изображениями в Еськах снова наглядно видна незаурядность мастера. В Русском-Кошеве и Никола-Высока изображения в полной мере уподоблены классицистической скульптуре, они идеальны и бесстрастны, их глаза полузакрыты или написаны без зрачков. В Еськах хорошо видны тёмные глаза героев, изображённых как ожившие скульптуры. Высокий лоб мытаря бороздят морщины, чего нет в гладком "мраморном" лице мытаря из Русского-Кошева или Никола-Высока. В Еськах смирение мытаря не передано буквально: его голова не обращена вниз, и уголки губ не опущены, как в Русском-Кошеве и Никола-Высока. При красоте образа в Русском-Кошеве лик мытаря наделён некоторой театральностью, что особенно проявляется в "картинной" упавшей на лоб пряди волос, подобные приёмы совершенно отсутствуют в подлинном тихом смирении лика мытаря в Еськах». Иллюстрации: 1. Образ мытаря. Роспись артели Михаила Васильевича Тыранова, 1845–1847 годы. Богоявленский храм с. Еськи Бежецкого района. Фото автора, июнь 2023 года. 2. Образ фарисея. Роспись артели Михаила Васильевича Тыранова, 1845–1847 годы. Богоявленский храм с. Еськи Бежецкого района. Фото автора, июнь 2023 года. 3. Образ фарисея. Роспись артели Ивана Федоровича Смирнова, 1856–1857 годы. Преображенский храм с. Никола-Высока Весьегонского района. Фото автора, май 2023 года. 4. Образ мытаря. Роспись артели Ивана Федоровича Смирнова, 1856–1857 годы. Преображенский храм с. Никола-Высока Весьегонского района. Фото автора, май 2023 года. 5. Образ мытаря. Роспись неизвестной артели, 1860-е годы. Храм Казанской иконы Божией Матери, урочище Русское-Кошево Краснохолмского района. Фото автора, май 2023 года.
НАХОДКА КО ДНЮ СВЯТОЙ ТАТЬЯНЫ Сегодня, 25 января (12 января старого стиля), – день памяти святой мученицы Татьяны – покровительницы российского студенчества. Два года назад я написал материал, где рассказал о том, как этот праздник отмечался в дореволюционном Бежецке. Речь шла в том числе о благотворительном спектакле «Школьные товарищи», данном 12 января 1904 года бежецким музыкально-литераурно-драматическим кружком. Сборы со спектакля шли в пользу «недостаточных студентов Московского университета, уроженцев Тверской губернии». Сейчас хочу поделиться с читателями интересной находкой. Оказывается, в государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина хранится подлинная афиша этого спектакля. Из нее можно узнать ряд ранее не известных подробностей культурного события. В ней указана сцена, на которой был дан спектакль – зал земства и имена актеров-любителей: Е.И. Кулжинская, Е.Н. Потапова, В.Ф. Преображенская, Е.В. Терновская, В.Н. Весков, И.Л. Кулжинский, И.А. Корнилов, Н.А. Первухин, Н.П. Петухов. Надо сказать, что к началу XX века театральные постановки уже стали для бежечан привычным делом. С начала 1870-х годов в город регулярного приезжали столичные труппы, а с 1903 года действовал местный кружок любителей театра. О зарождении театрального дела в Бежецке и о купце Иване Кирилловиче Горохове, стоявшем у его истоков, вы можете узнать в одной из предыдущих публикаций.
