Для нас, по понятным причинам, такие герои-снайперы Второй Мировой как Василий Зайцев, Михаил Сурков, Людмила Павличенко на много ближе и существенно более известны. Однако, искусство наших снайперов Великой Отечественной не было бы столь выдающимся если бы им не приходилось конкурировать с не менее умелыми снайперами Германии. О них и пойдёт речь в этой публикации.
В советские годы исследование сильных и слабых сторон вооружённых сил нацистской Германии было строго ограничено, а иногда и полностью запрещено. Но кто же были те немецкие снайперы, которых в нашем и зарубежном кино обычно показывают лишь как незначительное дополнение, статистов, неминуемо гибнущих от выстрела главного героя из Антигитлеровской коалиции? Были ли они действительно так плохи, или это взгляд со стороны победителя?
Снайперы Германской Империи
Во время Первой мировой войны армия кайзера первой применила точный винтовочный огонь для устранения офицеров, связистов, пулемётчиков и артиллеристов противника. Согласно инструкции Германской имперской армии, оружие с оптическим прицелом было эффективно лишь на расстоянии до 300 метров и предназначалось только для подготовленных стрелков, преимущественно бывших охотников или обученных до начала войны.
Такие солдаты стали первыми снайперами. Они не были привязаны к конкретной позиции и могли свободно перемещаться на поле боя. В соответствии с той же инструкцией, снайпер должен был занимать позицию ночью или в сумерках, чтобы с наступлением дня приступить к действиям. Эти стрелки были освобождены от дополнительных обязанностей и общевойсковых нарядов. Каждый из них вел блокнот, где тщательно записывал наблюдения, расход боеприпасов и результаты стрельбы. От других солдат их отличало наличие особых знаков в виде скрещённых дубовых листьев над кокардой на головном уборе.
К концу войны в немецкой пехоте количество снайперов доходило до шести на одну роту. В то время российская армия, несмотря на наличие опытных охотников и стрелков, не имела винтовок с оптическим прицелом. Этот дисбаланс в оснащении войск стал очевиден довольно быстро.
Даже в период затишья армии Антанты несли потери: достаточно было солдату или офицеру слегка выглянуть из окопа, как его сразу же поражал немецкий снайпер. Это оказывало сильное деморализующее воздействие на солдат, от чего у союзников не оставалось другого выхода, кроме как вывести на переднюю линию своих "сверхточных стрелков".
Таким образом, к 1918 году была разработана концепция военного снайпинга, определены тактические приемы и боевые задачи для такого рода солдат.
Возрождение немецких снайперов
В межвоенное время интерес к снайперскому делу в Германии, как и в большинстве других стран (за исключением Советского Союза), начал угасать. Снайперов стали воспринимать как интересный, но устаревший элемент позиционной войны. Военные теоретики представляли будущие конфликты как противостояние моторизованных сил. По их мнению, пехота утратила своё значение, уступая первенство танкам и авиации.
Немецкий блицкриг, казалось, подтвердил преимущество нового типа военных действий. Европейские страны одна за другой капитулировали, не способные противостоять немецкой силе. Однако с вступлением Советского Союза в войну стало очевидным: одной бронетехникой победу не одержать.
Несмотря на отступления Красной армии в начале Великой Отечественной войны, немцам часто приходилось переходить к обороне в этот период. Когда зимой 1941 года на советских позициях появились снайперы и количество убитых немецких солдат возросло, в вермахте осознали, что прицельная стрельба из винтовки, несмотря на её кажущуюся устарелость, является эффективным боевым методом. Начали появляться немецкие снайперские школы и организовываться полевые курсы.
После 1941 года количество оптических приборов на фронте, а также солдат, умеющих ими пользоваться, постепенно увеличивалось, хотя до конца войны вермахт не смог достичь уровня РККА в подготовке снайперов.
Из чего и как стреляли
Начиная с 1935 года, в арсенале вермахта находились винтовки Mauser 98k, которые применялись также как снайперские – выбранные особо точные экземпляры. Основная масса этих винтовок была оснащена прицелом ZF 41 с увеличением 1.5 крат, но попадались и четырёхкратные прицелы ZF 39, а также другие, ещё более редкие модели. К 1942 году доля снайперских винтовок составляла около 6% от всего произведённого количества, однако к апрелю 1944 года этот показатель упал до 2% (3276 единиц из 164 525 выпущенных). Некоторые эксперты считают, что одной из причин такого снижения было то, что немецкие снайперы не любили свои «маузеры» и при любой возможности предпочитали заменять их на советские снайперские винтовки. Ситуацию не изменила и появившаяся в 1943 году винтовка G43 с четырёхкратным прицелом ZF 4, копирующим советский прицел ПУ.
По воспоминаниям немецких снайперов, максимальное расстояние, на котором они могли поражать цели, было следующим: голова – до 400 метров, фигура человека – от 600 до 800 метров, амбразура – до 600 метров. Немногие профессионалы или удачливые стрелки, обладавшие прицелом с десятикратным увеличением, могли поразить врага на дистанции до 1000 метров, но расстояние, гарантирующее попадание, по единодушному мнению, составляло до 600 метров.
