Найти в Дзене
Петр Власов

Швигер против «Лузитании»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

30 апреля 1915 г. германская подводная лодка U-20 под командованием 30-летнего капитан-лейтенанта Вальтера Швигера вышла из военно-морской базы Эмден в Северном море с заданием искать и уничтожать вражеские военные, транспортные и торговые суда в водах вокруг Британских островов. Лодке предстояло действовать в Ирландском море недалеко от Ливерпуля. Пройдя севернее Шотландии и западнее Ирландии, 5 мая U-20 достигла района назначения. Выйдя на намеченную позицию, Швигер в тот же день потопил шхуну к югу от побережья Ирландии, а 6 мая он уничтожил два больших парохода.

Капитан-лейтенант Вальтер Швигер (1885-1917) служил в военном флоте с 1903 г. Пройдя путь морского кадета и фенриха, Швигер в 1906 г. получил офицерское звание. Начало Великой войны он встретил обер-лейтенантом, в должности командира 500-тонной подводной лодки U-14 – ранней подлодки Германии, оснащенной еще керосиновыми двигателями. В сентябре 1914 Швигер получил звание капитан-лейтенанта, а в декабре принял под командование подлодку U-20. Это 600-тонная лодка только что вошла в строй; она имела дизельные двигатели, более высокие надводную и подводную скорости хода, дальность плавания, и торпеды более крупного калибра. На U-20 Швигер до этого рейда совершил два похода, и к 7 мая 1915 г. потопил 9 судов (8 пароходов и 1 парусник) общей грузоподъемностью 32.999 брт. (включая уничтоженные им суда 5 и 6 мая).

-2

ТТХ U-20: Водоизмещение надводное 650 т, подводное 837 т. Длина: 51,3 м, ширина и осадка - 6х3,5 м. Двигатели: 2 дизеля по 850 л.с., 2 электромотора по 600 л.с. Скорость: надводная 15,4 узла, подводная 9,5 узлов. Дальность: надводная 7.600 миль, подводная 55 миль. Вооружение: 4х500-мм торпедных аппарата (2 носовых, 2 кормовых); боекомплект 6 торпед. Артиллерия: 1х88-мм орудие. Экипаж: 35 человек (4 офицера, 31 матрос).

А 7 мая в зону охоты U-20 вошел направлявшийся из США в порт Ливерпуль пассажирский лайнер «Лузитания». Еще накануне обеспокоенное британское Адмиралтейство послало на «Лузитанию» радиограмму с сообщением об активности вражеских субмарин в районе, к которому лайнер вплотную приблизился. Это была первая из шести радиограмм, полученных капитаном «Лузитании» Уильямом Тэрнером за вечер 6-го и утро 7 мая. Однако ни в одной не упоминалось о судах, только что потопленных субмариной Швигера.

-3

ТТХ лайнера «Лузитания»: Водоизмещение 44.060 брт. Длина: 239,87 м, ширина: 26,67 м, осадка: 10,21 м. Двигатели: 4 паровые турбины мощностью 76.000 л.с. Скорость: 25 узлов. Экипаж: 850 человек (150 моряков и 700 стюардов). Пассажировместимость: 2.198 пассажиров.

Британские лайнеры «Лузитания» и ее близнец «Мавритания» были спущены на воду в 1907 году. Они стали признанными чемпионами Северной Атлантики, часто приносившими компании «Кунард Лайн» вожделенную «Голубую ленту» за самое быстрое пересечение Атлантики во время их походов из Нью-Йорка в Ливерпуль. А владение «Голубой лентой» привлекало больше престижных и богатых пассажиров, что позволяло повышать стоимость проезда – т.е. приносило хорошую прибыль.

-4

Эти прекрасно оборудованные шестипалубные суда называли плавучими дворцами. И действительно, обстановка внутри создавала атмосферу роскоши. Инкрустации из красного дерева, арочные дверные проемы, висячие «зимние» сады и пальмы в кадках, удобные мягкие диваны и кресла, мраморные камины, постоянная игра судового оркестра, технические новинки того времени – электроосвещение, телефоны и лифты между палубами. Каждая каюта-люкс включала гостиную, столовую, две спальни и ванную комнату, отделанные ценными породами дерева; для горничных и слуг – отдельные, более скромные комнаты. А кроме того – детская комната с нянечками, позволяющая родителям отдохнуть от гомона и суеты потомства; помещения для домашних животных, путешествующих со своими хозяевами…«Лузитания» могла принять на борт более 2.000 пассажиров, а все их прихоти исполняли 700 стюардов.