ТЫРАНОВСКИЙ «МОИСЕЙ» В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ Прямо сейчас имеется уникальная возможность увидеть в экспозиции Третьяковской галереи картину А.В. Тыранова «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила». Внушительных размеров полотно было написано Тырановым в 1839-1842 годах, во время командировки в Италию. Обычно «Моисей» находится в запасниках музея, а в постоянной экспозиции представлена только одна работа Тыранова – небольшая картина «Ткачихи», написанная в 1826 году, когда художнику было всего 19 лет. Все дело в том, что три месяца назад в Русском музее открылась большая выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Брюллова». Работы Карла Брюллова из Третьяковской галереи отправились в Петербург, а из Русского музея в Москву приехал картина «Медный змий» Ф.А. Бруни. В брюлловском зале Третьяковки была сделана переэкспозиция: «Великий Карл» уступил место своему ученику Алексею Тыранову. Бежечанин Алексей Васильевич Тыранов (1807–1859) – замечательный живописец, академик Императорской Академии художеств, любимый ученик А.Г. Венецианова. Его трагическая судьба мало кого оставляет равнодушным: стремительный взлет, слава второго после К.П. Брюллова портретиста столицы, несчастная любовь, а под конец жизни – нищета и забвение. Искусствоведы выделяют два периода в творчестве А.В. Тыранова: до середины 1830-х годов, когда художник был верен идеалам своего первого учителя А.Г. Венецианова и после, когда Тыранов попал под сильное влияние К.П. Брюллова. Надо сказать, что с Бежецком А.В. Тыранова связывал не просто факт рождения. Род Тырановых был одним из древнейших в городе: носители этой фамилии жили на посаде Городецко по крайней мере с середины XVII века. В 1770-е годы отец и дядя художника обучались мастерству серебряной чеканки и золочения в Москве, вернувшись в Бежецк, открыли собственную мастерскую. Всю жизнь Алексей Тыранов не терял связи с родным городом. Неслучайно в самый тяжелый период, в 1846–1849 годах, больной художник приезжает на родину, к семье своего старшего брата Михаила Васильевича Тыранова – выдающегося церковного живописца, создателя целого ряда ансамблей храмовых росписей в Бежецкой округе и за её пределами. Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Брюллова» продлится до 16 мая текущего года. Это значит, что есть по крайней мере четыре месяца, чтобы увидеть картину А.В. Тыранова «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила» вживую.
Репост
С НАСТУПАЮЩИМ 2025 ГОДОМ! Уважаемые читатели! До наступления нового 2025-го года остаётся совсем немного времени. Уходящий год был плодотворным – в блоге появилась 21 публикация. Благодарю вас за интерес к истории Бежецка. Надеюсь, в наступающем году находок и открытий будет не меньше. Хочу поделиться с вами небольшим новогодним расследованием, на которое меня натолкнула старинная открытка c интернет-аукциона «Мешок». Открытка была отправлена 112 лет назад, в последний день 1912 года, о чем свидетельствует штамп на обороте. Некая Ш. Денисова из Бежецка пишет своей подруге Лиде: «Милая Лида! Поздравляю тебя с Новым Годом и желаю тебе счастия». Получательница открытки тоже проживала в Бежецке. Её адрес указан как: «Здесь. Кашинская улица. Александру Степановичу Фомичеву для Лиды». Очевидно, Александр Степанович был Лидиным отцом. До революции Александр Степанович Фомичев-Бойгад был агентом Варшавского страхового общества в Бежецке. Интересную характеристику А.С. Фомичева дает в своем дневнике революционных лет отец Иоанн Постников. В записи от 28 февраля 1918 г. читаем: «Отдел Совета по городским делам, избранный собранием рабочих 18 февраля взамен Городской Думы, как выяснилось теперь, состоит из 50 человек. <...> Фомичев-Войгач – здешний домовладелец, из мещан, с начальным образованием, по профессии ходатай по делам, преимущественно у местного купечества, по совершению купчих крепостей, взыскания по векселям и тому подобному. На меня лично производил всегда впечатление вполне порядочного человека, трезвого, трудолюбивого и далекого от всяких большевистских идей. Как он попал в товарищи комиссара, трудно понять. Вероятно, у Совета имелось в виду, главным образом, знакомство его с формами бумажного делопроизводства». Замечу, что при расшифровке рукописного текста дневника была допущена ошибка во второй части фамилии: «Войгач» вместо «Бойгад». Надо сказать, что очень скоро советская власть припомнила А.