Найти тему

Шарнхорст. Один против эскадры

Оглавление

Многие немецкие историки убеждены, что линкор «Шарнхорст» погиб вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств: взломанные англичанами коды, несогласованные действия разведки, удачные начальные выстрелы врага…

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Однако, вероятно, истинная причина кроется в конструктивных недостатках корабля: идентичные «Шарнхорст» и «Гнейзенау» уступили в бою ветерану «Ринауну», а позже «Шарнхорст» был потоплен одним из наименее вооруженных линкоров Второй мировой войны.

Решение строить линейный крейсер «Шарнхорст» и его аналог «Гнейзенау» было принято после отказа командования кригсмарине от строительства четвертого и пятого кораблей типа «Дойчланд» (в немецких источниках известны как броненосцы «D» («Ersatz Elzass») и «E» («Ersatz Hessen») в пользу более улучшенного корабля со стандартным водоизмещением до 26 000 тонн и дополнительной третьей трехорудийной артиллерийской башней калибра 280 мм. Крейсер «Шарнхорст» был заложен на верфи ВМС в Вильгельмсхафене 15 июня 1935 года и назван в честь прусского генерала эпохи Наполеоновских войн, Герхарда фон Шарнхорста.

 «Шарнхорст» весной 1939 года. Корабль оборудован проектным форштевнем. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»
«Шарнхорст» весной 1939 года. Корабль оборудован проектным форштевнем. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

Технические характеристики

Разработка нового крейсера велась в сжатые сроки, с акцентом на максимальное использование ресурсов, оставшихся от недостроенных броненосцев «D» и «E». В итоге корабль получил традиционную гладкопалубную конструкцию корпуса с внешним вертикальным бронированным поясом, защищавшим цитадель от носовой до кормовой башни главного калибра, а также двойным дном, охватывающим 79% общей длины судна. Корпус собирался по продольной схеме с широким применением электросварки. Использование передовых технологий позволило спустить судно на воду уже 3 октября 1936 года.

 Схема «Шарнхорста». Ниже приведен вид крейсера «Гнейзенау», однотипного по проекту модернизации. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»
Схема «Шарнхорста». Ниже приведен вид крейсера «Гнейзенау», однотипного по проекту модернизации. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

Тактико-технические характеристики крейсера «Шарнхорст»:

-3

При разработке крейсера инженеры предпочли отказаться от дизельной силовой установки в пользу инновационной турбинной системы, состоящей из трех турбозубчатых агрегатов и двенадцати паровых котлов (общая мощность – 160 000 л.с.), размещённых в трех котельных и двух машинных отделениях, расположенных в линейном порядке и разделённых коффердамами. Силовая установка корабля показала низкую надежность и обеспечивала дальность плавания ниже заявленной (7100 и 8200 миль при скорости 19 узлов).

Бронирование крейсера «Шарнхорст» было вполне сравнимо с защитой английских линкоров типа «Король Георг V» или немецкого типа «Бисмарк», что позволило немецким специалистам классифицировать «Шарнхорст» как линкор.

Толщина брони, мм:

-4

Проектирование артиллерийского вооружения вели в соответствии с классической для линейных кораблей 30-х годов схемой, предусматривавшей наличие:

  • Артиллерии главного калибра (356–406 мм), предназначенной для поражения линейных кораблей противника;
  • Артиллерии среднего калибра (150–203 мм), предназначенной для поражения крейсеров и миноносцев противника;
  • Универсальной артиллерии (88–127 мм), предназначенной для поражения как слабо бронированных надводных целей, так и удаленных воздушных целей;
  • Зенитных автоматов (20–40 мм), предназначенных для поражения скоростных воздушных целей в непосредственной близости от корабля.

Тем не менее, исходный проект крейсера «Шарнхорст» предусматривал наличие девяти 283-мм орудий С/34 в качестве основной артиллерии, которые представляли собой усовершенствованную версию тех орудий, что стояли на кораблях типа «Дойчланд».

