Художник Иероним Босх (ок. 1450-1516), один из величайших мастеров фантастических сюжетов, оставил после себя полотна, которые даже спустя пять веков вызывают восторг и тревогу у зрителей.
Характерные персонажи и пейзажи из мира кошмаров Босха очень узнаваемы: они стали неотъемлемой частью как популярной, так и высокой культуры, став постоянным источником вдохновения для человеческих идей и образов. Творчество художника поражает своей странностью и манящей притягательностью, однако информации о его жизни и причинах забвения его произведений на века крайне мало.
Личность и мотивы Босха стали объектом интенсивных размышлений с момента, когда его заново открыли в конце XIX века.
Некоторые называли Босха сумасшедшим, сатанистом или развращённым наркоманом, в то время как другие считали его просветлённым художником, исследующим эзотерические аспекты христианской мысли через свои произведения. Но среди ярких теорий существует и трезвая идея, согласно которой Босх придерживался ортодоксальных религиозных убеждений и был уважаемым членом общества, далеким от эксцентричности, затворничества или ереси.
Босх, чьё настоящее имя — Ерун ван Акен, прожил всю свою жизнь в городе Хертогенбос. Отсюда и происходит его прозвище — Босх, взятое от названия его родного города. Именно этим именем он подписывал некоторые свои картины. Сегодня этот город находится на юге Нидерландов, рядом с границей Бельгии. Во времена Босха, Хертогенбос входил в герцогство Брабант, подчинённое герцогу Бургундии.
Хертогенбос был активно развивающимся региональным центром с множеством религиозных учреждений, включая готическую церковь Иоанна Богослова, провозглашенную собором в 1559 году. Это здание до сих пор является одной из главных архитектурных достопримечательностей города.
Первые записи, упоминающие Босха, появились в 1474 году, что позволяет предположить, что он родился примерно в середине XV века. В его семье история художественного творчества прослеживается на несколько поколений — его отец, дед, прадед и другие родственники также были художниками. К сожалению, их работы не дошли до наших дней, поэтому трудно сказать, чему Босх мог научиться у своих предков. О жизни художника известно очень мало, за исключением того факта, что примерно в 1480 году он вступил в брак с женщиной значительно старше себя, которая была богата и влиятельна.
В числе художественных произведений, демонстрирующих выдающийся талант Босха, сохранилось около двадцати рисунков. Они включают как этюды для будущих картин, так и фантазийные композиции на те же темы, задуманные как самостоятельные произведения. Босх чаще всего использовал кисть, перо и чернила или бистр (коричневый пигмент, получаемый при нагревании сажи обожженной древесины) в своих работах.
Брак стал для Босха своеобразным источником благосостояния, освободив его от необходимости работать для заработка средств. Архивные документы из Хертогенбоса свидетельствуют о том, что семья художника владела обширной недвижимостью. По налоговым данным, Босх входил в десятую часть самых состоятельных жителей города.
Босх также был членом Братства Богоматери Хертогенбоса, религиозной группы, проводившей молитвы у статуи Богоматери в церкви Иоанна Богослова. Хотя записи Братства не раскрывают деталей личной жизни художника, они подтверждают его высокий социальный статус. Босх был единственным художником среди "присягнувших членов" — элиты организации.
Известно также, что Братство организовало торжественные похороны Босха в церкви Иоанна Богослова в августе 1516 года. Работы Босха, созданные для Братства, к сожалению, не дошли до наших дней, так же как и большинство его других произведений из этого периода. Информация о художнике довольно фрагментарна, но его успех и уважение современниками неоспоримы.
К концу своей жизни Босх завоевал славу в Италии и Испании. Королева Изабелла Кастильская владела тремя его работами, а затем Босх стал предпочтительным художником для короля Испании Филиппа II. Интерес Филиппа, страстного католика, к творчеству Босха свидетельствует о том, что художник не был противником ортодоксального христианского учения.
Некоторые из картин Босха ясно представляют традиционные религиозные сюжеты, другие же обращаются к моральным вопросам, затрагивая темы жадности или развращённости. Почти все произведения художника имеют гротескный характер, но лишь в некоторых из них преобладают кошмарные изображения, благодаря которым он приобрёл известность.
Хотя работы Босха причудливы и наполнены символизмом, даже самые сложные из них передают понятные темы. Знаменитая картина "Сад земных наслаждений", например, состоит из трёх панелей, на которых изображены фигуры людей, но её основная идея чётко выражает мысль: грехи плоти отводят мужчин и женщин от Богом дарованного земного рая к ужасам ада.
Босх творил в уединённом от крупных художественных центров Нидерландов городе, и большинство его произведений больше связаны с фольклором и популярной культурой той эпохи, чем с современными модными тенденциями. Он, вероятно, изучал иллюстрированные рукописи, наблюдал за религиозными празднествами и посещал представления, в которых фигурировали сцены соблазнения и пыток святых демонами; такие представления часто включали гротескные образы.
Технически картины Босха отличались от работ других мастеров. Он не использовал преувеличенно гладкие мазки, характерные для того времени, напротив, его картины были живыми и разнообразными: в некоторых местах краска наносилась тонким слоем и деликатно, а в других — толстыми, сочными мазками. Этот особый стиль Босха также приводит к трудностям в датировке его работ: нет других художников того времени, с которыми его творения можно было бы сравнить.
Работы Босха копировали, им подражали и воспроизводили на печати в течение XVI века (влияние его картин ощущалось, в том числе, в творчестве Питера Брейгеля Старшего), но затем о художнике забыли почти на триста лет.
Вспомнили о Босхе лишь в конце XIX века, а в 1920-х годах им заинтересовались сюрреалисты, рассматривавшие его как своего рода духовного предшественника. Современная популярность художника существенно возросла после успешной выставки, организованной в его родном городе в 2016 году к пятисотлетию со дня его смерти. Более четырёхсот тысяч человек посетили её за три месяца, и часы работы выставки четырежды продлевали, пока она не стала круглосуточной.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:
#музеи #искусство #художники #босх #живопись #картины