С. Фомичеву его непролетарское происхождение, отнеся его к категории «лишенцев». В 1934 г. бывший член городского совета ходатайствовал перед бежецким исполкомом о восстановлении в избирательных правах. Неизвестно было ли удовлетворено это ходатайство Фомичева. А кто же такая Ш. Денисова? Можно с уверенностью сказать, что её звали Шура Денисова. Девочки обменивались поздравлениями довольно часто. Например, Шура отправляла Лиде Фомичевой поздравление с Пасхой 25 марта 1912 г., где подписалась полностью – «Шура Денисова». И адрес подруги указала точнее, с полной фамилией ее отца – Фомичев-Бойгад. Эта пасхальная поздравительная открытка опубликована на сайте проекта «Пишу тебе». Скорее всего, отцом Шуры был почетный гражданин Александр Петрович Денисов, многие годы служивший в ответственной должности секретаря Бежецкой городской управы. В его семействе кроме трех сыновей – Николая, Пантелеймона и Петра – была дочь Александра, родившаяся 15 февраля 1899 г. Если мое предположение верно, то в момент написания открытки Шуре без малого 14 лет, что вполне согласуется с явно ученическим, полудетским, нетвердым почерком. На нескольких ресурсах с подборками фотографий старого Бежецка размещен снимок дома А.П. Денисова на Дворянской улице, датированный 1904 годом. У ворот стоит семья Денисовых: отец, мать и четверо детей, среди которых должна быть Шура. Дом Денисовых сохранился до наших дней, современный адрес – ул. Пролетарская 31. Остается вопрос, на который едва ли можно определенно ответить: как открытки Лиды Фомичевой попали на интернет-аукцион? Род Фомичевых пресекся? А может быть, ныне живущим потомкам стала безразлична история их семьи и старые документы отправились в скупку антиквариата? Так или иначе, архив попал на продажу, что, конечно, грустно – семейная память должна храниться в семье. Я желаю всем читателям в новом году не забывать о прошлом, и, опираясь на него, смотреть в будущее. Иллюстрации: 1–2. Открытка «С Новым годом» от А. Денисовой Л. Фомичевой. Аукцион «Мешок». 3. Дом А.П. Денисова. 1904 г. Из открытых источников. 4. А.С. Фомичев– страховой агент. Справочник «Вся торгово-промышленная Россия». 1913 г.
Бежецкие купцы: предприниматели, благотворители, общественные деятели. Временный бежецкий купец из крестьян Евгений Иванович Иродов
Я продолжу писать исторические портреты бежецких купцов – личностей, трудами которых во многом сформировался уникальный облик города Бежецка. Ныне большинство из них, к сожалению, забыты. Ранее опубликованные очерки можно найти в подборке. Евгений Иванович Иродов родился в 1854 году в селе Великом Ярославской губернии, в семье крепостных крестьян. Это древнее село в полной мере оправдывало свое название: в конце XIX века в нём жило более 4,5 тыс. человек – больше, чем в иных уездных городах. По...
БЕЖЕЦКАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ АНОМАЛИЯ Интересная заметка об удивительном природном явлении, наблюдавшемся в городе Бежецке, была напечатана 16 января 1843 года в «Русском инвалиде» – главной военной газете Российской империи. Заметка была размещена в разделе «СМЕСЬ» и называлась «Любопытныя метеорологическия явления в губерниях Тверской, Костромской, Вологодской и Оренбургской». Приведу здесь текст первой части заметки, касающийся непосредственно Бежецка. «В Бежецке, уездном городе Тверской губернии, в прошлом 1842 году, 20 мая, в пять часов по полудни, во время небольшаго дождя, пала на землю необыкновенная жидкость желтаго цвета, которая на протекающей под городом реке Мологе долго оставалась сверх воды, и потому была собрана в значительном количестве. Когда собранная материя просохла, из ней образовалась ноздреватые куски в роде светлой вохры. По распоряжению местнаго губернскаго начальства, куски эти были подвергнуты химическому разложению, в следствие котораго вещество их было признано цветочною пылью растений, вероятно поднятою на воздух круговоротом вихря и потом увлеченную обратно на землю дождевым падением. Г. Министр Внутренних Дел, получив о том сведение, немедленно истребовал образчики собранной материи, которые и препроводил в Императорскую Академию Наук, для точнейшаго исследования и определения. По испытанию, произведенному г. Адъюнктом Физико Математического Отделения Академии Мейером, сказалось, что это действительно