Найти в Дзене

СТАЛИН: СТАВКА НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

В массовом сознании сложился стереотип, что профессиональная ориентация – это для старших школьников, когда молодой человек выбирает профессию – сумму знаний и навыков, который будет кормить его и его семью, и в которой он будет расти и совершенствоваться. В крайнем случае – для взрослых, которые по тем или иным причинам вынуждены менять профессию. Но никак не для состоявшихся профессионалов, которые достигли в своей профессии определенных высот. Однако знакомство с не самой известной пьесой советских времен поставила вопрос, что профессиональная ориентация – это не только выбор профессии, но и ориентация уже в профессии; навигация куда и как двигаться, как развиваться состоявшемуся профессионалу.

Изображение из открытого источника: https://sun9-71.userapi.com/impg/LxAWfLodNyEIjP9Ty6mfcPcskfgr3JRGSddrAQ/yzUhmHLQtPA.jpg?size=807x499&quality=95&sign=e26475fff82d52059cc4dc21455c6c8e&c_uniq_tag=ap6miSHktzrZOaDDFllFLi3QyRDpuA6QtOmfJpGK3Kk&type=album
Изображение из открытого источника: https://sun9-71.userapi.com/impg/LxAWfLodNyEIjP9Ty6mfcPcskfgr3JRGSddrAQ/yzUhmHLQtPA.jpg?size=807x499&quality=95&sign=e26475fff82d52059cc4dc21455c6c8e&c_uniq_tag=ap6miSHktzrZOaDDFllFLi3QyRDpuA6QtOmfJpGK3Kk&type=album

Пьесу Александра Корнейчука «Фронт» в школе не проходили и не проходят. Да и, в общем, она не на слуху. О причинах её невключения в школьную программу и репертуары театров[1] говорить едва ли стоит. События вокруг постановки в 1942-м году ясно показали, что эти причины явно были не только художественного характера. Мы же отметим, что с точки зрения художественных достоинств «Фронт» едва ли можно поставить в один ряд с «Вишневым садом» Чехова или «На дне» Горького. Однако как агитка, как инструмент управления массами она более чем состоятельна.

Как и положено агитке, она не перегружена сюжетными линями, сложными характерами персонажей, даже фамилии действующих лиц как маски в древнегреческом театре предельно упрощают восприятие зрителем и читателем, прямо указывая на место и характер персонажа: Горлов (командующий фронтом) – привык решать вопросы «горлом» или «хватая за горло», Огнев (командующий армией) – горит своим делом. Хрипун (начальник связи фронта) – как раз с претензий к качеству связи (прямая ассоциация с хрипами в плохом телефоне) и начинается пьеса, Крикун (специальный корреспондент) – охочий до сенсаций журналист, не выезжающий дальше редакций фронтовых газет и т.д.

Сюжет, также незамысловат, где-то даже типовой для советской драматургии и кино[2]: конфликт между старым и молодым поколением управленцев, где молодой побеждает закостенелого, почивающего на лаврах, действующего устарелыми методами старика. Однако острота сюжета состоит во времени выхода пьесы и профессиональной сфере, где это действие происходит. Пьеса была напечатана в «Правде» с 24 по 27 августа 1942 года и посвящена событиям на неназванном прямо фронте. Напомним, что за исключением контрнаступления под Москвой, до августа 1942-го СССР преследовали поражения на фронте. И пьеса отражала размышления и выводы, которые делало советское руководство относительно причин поражений и путей выхода из этого кризиса. Имеется много свидетельств[3], что рьеса была написана по заказу И.В. Сталина и он был если не соавтором, то весьма плотно курировал написание, публикацию и постановку. Он же «отбивал», атаку, которая была предпринята на пьесу со стороны «Горловых» (об этом ниже). В 1943-м пьеса была удостоена Сталинской премии I степени.