«Лузитания» вышла в свой последний рейс из Нью-Йорка в Ливерпуль 1 мая 1915 г. А за три месяца до этого, в феврале 1915 года, Германия объявила воды вокруг Британских островов зоной военных действий. Это был ответ немцев на действия Великобритании, ранее объявившей блокаду Германии, и начавшей захватывать все шедшие в Германию коммерческие суда с любыми грузами – даже с продовольствием: «просвещенные мореплаватели» вознамерились победить противника «костлявой рукой голода»! Так что немецкие «зеркальные санкции» в виде блокады Англии, были вполне естественным «взаимным обменом любезностями». Воды вокруг Великобритании и Ирландии, а так же канал Ла-Манш немцы объявили зоной боевых действий, в которой без предупреждения будут топиться не только английские транспорты, но и суда нейтралов - так как англичане часто используют для маскировки своих транспортов флаги нейтральных стран. Германским подводным лодкам был отдан приказ об уничтожении торговых судов противника в этой зоне, и к концу апреля германские субмарины потопили там уже 66 судов.

-5

Конечно же, пассажиры «Лузитании» были предупреждены об опасности, которой они подвергались. Как раз 1 мая, в тот самый день, когда «Лузитания» должна была отплыть, в утренних нью-йоркских газетах было опубликовано объявление германского правительства, напоминавшее путешественникам, что суда под британским флагом могут быть подвергнуты уничтожению в зоне боевых действий вокруг Британских островов. Однако лишь часть пассажиров обратила внимание на это зловещее уведомление, и отменила свои заказы на билеты. А тех, кто решился на рейс, успокаивало то, что быстроходная «Лузитания» развивала скорость до 25 узлов - многим пассажирам казалось, что этого достаточно, чтобы уйти от тогдашних медлительных и неповоротливых подводных лодок. Ведь немцам еще не удавалось потопить корабль, даже отдаленно походивший размерами и с скоростью на хваленую «королеву Атлантики». И в полдень 1 мая 1915 г. «Лузитания» отошла от причала, имея на борту меньшее, чем обычно, число людей – «всего лишь» 1.257 пассажиров (из них 440 женщин и детей); с учетом экипажа лайнера в 702 человека (штатное число стюардов тоже пришлось «урезать») всего на борту «Лузитании» находилось 1.959 человек…

-6

Плавание через Северную Атлантику было необычайно спокойным. Пассажиры, находившиеся на борту роскошного лайнера, проводили время за игрой в карты, устраивали соревнования на открытом воздухе, сидели в гостиных, посещали концерты, прогуливались по кораблю, или же наслаждались целебным морским воздухом, сидя в шезлонгах.

На седьмой день путешествия корабль, находившийся к югу от берегов Ирландии, вошел в прерывистую полосу тумана. Из-за этого капитан Уильям Тэрнер приказал замедлить ход судна с 21 до 18, а временами даже до 15 узлов. Также по его приказу с 8 до 11 утра с минутными интервалами работала противотуманная сирена. Ближе к полудню туман растаял, и пассажиры высыпали на палубы, чтобы насладиться теплым солнцем и полюбоваться красотой изумрудного побережья Ирландии. Тем не менее, в глазах многих читалась плохо скрываемая озабоченность - ведь теперь плавание проходило в британских территориальных водах, в зоне боевых действий…

Еще в феврале 1915-го, сразу после объявления Германией Северной Атлантики зоной боевых действий, британское Адмиралтейство выпустило особые инструкции для всех капитанов британских гражданских судов, оказывавшихся в этой зоне. Им предписывалось следовать зигзагообразным курсом в фарватере, и при этом маневрировать на полной скорости. Однако капитан Тэрнер пренебрег этими указаниями. Находясь 7 мая в 12 милях от ирландского берега, «Лузитания» шла прямым курсом в направлении промежуточного на его пути в Ливерпуль ирландского порта Куинстаун. Причем на скорости не 25, а всего 18 узлов - чтобы задержать прибытие в Куинстаун до начала прилива, вместе с которым корабль мог бы войти в гавань. Если бы Тэрнер не уменьшил скорость и соблюдал инструкции Адмиралтейства идти в фарватере зигзагом на полной скорости, он, скорее всего, избежал бы встречи с U-20.

Но, нарушая инструкции Адмиралтейства, капитан Тэрнер, тем не менее, надеялся на военных – он ожидал, что на подходе к берегу его встретит эскортный скоростной эсминец, который и сопроводит лайнер до Ливерпуля, а при необходимости обнаружит и отгонит любую подводную лодку с маршрута «Лузитании». Однако Адмиралтейство считало приоритетным для эсминцев сопровождение транспортных кораблей, шедших с военными грузами во Францию и в Средиземное море. Поэтому, когда «Лузитания» подошла к берегам Ирландии, в ее распоряжение смогли выделить лишь находившийся в Куинстауне устаревший тихоходный крейсер «Джуно». Но «Джуно» не оснащался глубинными бомбами для выведения из строя подводной лодки, и вряд ли бы помог «Лузитании», даже если бы оказался рядом в момент нападения на лайнер. Однако он еще и вышел в море с опозданием, и просто не поспел на встречу...