не что иное, как "плодотворная пыль цвета обыкновенной ели" (pollen du pin ordinaire Pinus abies). После того, и происхождение ея необыкновеннаго явления конечно должно приписать увлечению вихря, предшествовавшаго или сопутствовавшаго дождю, при котором она пала в Бежецке, окруженном со всех сторон дремучими сосновыми и еловыми лесами». После прочтения этой заметки сразу приходит на ум «Хронологион» Петра Воинова, автор которого – чиновник бежецкой воеводской канцелярии времен императрицы Елизаветы Петровны – тоже обращал внимание на любопытные природные явления. Правда, Воинов лишь фиксировал свои наблюдения в дневнике, никак не отчитываясь об этом вышестоящему начальству. В середине же XIX века в Бежецке, очевидно, уже проживали достаточно образованные и сведущие лица, которые посчитали нужным сообщить об удивительном природном явлении местным властям и даже потрудились собрать «ноздреватые», то есть пористые куски, – образцы для дальнейшего исследования. Затем образцы были переправлены в Петербург, в главный научный центр – Императорскую академию наук. Упомянутый в заметке «господин адъюнкт Физико-математического Отделения Академии Мейер», исследовавший бежецкие материалы, – это Карл Андреевич Мейер (1795-1855). Как раз за три года до упоминаемых в заметке событий, в 1839 году, Мейер стал адъюнктом (то есть помощником академика) по ботанике. К.А. Мейер вошел в историю как крупный ученый, путешественник, академик Петербургской академии наук (1845). В экспедициях он впервые описал около 2 тыс. видов растений, в т. ч. около 100 новых видов и 9 родов растений Центрального Кавказа, Армении, Азербайджана, Туркестана. Именно К.А. Мейер впервые систематически описал знаменитый «корень жизни» – женьшень. С 1851 года и до смерти Мейер являлся директором Петербургского ботанического сада. Иллюстрации: 1. Академик Карл Андреевич Мейер. Из открытых источников. 2. Заметка о любопытном метеорологическом явлении в Бежецке. Русский инвалид. 1843. № 11. С. 41. 3. Бежецк, река Молога. Фотооткрытка издания П.М. Дружинина. 1912–1914 гг. Из открытых источников.
Бежечане в Петербурге. Крестьяне Бежецкого уезда – петербургские купцы
Не секрет, что в столице Российской империи – Санкт-Петербурге – проживало очень много крестьян из разных губерний. Историк Лев Лурье в книге «Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка» пишет: Петербург растет как на дрожжах. Численность населения за 65 лет (с 1850 по 1915 годы) возрастает в пять раз. И прежде всего за счет деревенских мужиков, выгнанных из деревни нуждой. Петербург Евгениев Онегиных и Макаров Девушкиных все больше становится городом Ванек Жуковых. К началу XX века на 80% – это город приезжих, на две трети – мужиков...
ОБРАЗЫ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В РОСПИСЯХ БЕЖЕЦКИХ ЦЕРКВЕЙ Сегодня, 21 ноября, Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как воин, борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг» – в переводе с греческого ἀρχιστρατηγός означает «верховный военачальник». Образ Архистратига Михаила часто встречается в росписях церквей Бежецкого района, выполненных артелью Михаила Васильевича Тыранова во второй четверти XIX века. Позднее, в конце XIX века, следующие поколения мастеров по-своему трактовали образ Архистратига Михаила, опираясь на гравюры Библии немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Таков, например, замечательный образ Архангела на западной стене Благовещенского храма в Княжево. Иллюстрации: 1. Образ Архистратига Михаила в центре композиции «Страшный суд». Роспись артели Михаила Васильевича Тыранова, 1831–1841 годы. Тихвинский храм с. Сукромны Бежецкого района. Фото автора, май 2024 года. 2. Архистратиг Михаил в сонме славящих Христа Небесных Сил. Роспись артели Михаила Васильевича Тыранова, 1841–1842 годы. Смоленский храм с. Алабузино Бежецкого района. Фото автора, май 2024 года. 3. Образ Архистратига Михаила в центре композиции «Страшный суд». Роспись артели Михаила Васильевича Тыранова, 1845–1847 годы. Богоявленский храм с. Еськи Бежецкого района. Фото автора, июнь 2023 года. 4. Композиция «Победа Архангела Михаила над дьяволом». Роспись неизвестного автора, 1887 год. Благовещенский храм с. Княжево Бежецкого района. Композиция была наполовину забелена в советское время, когда храм использовался для хозяйственных нужд. Фото автора, май 2024 года.