Эти главные орудия были размещены в трех башнях с тремя орудиями каждая, конструкция которых была аналогична башням на «Дойчланд» — две носовых башни и одна кормовая, именуемые «Антон», «Бруно» и «Цезарь» соответственно. Для корабля со стандартным водоизмещением в 37 000 тонн такое вооружение считалось недостаточным, и уже в 1935 году начала разрабатываться версия проекта с тремя двухорудийными башнями калибра 380 мм. Чтобы избежать задержек в строительстве корабля, данный проект был отложен (существует маловероятная версия, что выбор главного калибра орудий был продиктован политическими причинами), а в 1942 году от него отказались окончательно.

 Башни главного калибра «Антон» и «Бруно» крейсера «Шарнхорст». Хорошо видна заливающая нос вода. Фото сделано в 1940 году в ходе Норвежской кампании. Источник: Вальтер Хубач «Захват Дании и Норвегии»
Башни главного калибра «Антон» и «Бруно» крейсера «Шарнхорст». Хорошо видна заливающая нос вода. Фото сделано в 1940 году в ходе Норвежской кампании. Источник: Вальтер Хубач «Захват Дании и Норвегии»

При разработке среднекалиберных орудий немецкие инженеры должны были учитывать уже существующие 150-мм башни, изготовленные для четвертого и пятого судов типа «Дойчланд». В итоге, «Шарнхорст» был оснащен среднекалиберной артиллерией, включающей двенадцать 150-мм орудий модели С/28: восемь из них разместили в двухорудийных башнях, а остальные четыре — в одноорудийных. Зенитная оборонная система дальнего действия включала в себя четырнадцать 105-мм универсальных орудий модели С/33, установленных в семи сдвоенных установках LC/31.

Потенциальные возможности орудий главного и среднего калибра крейсера «Шарнхорст» по поражению надводных и воздушных целей:

-6
 150-мм и 105-мм орудия крейсера «Шарнхорст». Источник: navweaps.com
150-мм и 105-мм орудия крейсера «Шарнхорст». Источник: navweaps.com

Легкая зенитная артиллерия крейсера включала шестнадцать 37-мм полуавтоматических орудий модели С/30, установленных в восьми спаренных стабилизированных установках LC/30, а также восемь 20-мм автоматов С/30, обеспечивая двухэшелонную систему защиты от воздушных атак. Первая линия обороны представляла собой 37-мм зенитные орудия с большей дальностью, вторая линия – более скорострельные 20-мм автоматы. Во время службы количество 20-мм автоматов неоднократно увеличивалось: в 1939 году добавлены два автомата, к середине 1941 года – шесть счетверенных и два одинарных автомата, а к середине 1943 года крейсер имел три счетверенных и десять одинарных 20-мм автоматов.

Огневая система управления артиллерией главного и среднего калибра включала три командно-дальномерных пункта: на боевой рубке с 6-метровым стереодальномером, на носовой надстройке и в корме с 10,5-метровыми стереодальномерами. Изначально 10,5-метровый дальномер был установлен на каждой башне главного калибра, однако позже его сняли с передней носовой башни из-за частого заливания водой. Управление огнем 105-мм орудий выполнялось через четыре стабилизированных поста SL-6 «тип 33», оснащенных 4-метровыми дальномерами. В 1939 году кораблю установили РЛС FuMO-22, а к 1943 году добавили станции радиотехнической разведки FuMB-1, FuMB-3, FuMB-4 и FuMB-7.

Авиация

В 30-е годы существовала мода на оснащение крупных надводных кораблей гидросамолетами для выполнения задач по противолодочной обороне, разведке и корректировке огня. Крейсер «Шарнхорст», следуя этой тенденции, был оснащен авиационной группой из трех гидросамолетов. Запуск осуществлялся с двух катапульт, размещенных на ангаре и кормовой башне главного калибра. После задания гидросамолеты садились на воду и поднимались на борт с помощью крана. В 1940 году катапульту с артиллерийской башни сняли.

 Гидросамолет «Арадо» Ar-196 на борту «Шарнхорста». Фото сделано в 1940 году в ходе Норвежской кампании. Источник: Вальтер Хубач «Захват Дании и Норвегии»
Гидросамолет «Арадо» Ar-196 на борту «Шарнхорста». Фото сделано в 1940 году в ходе Норвежской кампании. Источник: Вальтер Хубач «Захват Дании и Норвегии»

Минно-торпедное вооружение

Сначала крейсер не имел минно-торпедного вооружения, что соответствовало тогдашним представлениям о вооружении линейных кораблей. Однако в 1941 году на судно по неясной причине установили два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм, которые были демонтированы с легкого крейсера «Нюрнберг».