-7

Швигер в это время обдумывал возвращение своей подлодки на базу: топлива оставалось только на обратный путь, боезапас почти иссяк –торпеды были израсходованы на те суда, что U-20 потопила в предыдущие дни; в аппаратах оставалась всего одна торпеда. Но в 14.20 (по берлинскому времени; по лондонскому в 13.20) вахтенный впередсмотрящий матрос сообщил командиру, что видит большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. Швигер отдал команду на погружение, и лодка пошла на сближение с появившейся целью. Приблизившись к лайнеру на дистанцию 700 м, U-20 в 15.10 (по берлинскому времени) выпустила по «Лузитании» единственную остававшуюся торпеду, установленную на углубление 3 м.

В те же 14.10 (по лондонскому времени) один из пассажиров, любовавшийся морскими просторами, заметил торчащий из воды перископ. «Посмотрите, там субмарина», - закричал он. В тот же момент стоявший на правом борту впередсмотрящий матрос Лесли Мортон, увидел, как рядом с перископом на поверхности воды лопнул огромный воздушный пузырь и прямо к кораблю потянулась белая полоса. Схватив мегафон, он прокричал в сторону капитанского мостика: «Торпеда по правому борту!»

-8

Торпеда ударила в борт на три метра ниже ватерлинии; попадание было в центр парохода, сразу за ходовым мостиком. Но начальная резкая детонация взорвавшейся торпеды была почти сразу перекрыта вторым, более мощным взрывом в трюме. Именно этот второй, очень сильный взрыв взметнул вверх воду, пар, дым, уголь, грязь и обломки, которые затем обрушились на судно, проникнув внутрь через вентиляционные отверстия и дымовые трубы. Мостик и та часть судна, куда попала торпеда, были разрушены, там начался пожар. Пароход остановился и вскоре начал быстро валиться на правый борт, одновременно погружаясь носом.

-9

Радист «Лузитании» безостановочно посылал в эфир сигнал бедствия; капитан Тэрнер пытался руководить эвакуацией пассажиров. Но времени на организацию спасения людей оказалось слишком мало; к тому же сыграла огромную роль и возникшая на судне паника. Толпы испуганных пассажиров метались по палубам, мешая экипажу спускать шлюпки на воду. Шлюпки левого борта спустить не получалось из-за наклонного положения судна. Шлюпки правого борта, полностью забитые людьми, кое-как опускали на талях носом или кормой вниз и, неловко зарываясь ими в волны, опрокидывались вверх дном. А за те шлюпки, что опустились нормально, тут же цеплялись, пытаясь в них влезть, барахтавшиеся в холодной воде люди, упавшие или спрыгнувшие с тонущего судна – с риском перевернуть и без того перегруженную лодку. Но до шлюпок добирались лишь те, кто умел плавать; кто не мог – тонули (в большинстве это были женщины и дети)…

-10

Швигер, наблюдавший за этой картиной в перископ, впоследствии рассказывал: «Это было самое ужасное зрелище, которое мне когда-либо приходилось видеть. Я не мог оказать никакой помощи - наша лодка могла подобрать лишь ничтожную горсть людей. Сцена была слишком жуткой, чтобы продолжать следить за ней. Поэтому я приказал опустить перископ, погрузиться еще глубже, и ушел прочь».

Из 48 имевшихся на «Лузитании» шлюпок, которых хватило бы для размещения всей команды и всех пассажиров, благополучно спустить удалось лишь 6. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и быстро затонула – она ушла под воду всего через 18 минут после попадания торпеды!

Как только до Адмиралтейства долетел сигнал бедствия с «Лузитании», вице-адмирал Чарльз Коук выслал на помощь лайнеру все спасательные суда, находившиеся в его распоряжении, включая и рыболовецкие траулеры. Прибывшим на место происшествия примерно через два часа спасателям удалось вытащить из воды оставшихся в живых людей (в том числе и капитана Тэрнера) и отбуксировать в порт те забитые «под завязку» спасательные шлюпки, которые экипажу удалось успешно спустить на воду. «Джуно», отправившийся в путь с опозданием, так на месте катастрофы и не появился – на полпути он был отозван обратно в Куинстаун…

В результате этой катастрофы погибло 1.198 человек: 785 пассажиров и 413 членов экипажа; спасти удалось 761 человека. Среди утонувших были 287 женщин и 94 ребенка. Из погибших 128 являлись гражданами США.