ПО СТРАНИЦАМ СТАРИННОЙ ПЕРИОДИКИ. БЕЖЕЦК СПОРТИВНЫЙ Немало интересных подробностей о спортивной жизни Бежецка можно найти на страницах газеты «Советский спорт». Эта ежедневная газета стала первым советским изданием, посвященным теме спорта. «Советский спорт» ведет отсчет своего существования с 7 июля 1922 года, когда в свет вышел первый номер журнала «Известия спорта» – приложение к журналу Физическая культура. С 1924 года его переименовали в журнал «Красный спорт». В формате газеты он стал выпускаться с 20 июля 1924 года. 19 марта 1946 года газета сменила название на «Советский спорт». Cамый первый номер «Известий спорта», сообщал о футбольных матчах, состоявшихся в Бежецке 4 и 5 июня 1922 года. В эти тяжелые для страны годы, когда еще не закончилась Гражданская война, Бежецк жил активной спортивной жизнью. г. Бежецк. Матч Торжок-Бежецк. 4-го и 5-го июня на поле Бежецкого общества «Спорт», состоялись два футбольных товарищеских матча, между командами Торжок Бежецк. В первый день игра окончилась со счетом 3:0 в пользу Бежецка и во второй 2:2. Состав команд 1-го матча: Торжок: 1) Гусев, 2) Чернышев Н, 3) Миронов П., 4) Соколов И., 5) Тетюхин В., 6) Шуев Б., 7) Перевозчиков, 8) Дылдин Д., 9) Мельников А., 10) Соколов и 11) Беляков. Бежецк: 1) Филатов Н., 2) Скворцов Н., 3) Константинов Д., 4) Классов, 5) Герасимов, 6) Скворцов Н., 7) Соловьев, 8) Петухов М., 9) Петухов А., 10) Козлов, 11) Петухов Н. Вторая заметка была опубликована в том же году в 6-м номере «Известий спорта» под заголовком «Полуфинал футбольного первенства Тверской губернии». 13-го августа в Бежецке состоялся полуфинал «Футбольного Первенства Тверской губернии», играли Бежецк и Торжок. Первый хавтайм кончился результатом 3:0 в пользу Торжка, второй хавтайм – 2:1 в пользу Бежецка. Общий результат 4:2 в пользу Торжка. Игра была живая и очень горячая; в особенности бурный темп игры развила команда Бежецка в начале второго хавтайма, когда ей в каких-либо 10 минут удалось забить Торжку два года. Судил матч представитель Бежецка B. А. Сапожников. Необходимо отметить, что в виду трудности проезда из Торжка в Бежецк (2 пересадки в Лихославле и в Бологое) команда Торжка приехала в Бежецк в самом ограниченном составе – 11 человек, без лейнсменов, без запасных и без отдельного оффициального представителя. Кроме того на обратном пути новоторжской команде пришлось пройти ночью пешком 36 верст от Лихославля до Торжка, рискуя в противном случае просидеть в Лихославле лишних 2 суток вследствие того, что по Новоторжской ветке поезда ходят три раза в неделю. Таким образом в финал «Первенства», назначенного в Твери на 27-е августа, выходят: с одной стороны Кимры, не сыгравшие по независящим от них обстоятельствам ни одного предварительного официального матча, и с другой стороны Торжок, выигравший 3 официальных матча – у Зубцова 8:0, у Ржева 2:0 и у Бежецка 4:2, причем ни один из этих матчей не состоялся на поле Торжка, а Торжку пришлось все время выезжать в другие города. Предстоящий финал Первенства заставляет заглянуть в историю розыгрыша Первенства за прошлые, 1920 и 1921 годы. В 1920 г. в финал вышли – Тверь и Торжок. По целому ряду внутренних причин Торжок официальный матч на «Первенство» играть отказался, и «Первенство» досталось Твери. В 1921 г. в финале встретились В.-Волочек, выигравший в полуфинале после 2 1/2 часовой игры у Торжка со счетом 3:2 и Бежецк, побивший в полуфинале Калязин. В финале победителем вышел В.-Волочек, выигравший у Бежецка 6:0 и тем самым выигравший «Первенство Тверской губ. на 1921 г.» Определить заранее победителя на 1922 г. представляется очень трудным. Я. Д. Некоторые устаревшие термины нуждаются в разъяснениях. Лейнсмен (калька с английского «linesman») – так прежде называли «бокового» футбольного судью, судью на линии.