Что же предлагает пьеса (руководство СССР) командованию Красной Армии в августе 1942-го в качестве причин и рекомендаций. На что ориентирует уже состоявшихся в профессии зрелых людей? - Командарм Огнев, по сути, совершает воинское преступление – нарушает приказ комфронта. Мало того, ломает субординацию и отправляет свои предложения через голову непосредственного начальника напрямую в Комитет Обороны и побеждает гитлеровцев. А Комитет Обороны судит по результату - смещает необразованного, но заслуженного Голова и ставит на его место образованного Огнева. Если брать шире, генералов Красной Армии прямо ориентируют в профессии - получать образование, отказываться от устаревших шапкозакидательских методов и не бояться бросать вызов «старикам». В качестве независимого посредника предлагается Партия. Напомним: увозит в Москву альтернативный план Огнева и привозит оттуда решение о принятии плана Огнева и снятии Голова с заменой его на Огнева член военного совета фронта Гайдар. При этом, Гайдар подчёркнуто не вмешивается в военные дела, демонстрируя равноудаленность как от Голова, так и от Огнева.

Здесь сделаем небольшое отступление. Исторически роль такого независимого посредника всегда играли жрецы или Церковь. Очень похоже, что уже в 1942-м Сталин обозначал свои планы по устройству СССР, отводя Партии роль чисто идеологической структуры, отстраняя её от «светских» вопросов.

Примечательно, как и когда на пьесу отреагировал маршал Тимошенко, что был похож на Горлова. (Выдвинулся в Гражданскую, образование имел в виде церковно-приходской школы, а также окончил Высшие военно-академические курсы в 1922-м и 1927-м годах, курсы командиров-единоначальников при Военно-политической академии имени Н. Г. Толмачёва в 1930-м, в Великой Отечественной войне, после серии неудач и катастроф в 1941-42-м году командовать войсками ему не доверяли). Уже на следующий (!) день после завершения публикации пьесы в «Правде» (28 августа 1942-го) он прислал Сталину телеграмму: «Тов. Сталину. Опубликованная в печати пьеса тов. Корнейчука „Фронт“ заслуживает особого внимания. Эта пьеса вредит нам целыми веками[4], ее нужно изъять, автора привлечь к ответственности. Виновных в связи с этим следует разобрать. Тимошенко».

Ответ Сталина: «Вашу телеграмму о пьесе Корнейчука „Фронт“ получил. В оценке пьесы Вы не правы. Пьеса будет иметь большое воспитательное значение для Красной Армии и ее комсостава. Пьеса правильно отмечает недостатки Красной Армии, и было бы неправильно закрывать глаза на эти недостатки. Нужно иметь мужество признать недостатки и принять меры к их ликвидации. Это единственный путь улучшения и усовершенствования Красной Армии. И. Сталин»

Обращает на себя оперативность, с которой отреагировал Тимошенко. На фоне поражений, что преследовали его под Харьковом и в Воронеже он нашел время прочитать пьесу и быстро отреагировать (здесь явно не обошлось без помощников). Кроме того, имея «в портфолио» разгром и потери территории лета 1941-го, неудачную попытку взятия верховной военной власти в стране в июле 1941-го, серию катастроф и разгромов в 1942-м, Тимошенко жестко выражает протест первому лицу в государстве. Едва ли он не имел понятия, что частные инициативы писателей в «Правде» не публикуют.

Это прямо указывает на серьезные властные позиции Тимошенко в высших властных эшелонах СССР летом 1942-го, а также на накал борьбы в высшем руководстве СССР, который начал вестись на теме профессионализма армии. И стало однозначной неприятие Сталиным горлопанов, которые воевали количеством и большой кровью, и он обозначил приоритет на умное, профессиональное продуманное ведение войны.

И здесь не было возрастных ограничений – учись хоть до смерти, но побеждай. Хоть тебе двадцать, хоть шестьдесят – возраст в сталинской профориентации не имел значения.

Сталин сделал ставку на профессионализм. Именно с этого момента страна стала побеждать.

[1] Все, кроме одной, постановки и экранизация были осуществлены в 1942-43-м году. Единственная послевоенная постановка – в 1975-м.

[2] См. например, фильм «Моё дело», снятый по пьесе Андрея Вейцлера и Александра Мишарина «День-деньской» в 1976-м году.

[3] Например, факты, что первая публикация была в главном партийном печатном органе страны, а также экземпляр пьесы с пометками И.В. Сталина. Еще можно почитать здесь: https://proza.ru/2013/06/28/1711

[4] Орфография оригинала