Боевая служба

Крейсер «Шарнхорст» вошел в строй 7 января 1939 года, но уже к середине года корабль подвергся модернизации: обновили грот-мачту, переместив её ближе к корме, а прямой форштевень заменили на так называемый «атлантический» для улучшения мореходных качеств.

 «Шарнхорст» после модернизации. Фото сделано в июле-августе 1939 года. Источник: www.history.navy.mil
«Шарнхорст» после модернизации. Фото сделано в июле-августе 1939 года. Источник: www.history.navy.mil

Учитывая слабость артиллерийского вооружения, крейсер "Шарнхорст" почти всегда действовал вместе с аналогичным крейсером "Гнейзенау" на протяжении всей своей службы. Их первой боевой задачей было патрулирование прохода между Исландией и Фарерскими островами в конце ноября 1939 года, во время которого они потопили вспомогательный британский крейсер "Равалпинди".

Позже "Шарнхорст" и "Гнейзенау" активно участвовали в Норвежской кампании. Уже в первом бою двух немецких крейсеров с устаревшим британским крейсером "Ринаун" 9 апреля 1940 года выявились недостатки выбора и расположения орудий главного калибра. Башни головных орудий "Антон" на обоих крейсерах были залиты водой, что привело к короткому замыканию в цепях электроприводов подачи боеприпасов. В результате, немецкие корабли значительное время ожидали кормой к врагу, чтобы избежать дальнейшего поступления воды в башни. Попытка оторваться от британского крейсера выявила проблемы с двигателем у "Шарнхорста", из-за чего его скорость не превышала 25 узлов.

Боеприпасы расходовались следующим образом: на "Гнейзенау" 54 снаряда калибра 283 мм и 10 снарядов калибра 150 мм, на "Шарнхорсте" – 195 снарядов калибра 283 мм и 91 снаряд калибра 150 мм. Несмотря на существенные расходы боеприпасов, повреждения от попаданий немецких снарядов в "Ринаун" не зафиксированы (предполагается, что были попадания, но снаряды не пробивали броню). Однако "Ринаун" поразил "Гнейзенау" снарядом 381 мм и двумя снарядами 114 мм, вызвав повреждения артиллерийского командного пункта, дальномера и надстроечной палубы. "Шарнхорст", который долгое время шел последним в колонне, получил пробоину в кормовой части от снаряда, вероятно, калибра 381 мм.

8 июня 1940 года, несмотря на победу немцев (потопление британского авианосца "Глориес" и эсминцев "Ардент" и "Акаста"), вновь подтвердились конструктивные недостатки "Шарнхорста" и "Гнейзенау". В ходе боя на "Шарнхорсте" произошел разрыв котельной трубы, что снизило его скорость до 28,5 узлов. В 18:38 "Шарнхорст" был торпедирован эсминцем "Акаста", с получением пробоины в правом борту в районе кормовой башни главного калибра. В результате торпедного попадания была выведена из строя кормовая башня главного калибра и IV башня средней артиллерии, корабль принял 2500 тонн воды и увеличил крен на правый борт. Несмотря на это, "Шарнхорст" самостоятельно прибыл в Тронхейм 9 июня. За время боя, в котором были потоплены авианосец и два эсминца, крейсеры израсходовали множество снарядов: "Гнейзенау" – 175, а "Шарнхорст" – 212 снарядов калибра 283 мм, и оба корабля выполнили 1448 выстрелов калибра 150 мм. Из-за повреждений, полученных 8 июня, "Шарнхорст" ремонтировался в Киле до конца 1940 года. В декабре 1940 и марте 1941 года крейсеры провели два рейда в Атлантику.

Первый рейд в декабре был прерван из-за неисправностей в силовой установке "Гнейзенау", а в ходе второго рейда с 22 января по 22 марта 1941 года "Шарнхорст" потопил 8 торговых судов общим тоннажем 48 886 брт, "Гнейзенау" – 14 судов общей вместимостью 66 449 брт. Немецкие крейсеры избегали встречи с крупными британскими кораблями, в частности, отменили атаку конвоев HX-106 и SL-67 с появлением линкоров "Рэмиллес" и "Малайя".

 «Шарнхорст» в Атлантике. Фото сделано в начале 1941 года. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»
«Шарнхорст» в Атлантике. Фото сделано в начале 1941 года. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

24 июля 1941 года «Шарнхорст» был поврежден во время британского авианалета в Ла-Паллисе, а 11–13 февраля 1942 года вместе с «Гнейзенау» прорвался из французского Бреста в Норвегию, при этом 12 февраля крейсер дважды наткнулся на мины. Переход кораблей в Норвегию показал, что руководство кригсмарине больше не считало «Шарнхорст» и «Гнейзенау» значительной угрозой для атлантических конвоев, но планировало использовать их вместе с линкором «Тирпиц» и крейсером «Адмирал Шеер» как потенциальную угрозу для арктических конвоев, с целью отвлечения крупных союзных надводных кораблей на этот фронт.

 «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Фото сделано не позднее 2 октября 1941 года. Источник: history.navy.mil
«Шарнхорст» и «Гнейзенау». Фото сделано не позднее 2 октября 1941 года. Источник: history.navy.mil

Нахождение крупных немецких боевых кораблей в портах Норвегии представляло значительную угрозу для безопасности конвоев, что стало одной из причин, на которые ссылались союзники для оправдания прекращения отправок конвоев в СССР (в советской историографии это объяснялось происками капиталистических правительств). Неудачная ситуация на советско-германском фронте и недостаточная пропускная способность маршрутов поставок через Иран и Дальний Восток вынудили союзников 1 ноября 1943 года возобновить отправку арктических конвоев в порты Мурманска и Архангельска. Для их защиты использовался инновационный подход, учитывавший географические условия района боевых действий и боевой потенциал поверхностных и подводных сил Кригсмарине. Союзнические конвои, направлявшиеся в СССР (код JW) и обратно (код RA), включали 10–20 торговых судов, на начальных этапах пути защищаемых эсминцами, фрегатами и корветами для обеспечения надежной противолодочной обороны. Встретившись в самом опасном районе к югу от острова Медвежий, оба направления конвоев получали защиту от крупных боевых кораблей ближнего и дальнего прикрытия. Крейсеры ближнего прикрытия сопровождали конвои, в то время как дальнее прикрытие с линейным кораблем патрулировало зону в пределах от 10 до 200 миль к западу и востоку от маршрута конвоев. Такая схема позволялась создавать эшелонированную оборону, используя ограниченные ресурсы. Между 1 ноября и серединой декабря 1943 года союзники успешно провели три конвоя в СССР (JW-54A, JW-54B, JW-55A) и два обратно (RA-54A и RA-54B). Активность грузоперевозок между Великобританией и СССР делала пребывание немецких линкора и крейсеров в норвежских портах бессмысленным. Немцы планировали успешную атаку на конвой, чтобы временно (на период анализа событий) или навсегда заставить союзников отказаться от арктических конвоев. Изучение маршрута следования конвоя JW-55A без активных военных действий позволило немцам выявить структуру охраны конвоев.

Целью рейда выбран конвой JW-55B (19 транспортов и танкеров), вышедший 20 декабря из британской бухты Лох-Ю под охраной десяти эсминцев, четырех корветов и трех тральщиков, обнаруженный 22 декабря немецкой авиаразведкой в 400 милях к западу от порта Тромсе. В соответствии с системой охраны, навстречу JW-55B двигался конвой RA-55A с десятью эсминцами, тремя корветами и одним тральщиком. В угрожаемой зоне ближняя охрана состояла из британских тяжелого крейсера «Норфолк» и легких крейсеров «Шеффилд» и «Белфаст». Дальнюю охрану обеспечивал линкор «Дюк оф Йорк» («Герцог Йоркский»), крейсер «Ямайка» и четыре эсминца. По немецкому плану линейный крейсер «Шарнхорст» с пятью эсминцами должны были избежать столкновения с дальним прикрытием («В случае появления превосходящих сил противника бой следует прекратить»), атаковать конвой, нанеся максимальный урон («Бой не должен закончиться патом. Следует использовать любую возможность для атаки»), и затем уклониться от дальнего прикрытия для возвращения в порт. Выбор «Шарнхорста», несмотря на его проблемы с двигателями и отсутствие превосходства в скорости перед охраной, остался не совсем понятным.

Сравнительная характеристика скорости хода крейсера «Шарнхорст» с английскими кораблями охраны конвоев JW-55B и RA-55A:

-12

Аргумент из приказа («Превосходство "Шарнхорста" в огневой мощи дает наилучшие шансы на успех, и это должно быть использовано») также не объясняет выбор немецкого командования – остается неясным, какое именно преимущество в огневой мощи имеется в виду. "Шарнхорст" был оснащен девятью орудиями калибра 283 мм с дальностью стрельбы 40 км и двенадцатью орудиями калибра 150 мм с дальностью стрельбы 22,2 км, из которых при линейном сражении могли быть использованы соответственно 9 и 6 орудий. С другой стороны, англичане обладали десятью орудиями калибра 356 мм с дальностью стрельбы 35 км на линкоре "Дюк оф Йорк", восемью орудиями калибра 203 мм с дальностью стрельбы 24 км на "Норфолке" и тридцатью шестью орудиями калибра 152 мм с дальностью стрельбы 20 км (по двенадцать орудий на "Белфасте", "Шеффилде" и "Ямайке"), которые все могли действовать одновременно. Дополнительно англичане могли задействовать восемь 133-мм орудий с дальностью стрельбы 22,2 км, установленных на линкоре "Дюк оф Йорк" (всего на линкоре было шестнадцать 133-мм орудий, установленных по восемь на борт).

 Башни главного калибра «Антон» и «Бруно» крейсера «Гнейзенау». На заднем плане – «Шарнхорст». Источник: history.navy.mil
Башни главного калибра «Антон» и «Бруно» крейсера «Гнейзенау». На заднем плане – «Шарнхорст». Источник: history.navy.mil

Теоретическая масса залпа орудий за 10 минут крейсера «Шарнхорст» в сравнении с английскими кораблями охраны конвоев JW-55B и RA-55A:

-14

Из таблицы ясно, что «Шарнхорст» значительно превосходил британские корабли ближнего охранения при стрельбе с расстояния более 30 км, однако борьба на такой дистанции в условиях сильного волнения моря, характерного для северных морей в декабре, и с учетом высокой скорости противника, представляется маловероятной. Преимущества в огневой мощи в 1,5 раза на дистанции до 20 км было недостаточно, чтобы уничтожить противника до подхода кораблей дальнего конвоя (особенно учитывая, что часть орудий калибра 150 мм будет занята отражением атак эсминцев противника), и как минимум давало торговым судам возможность рассредоточиться — тем более что, по расчетам немцев, для атаки на конвой у них было 6 часов сумерек и 45 минут светлого времени. Вероятно, командование кригсмарине разумно оценивало огневую мощь «Шарнхорста» и рассчитывало, что крейсер свяжет боем крейсеры охранения, а немецкие эсминцы непосредственно атакуют транспорты.

 Крейсер «Шарнхорст» в камуфляжной окраске в норвежском порту. Источник: navweaps.com
Крейсер «Шарнхорст» в камуфляжной окраске в норвежском порту. Источник: navweaps.com

Гибель

Хронология последнего похода «Шарнхорста» выглядит следующим образом:

25 декабря в 19 часов немецкое соединение в составе «Шарнхорста» и эсминцев Z-29, Z-30, Z-33, Z-34 и Z-38 вышло в море. Из-за штормовой походы скорость эсминцев падает до 10 узлов в час, и командир немецкого соединения адмирал Эрих Бэй запрашивает штаб о возможности проведения операции без эсминцев (26 декабря в 3 часа 19 минут адмирал получает от штаба принципиальное согласие). Обмен радиограммами был перехвачен и расшифрован англичанами.

В 7 часов 03 минуты немецкое соединение, вышедшее в район к юго-западу от острова Медвежий, приступает к поиску конвоя. В целях секретности на «Шарнхорсте» был отключен радар, что делало принципиально возможным только визуальное обнаружение конвоя. С этого момента немецкие эсминцы действуют самостоятельно от «Шарнхорста».

В 8 часов 40 минут английский крейсер «Белфаст» обнаруживает «Шарнхорст» при помощи радара с дистанции 33 км.

В 9 часов 21 минуту крейсер «Шеффилд» с дистанции 11 км устанавливает визуальный контакт с «Шарнхорстом», а в 9 часов 24 минуты «Белфаст» с дистанции 8,6 км открывает огонь осветительными снарядами. Таким образом, бой ведется на дистанции, удобной англичанам.

В 9 часов 25 минут «Шарнхорст» открывает ответный огонь и пытается отойти на скорости 30 узлов для увеличения дистанции боя.

Артиллеристы «Норфолка» первым же залпом добиваются накрытия и в течение 20 минут трижды попадают в «Шарнхорст» снарядами калибра 203 мм (первый снаряд, пробив верхнюю палубу с левого борта, не взорвавшись, прошел в кубрик водонепроницаемого отсека IX, второй – уничтожил носовые дальномеры и антенну носового радара, третий – попал в полубак и взорвался в кубрике). «Шарнхорсту» удается оторваться от преследующих крейсеров и эсминцев и к 12 часам выйти в район к северо-востоку от транспортов конвоя.

В 12 часов 5 минут «Белфаст» повторно обнаруживает «Шарнхорст» радаром, а в 12 часов 21 минуту англичане выходят на дистанцию артиллерийского огня. В ходе боя немцы добиваются двух попаданий снарядов калибра 283 мм в «Белфаст» (разрушена одна из башен главного калибра и радарная установка).

В 12 часов 41 минуту «Шарнхорст» снова отрывается от вражеских крейсеров и пытается прорваться к конвою. Англичане теряют визуальный контакт с крейсером, но наблюдают его на радарах, сообщая координаты на «Дюк оф Йорк». В 13 часов 43 минуты адмирал Бэй принимает решение возвращаться на базу.

Пока адмирал Бэй пытается прорваться в базу, за сотни миль от «Шарнхорста» несогласованная работа немецких военных разведок обрекает корабль на гибель. В изложении английского историка Дональда Маклахана цепь роковых событий выглядит следующим образом. Во время проведения патрулирования морской акватории самолет люфтваффе (кригсмарине никогда не имела собственных самолетов для этих целей) обнаруживает группу кораблей, о чем и сообщает в разведотдел люфтваффе: «Пять кораблей, один предположительно крупный, северо-западнее мыса Нордкап». Один из основополагающих принципов разведки гласит: первоначальную обработку и анализ информации должно осуществлять одно и то же лицо, имеющее полный доступ к внутренней информации конечного получателя разведданных. Передача в люфтваффе информации, подлежавшей использованию морским командованием, являлась грубым нарушением этого принципа. Офицер люфтваффе, руководствуясь правилом, что информация должна содержать факты, а не предположения, вычеркивает из сообщения слова «один предположительно крупный». А офицер кригсмарине на основании сообщения «пять кораблей северо-западнее мыса Нордкап» ошибочно идентифицирует фактически обнаруженный «Дюк оф Йорк» с кораблями сопровождения как пять немецких эсминцев, отделившихся от «Шарнхорста», и оставляет маршрут следования крейсера без изменений. С учетом того, что англичане читали переговоры «Шарнхорста», совсем неочевидно, что после изменения маршрута он смог бы избежать встречи с «Дюк оф Йорк», но несогласованная работа разведок лишила корабль даже теоретической возможности спастись.

В 16 часов 17 минут «Дюк оф Йорк» с помощью радара обнаруживает «Шарнхорст» на дистанции 225 кабельтовых.

В 16 часов 47 минут огонь по «Шарнхорсту» с дистанции 11 км открывает «Дюк оф Йорк», к которому в 16 часов 53 минуты присоединяется крейсер «Ямайка» с дистанции 12 км.

К 16 часам 55 минутам англичане добиваются как минимум трех попаданий снарядами калибра 356 мм (заклинена башня «Антон», поврежден вентиляционный канал башни «Бруно», в районе башни «Цезарь» затоплен ряд отсеков).

Около 18 часов снаряд калибра 356 мм пробивает палубу и взрывается в котельном отделении №1. Из-за многочисленных разрывов паропроводов четырех котлов и частичного затопления котельной скорость корабля падает до 8 узлов. Позднее команде корабля удалось повысить его скорость до 22 узлов.

В 18 часов 42 минуты «Дюк оф Йорк» прекратил огонь, сделав 52 залпа, из которых 31 залп лег накрытием. Кроме того, англичане поразили противника тремя или четырьмя торпедами, но, несмотря на такое количество попаданий, «Шарнхорст» не только остался на плаву, но даже сохранил боеспособность части орудий (башни главного калибра «Цезарь» и кормовых 150-мм орудий). Для затопления крейсера англичане проводят серию торпедных атак с острых носовых курсов, чтобы избежать огня уцелевших орудий (из-за плохой погоды и острых углов атаки значительная часть торпед проходит мимо корабля).

Около 18 часов 50 минут эсминцы «Сторд» и «Скорпион» выпускают по 8 торпед с дистанции 1650 и 1900 м. Несколько позднее эсминцы «Сэведж» и «Сомарец» выпускают соответственно 8 и 4 торпеды. В результате попадания торпед началось затопление погребов прекратившей огонь башни «Бруно» и был поврежден гребной винт, в результате чего скорость «Шарнхорста» падает до 12 узлов. Это позволило «Дюк оф Йорк» приблизиться на дистанцию 9,1 км и вести огонь вне зоны обстрела уцелевшей башни «Цезарь». По мере заполнения корпуса водой скорость «Шарнхорста» постепенно снижалась и упала до 5 узлов.

В 19 часов 25 минут «Ямайка» выпускает по «Шарнхорсту» две торпеды, а в 19 часов 35 минут – еще три торпеды с дистанции 3,5 км. Скорость «Шарнхорста» падает до 3 узлов.

В 19 часов 33 минуты четыре торпеды выпускает эсминец «Маскетир» с дистанции 900 м и три торпеды – эсминец «Оппортьюн» с дистанции 1900–2300 м.

В 19 часов 34 минуты с дистанции 2500 м семь торпед выпустил эсминец «Вираго».

К 19 часам 40 минутам крен «Шарнхорста» сильно увеличился, а носовая часть почти ушла под воду.

В 19 часов 45 минут «Шарнхорст» затонул.

В ходе боя в «Шарнхорст» попало не менее 13 снарядов калибра 356 мм, 3 снарядов калибра 203 мм и 14 снарядов калибра 150 мм. Вероятно, количество попавших снарядов было еще больше: англичане израсходовали 446 356-мм, 161 203-мм, 974 152-мм, 531 133-мм (плюс 155 осветительных) и 83 102-мм снарядов (трудно представить, что ведший огонь практически в упор «Дюк оф Йорк» не попал ни одним из 531 снаряда калибра 133 мм).

Считается, что всего за время боя было израсходовано 55 торпед, из которых не менее 14 попали в цель: по 2 попадания добились «Ямайка» и «Вираго», по 3 – «Маскетир» и «Сэведж» и 1 – «Скорпион», принадлежность еще трех торпед оспаривается.

Значительная часть немецких историков считает, что «Шарнхорст» погиб из-за неблагоприятного стечения обстоятельств: взломанные англичанами коды, несогласованность действий собственных разведок, удачные первые выстрелы «Белфаста»… Но истинную причину гибели, вероятно, следует искать в конструктивных недостатках корабля: однотипные «Шарнхорст» и «Гнейзенау»» проиграли бой ветерану «Ринауну», а позднее «Шарнхорст» был потоплен чуть ли не самым слабовооруженным линкором времен Второй мировой войны. Вообще, корабль с бронированием линкора и вооружением крейсера – по-своему уникальный продукт военно-морской мысли. Специалисты даже не могут однозначно классифицировать «Шарнхорст» – корабль был слишком велик для крейсера, но слишком слабо вооружен для линкора, а применяемая англичанами и наиболее распространенная классификация «линейный крейсер» вообще неверна по определению (классический линейный крейсер – это линейный корабль с ослабленным бронированием и увеличенной за счет этого скоростью).

Завершая рассказ о «Шарнхорсте», следует признать мастерство (далеко не каждый корабль может похвастаться потоплением авианосца) и мужество его экипажа (командир эсминца «Вираго» утверждал, что во время своей последней атаки был обстрелян 20-мм орудием, установленным на башне главного калибра «Антон»).

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Николай Колядко. Корабли Мидуэя IX: Тяжелые крейсеры типа «Пенсакола» - Альтернативная История
Николай Колядко. Корабли Мидуэя X: Тяжелые крейсеры типа «Нортхэмптон» - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