БЕЖЕЦК ТЕАТРАЛЬНЫЙ, ИЛИ БУРНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ УЕЗДНОГО ГОРОДКА В фондах театрального музея имени Бахрушина в Москве хранится уникальная коллекция афиш спектаклей, дававшихся в Бежецке в 1876–1890 гг. Ранее имелись лишь отдельные отрывочные сведения о театральной жизни Бежецка 1900-х гг., например, о постановках, организованных любительским драматическим кружком. Но оказывается, что уже с 1870-х гг. в Бежецк регулярно приезжали столичные театральные труппы, в составе которых были известные в то время артисты: М.В. Дальский, А.Г. Гегер-Глазунова, П.Н. Ахалина. Интересен бежецкий репертуар: наряду с пьесами А.Н. Островского, драмами А.С. Пушкина и поэмами М.Ю. Лермонтова, ставились произведения, названия которых сегодня знакомы только историкам театра. Кто сейчас знает «Три пощечины», «Кварт от дамы», «Аз и Ферт», «Прежде скончались, потом повенчались»? Вот так проходит мирская слава! Из афиш мы узнаем, что первые театральные представления Бежецка давались в «театральной зале» Ивана Кирилловича Горохова. Имя этого человека сегодня совсем забыто. А ведь именно он стоял у истоков театральной жизни города. Единственным материальным свидетельством о зачинателе бежецкого театра остался поваленный гранитный памятник на Спасском кладбище с лаконичной надписью, сообщающей что купец Иван Кириллович Горохов скончался 9 марта, 48 лет от роду. Горохов не был коренным бежечанином. Он приехал в Бежецк в середине 1860-х гг. из Ярославля – города, известного как родина русского театра. Поначалу ярославский мещанин И.К. Горохов содержал трактир в арендованном каменном доме богатого купца М.Г. Викулина. Очень скоро, в 1868 г., Иван Кириллович скапливает необходимый капитал и становится бежецким купцом 2-й гильдии. Он строит два деревянных дома на Большой улице, напротив Введенской церкви, в которых открывает гостиницу, общественный клуб с буфетом и театр. В 1870-е гг. клуб Горохова становится главным центром общественной жизни города: именно здесь проходили торжественные собрания, играли свадьбы, устраивали благотворительные ярмарки. Современники называли Ивана Кирилловича не иначе как «наш чародей Горохов». И.К. Горохов был не просто содержателем клуба со сценой. Судя по тому, что в ряде афиш упомянут «театр Горохова», а в одной из них прямо говорится о «труппе под управлением И.К. Горохова», он был кем-то вроде режиссера. В этом первом полупрофессиональном театре Бежецка играли сами горожане, причем из самых образованных слоёв общества. Среди актеров можно найти представителей известных фамилий бежецкого духовенства и дворянства: Одинцов, Завьялов, Садиков, Мельницкий. Иван Кириллович сам принимал участие в спектаклях. Например, 25 апреля 1880 г. был дан спектакль «Не в свои сани не садись» по пьесе А.Н. Островского. Горохов сыграл в нем одну из главных ролей – богатого купца Русакова. Спустя пять дней после этого представления, 1 мая 1880 года, Бежецк лишился своего театра – в городе случился сильный пожар. Огонь уничтожил оба дома И.К. Горохова, вместе с имуществом клуба. Это был удар не только для самого «чародея Горохова», но и для всего бежецкого общества. Газета «Тверской вестник» с горечью писала, что Горохов был «единственный радетель относительно удобств и удовольствий своих сограждан и притом радетель совершенно добросовестный». Но предприимчивый купец не растерялся. Получив страховые выплаты, он выстроил новый каменный дом с театральным залом еще лучше прежнего. После смерти Ивана Кирилловича этот дом перешел во владение его вдовы, купчихи Авдотьи Павловны Гороховой. Так, в 1886 г. на афишах появился «театр А.П. Гороховой». В конце 1880-х гг. А.П. Горохова продала дом Бежецкому земству. С этого момента фамилия Гороховых пропала с афиш – стали писать просто о «помещении театра». В перестроенном виде дом сохранился до наших дней, его современный адрес: ул. Большая, 29–31. Сейчас это городской дом культуры, на сцене которого, как и прежде, выступают приезжие артисты. Иллюстрации: 1–7. Афиши спектаклей в Бежецке. Источник: музей А.А. Бахрушина. 8. Бежецкая земская управа. 1912-1914 гг. Открытка П.М.Дружинина.