Поражение на востоке – победа на западе
Снайперы вермахта в основном занимались так называемой «свободной охотой», нацеливаясь на командиров, связистов, расчёты орудий и пулемётчиков. Обычно они действовали в паре: один стрелял, другой вел наблюдение. Вопреки распространённому мнению, немецким снайперам запрещали вступать в бой в темное время суток. Их считали важными кадрами, и из-за низкого качества германской оптики ночные бои часто заканчивались не в пользу вермахта. Поэтому ночью их задачей было находить и подготавливать удобные позиции для дневных атак. При наступлении врага целью немецких снайперов было уничтожение командиров, что при успешном выполнении задачи приводило к остановке атаки. В случае появления снайпера из Антигитлеровской коалиции, для его поиска и устранения могли направить нескольких высококвалифицированных стрелков вермахта. На советско-германском фронте такие дуэли часто заканчивались победой РККА; факты говорят о том, что в снайперской войне немцы здесь потерпели значительные поражения.
В то же время, с другой стороны Европы, немецкие снайперы были вольны в своих действиях, внушая страх английским и американским солдатам. Британцы и американцы продолжали воспринимать войну как спорт и придерживаться джентльменских правил ведения боя. Согласно некоторым исследователям, примерно половина всех потерь в американских частях в первые дни сражений были результатом действий снайперов вермахта.
Видишь усы – стреляй!
Американский репортер, который присутствовал в Нормандии во время высадки союзников, писал:
«Снайперы повсюду. Они прячутся в деревьях, среди зарослей, в зданиях и среди обломков».
Исследователи считают, что главной причиной успеха снайперов в Нормандии была неподготовленность англо-американских войск к этой угрозе. То, что немцы усвоили за три года сражений на Восточном фронте, союзники должны были понять за очень короткое время.
Офицеры теперь носили униформу, которая не отличалась от солдатской. Все перемещения осуществлялись короткими перебежками от одного укрытия к другому, пригибаясь к земле как можно ниже. Солдаты больше не приветствовали офицеров воинскими сигналами. Но даже такие меры предосторожности не всегда помогали. Некоторые взятые в плен немецкие снайперы признавались, что различали британских солдат по званиям, ориентируясь на растительность на лицах: усы были популярны среди сержантов и офицеров. Как только снайперы видели солдата с усами, они открывали огонь.
Огромным преимуществом для немецких войск стал рельеф Нормандии: ко времени высадки союзников это была настоящая мечта для снайперов, с множеством живых изгородей, растянувшихся на километры, дренажными канавами и земляными валами. Постоянные дожди превращали дороги в непроходимую грязь и серьёзное препятствие для солдат и техники, что создавало идеальные условия для уязвимости перед снайперским огнём. Союзникам приходилось продвигаться крайне осмотрительно, проверяя каждое укрытие. О значительном влиянии немецких снайперов в Нормандии можно судить по происшествию в городе Камбре. Считая, что не встретят серьёзного сопротивления, одна из британских рот подошла слишком близко и попала под мощный винтовочный обстрел. Затем почти все санитары, пытавшиеся эвакуировать раненых, погибли. Когда батальон попытался приостановить продвижение, погибло около 15 человек, включая командира роты, 12 солдат и офицеров получили ранения, а ещё четверо пропали без вести. Взяв деревню, они обнаружили большое количество тел немецких солдат с винтовками, оснащёнными оптическими прицелами.
Немецкие снайперы – мифические и реальные
При упоминании немецких снайперов многие наверняка вспомнят знаменитого оппонента красноармейца Василия Зайцева – майора Эрвина Кёнига. На самом деле многие историки склоняются к мнению, что никакого Кёнига не существовало. Предположительно, он является плодом воображения Вильяма Крейга – автора книги «Враг у ворот». Есть версия, что за Кёнига выдали снайпера-аса Хайнца Торвальда. Согласно этой теории, немцы были крайне раздосадованы гибелью руководителя своей снайперской школы от рук какого-то деревенского охотника, поэтому скрыли его смерть, заявив, что Зайцев убил некоего Эрвина Кёнига. Некоторые исследователи жизни Торвальда и его снайперской школы в Цоссене считают это не больше чем мифом. Что в этом правда, а что вымысел – навряд ли уже станет ясно.
Тем не менее, асы снайпинга у немцев были. Самым результативным из них считается австриец Маттиас Хетценауэр. Он служил в 144-м полку горных егерей 3-й горнострелковой дивизии, и на его счету порядка 345 солдат и офицеров противника. Как ни странно, в одном с ним полку служил и № 2 в рейтинге Йозеф Аллербергер, на счету которого к концу войны было 257 жертв. Третьим по количеству побед идёт немецкий снайпер литовского происхождения Бруно Суткус, который уничтожил 209 советских солдат и офицеров.
Возможно, если бы немцы в своей погоне за идеей молниеносной войны уделили должное внимание не только моторам, но и подготовке снайперов, а также разработке для них достойного вооружения, мы бы сейчас имели несколько другую историю немецкого снайпинга, а для этой статьи пришлось бы по крупинкам собирать материал о малоизвестных советских снайперах.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/anton-lyapin-soperniki-zajtseva-i-pavlichenko/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