Найти тему
Библиотекарь

Нейробиология в библейской перспективе

Испытывая трудности с выбором заголовка, я остановился на том, что вы видите на своих экранах. Первоначальный вариант звучал, как "Тупик нейробиологии", но мне показалось это слишком вычурным, и я для себя решил ограничится более скромным, так как не имею отношения к этому разделу науки, занимающейся изучением нервной (высшей) деятельности человека, и понятия не имею, как обстоят дела в тонкостях душевной организации как меня самого, так и окружающих.

Поводом для сегодняшней статьи стало скорее всего мимолетное прочтение одного небольшого эссе на тему нейробиологических тупиков (нейрофизиология и нейробиология в данном случае родственные понятия, так что не будет выяснять что есть что). Ученые на самом деле озадачены вопросами природы сознания, и места его обитания. Главная роль отводится головному мозгу человека, как средоточию сознательных процессов, и тем не менее, выяснить до конца место обитания, а главное, что из себя представляет сознание на уровне природы не представляется возможным. И это становиться еще более привлекательным с открытием квантовой физики\механики, и некоей связью с нервной деятельности человеческого существа. Все это является предметом исследований и попросту интересно тем, кто вникает в тонкости и глубоко интересуется своей собственной природой. Тайн действительно много, и перечислять их я тут не собираюсь.

Лейтмотивом сегодняшних размышлений является вопрос: что есть человек и его сознание?

Слово "сознание" в библейском тексте отсутствует, во всяком случае в русском варианте. Если рассматривать греческий аналог, то там появляются производные от "συνείδησιν" (сюнейдесин) и чаще всего переводимые как "совесть". Совесть и сознание в тексте Нового Завета происходят от одного и того же термина и встречаются 16-раз в одинаковой форме только в новозаветных посланиях апостола Павла и пару раз в посланиях Петра. Если рассматривать однокоренные формы, а их насчитывается в два раза больше, то любопытным выглядит текст Септуагинты (перевод ВЗ на греческий), где "συνειδήσει" обозначает мыслительный процесс. Это, кстати, практически единственный раз, когда аналог "сознания" встречается в ветхозаветных отрывках, если обращатся только к каноническим книгам (есть еще случай в книге Премудрости Соломона, и там говорится о совести. "ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы". (Прем. 17:10) Интересуемый нас текст выглядит так;

"Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово [твое], и крылатая-- пересказать речь [твою]". (Екк. 10:20)

В Новом Завете упоминаются еще два текста, когда греческое "совесть" (συνειδήσει) употребляется в контексте мышления. Вот эти места.

"Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов".(Евр.10:2)
"Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо". (1Петр. 2:19)

Сознание и мышление проистекают от одинаковых греческих аналогов, переводимых, как совесть. Как видно из представленных примеров, люди, оставившие нам послания из прошлого, могли спокойной размышлять о мышлении/мыслительных процессах и совести как лежащих в одной плоскости. Это конечно отдельная тема для размышлений, и ей надо уделить более пристальное внимание, но не в рамках сегодняшней публикации.

Обращаемся к Ветхому Завету. Там все наиболее интересно!

Я не упомянул в начале статьи, что происхождение сознания так же является одним из сложнейших вопросов бытия. Наряду с местоположением и природой это вопрос остается открытым с точки зрения материализма, без обращения к библейским источникам. Человек озадачен этим и скажу смело, не найдет ответов в отрыве от божественного происхождения себя самого и мира вокруг.

Вопросы, которые задают современные ученые интересовали и древних. А если считать книгу Иова самой древней (по мнению исследователей), то там вопросы происхождения/обитания сознания встречаются чаще, чем в других книгах Ветхого Завета. Приведу некоторые из них.

"Откуда же исходит премудрость? и где место разума"? (Иов. 28:20)

А вот этот, пожалуй, самый интересный с точки зрения данной темы.

"Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму"? (Иов. 38:36)

Вообще книга Иова остается рекордсменом среди остальных по части задаваемых вопросов, на которые человек сам по себе, в отрыве от Бога ответить не в силах. Рекомендую читать как можно чаще эту книгу, среди речей друзей Иова, которые Бога называл "омрачающими Провидение" встречаются ценные зерна истины.

Размышляя о природе человеческого сознания в рамках библейской перспективы, мы не можем обойти вниманием один хорошо знакомый пример, где рассказывает о творении последнего. Во второй главе книги Бытие описан акт создания (в тексте оригинала речь идет о формировании) человеческого существа.

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (Быт. 2:7)

Это место Священного Писания я сразу вспомнил, когда на протяжении недели размышлял о происхождении и природе сознания. Вот тут думаю и кроется основной мотив того, что мы из себя представляем и как обрели собственную идентичность в сравнении с животным миром. Текст оригинала дает повод думать о некоторых важнейших составляющих.

Первое, и самое важное - человек обретает сознание не в результате хитроумных и длительных периодов развития, что так любит предлагать современная наука, а как следствие божественного акта творения". И на вопрос книги Иова "Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму"? мы можем найти ответ только в библейской перспективе.

Отличительной особенностью акта творения человека является "дыхание жизни" от Бога. Скажу еще одну интересную вещь, слово "дыхание" в ветхозаветных текстах часто ассоциируется со словом "душа" и оба эти термина остаются предметом глубочайшего изучения. Еврейское "нишмат" - дыхание, в текстах Ветхого Завета, обладает диаметрально противоположными значениями, от живительно, вплоть до губительного. Я надеюсь, более подробно остановиться на этой теме, в ближайшем будущем. А пока, мы вплотную приблизились к термину "душа", который хоть и относится к религиозной сфере, но выглядит особенно важным в контексте исследований происхождения сознания и человека как такового.

Душа и сознание эквивалентны в данном случае, и это очевидно с точки зрения текста Быт. 2:7, где человек становится "душой живой" и, если пристально рассматривать его в сравнении с животным миром, которые тоже названы "души живые" мы можем найти важное отличие. Бог лично вдохнул "дыхание жизни (nišmat hayyîm) и человек обрел и сознание и все прочее, что так выделяет его на фоне природы.

Одно скажу напоследок. Между "дыханием жизни (nišmat hayyîm) и "душой живой" (lеnepeš hayyâh) стоит жирный знак равенства, и равенство это происходит от Бога Творца. А все остальное, в отрыве от Него так и останется нейробиологическим тупиком навсегда.

Если желаете отблагодарить автора, буду благодарен в своих молитвах. Сбер: 4276 2200 1586 0243