-11

Нападение германской субмарины на пассажирский лайнер вызвало во всем мире бурную волну протестов, особенно в нейтральной Америке, потерявшей 128 своих граждан. «Ничто в анналах пиратства не может сравниться по бессмысленной и звериной жестокости с уничтожением «Лузитании». Германия, очевидно, сошла с ума» - вещали американские газеты. Им в том же духе вторили газеты британские – в надежде, что этот инцидент станет причиной вступления США в войну на стороне Антанты…

10 мая, через три дня после трагедии, германское правительство вручило Вашингтону ноту, где выражало свое «глубочайшее сочувствие» по поводу смерти американских граждан. Германия целиком возложила вину за трагедию на Британию, утверждая, что была вынуждена предпринять подобные шаги, чтобы противодействовать британской блокаде Германии, отрезавшей ее от необходимых поставок продовольствия и полезных ископаемых. Более того, в Берлине утверждали: «Лузитанин» имела на борту 5.450 ящиков боеприпасов и другого военного снаряжения, что не соответствовало ее статусу мирного пассажирского судна. Хотя в официальной декларации среди грузов, перевозимых «Лузитанией», военное снаряжение не значилось, но в дополнительном списке, подписанном через четыре дня после отплытия, военный груз появился. Это дало немцам возможность заявить: «Германия имеет право не допускать попадания контрабандного груза к союзникам, А корабль, везущий контрабанду, не должен прикрываться пассажирами как щитом от нападения».

Сетования немцев на контрабанду вооружений, противозаконно перевозимых британцами на нейтральном пассажирском судне, усиливает так же загадка столь быстрой гибели лайнера от попадания всего одной торпеды. Она вряд ли объясняется присутствием на борту ящиков с патронами – даже сдетонировав, патроны не могли вызвать такого мощного второго взрыва, погубившего «Лузитанию» всего за несколько минут. Исследователи считают, что вместе с патронами, лайнер также тайно (в нарушение всех правил) перевозил в Британию в трюме груз взрывчатки, не задекларированный ни в каких документах. Он то, сдетонировав после попадания торпеды, и вызвал столь мощный второй взрыв, буквально разворотивший днище пассажирского судна…

-12

Тем не менее, несмотря на оправдания немцев, американцы и англичане продолжили агрессивную антинемецкую пропаганду. Хотя приводимые ими факты были не такими невинными, как утверждали британцы. Вообще-то «Лузитания» числилась в списке «Боевых кораблей Джейн» как потенциальный вспомогательный крейсер. Так что, выражаемый Великобританией и США решительный протест в связи с гибелью своих граждан, немцы вполне обоснованно могли поставить под сомнение: а не могла ли «Лузитания» к моменту атаки на нее быть уже мобилизованной и вооруженной… А так же поставить вопрос: гибель лайнера не была ли специально организованной британцами провокацией, чтобы втянуть в войну против Германии Соединенные Штаты?

Но именно эти проблемы с возмутившейся мировой общественностью и стали причиной холодного отношения командования к атаке Швигера, хотя она и считалась остальными немецкими моряками большим успехом германского флота. Адмиралы заставили Швигера утверждать в отчетах, что он якобы не знал, какой корабль атаковал, пока не увидел название тонувшего судна.

Продолжив участие в морской войне, капитан-лейтенант Швигер совершил после потопления «Лузитании» еще 31 боевой поход, пока не погиб 5 мая 1917 г., когда его новая подлодка U-88, уклоняясь от атаки британского судна-ловушки, не наскочила на подводную мину. Окончательный боевой счет Вальтера Швигера составил 34 боевых похода, в которых он потопил 49 вражеских судов общим водоизмещением 185.212 брт, а так же повредил 3 судна общим тоннажем 3.091 брт, и 1 боевой корабль на 397 т. За эти успехи Швигер был награжден двумя Железными крестами, орденом дома Гогенцоллернов, и высшей наградой Пруссии – орденом «Pour le Merite». Гибель избавила Швигера от послевоенного преследования британцев, как человека, внесенного англичанами в список военных преступников. Этот список британцы составили в основном из имен наиболее успешных командиров германских подводных лодок, потопивших много британских судов, и разыскивали их после победы для наказания.

В результате же этого международного скандала германское правительство, из опасения, что США вступят в войну на стороне Антанты, запретило своим подводникам топить большие пассажирские пароходы, даже идущие под вражеским флагом. И приказало беспрепятственно пропускать транспорты с нейтральными флагами, а так же суда, принадлежность которых неясна. Этот приказ резко снизил результативность немецких подлодок. За 1915 г. они потопили 228 британских и 89 нейтральных судов общей грузовместимостью 771.826 брт, но из-за ограничений приказа им пришлось пропустить в Англию почти 300 транспортов общей грузоподъемностью около 750.000 брт!..

Список других статей канала, посвященных морским темам, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории