Найти тему
Home estate financing ✅

Что будет в экономике в России ч. 3

Детство — единственная страна, которой не страшен ни финансовый кризис, ни бури, ни грозы, ни прочие беды, если рядом — мама(с)

Кризис 2014–2015 годов

Причины и ход кризиса

Кризис 2014–2015 гг. имел иную природу, чем кризис 2008–2009 годов.

Он произошел под влиянием преимущественно внешних шоков из-за наложения двух факторов –антироссийских санкций и падения цен на нефть из-за появления на рынке нового крупного игрока – производителей сланцевой нефти.

Рост волатильности на российском рынке начал наблюдаться еще с конца 2013 г., когда на фоне сворачивания мер количественного смягчения в США, рецессии в Европейском союзе (ЕС) и замедления экономики Китая международные инвесторы стали сокращать свои вложения в активы стран с формирующимися рынками, в том числе России.

С февраля 2014 г. негативная реакция российских рынков усилилась.

Первые кризисные явления появились в начале марта 2014 года. Весной инвесторы опасались введения санкций, ужесточения валютного контроля и связанных с этим проблем и уходили с российского рынка. Граждане также предъявляли повышенный спрос на иностранную валюту. Однако основные события начали развиваться летом – в начале осени 2014 г., когда были введены санкции и начала резко снижаться цена на нефть.

Секторальные санкции со стороны США, ЕС и ряда других стран в отношении российских банков и компаний привели к потере ими доступа к внешнему рынку – источнику относительно дешевых и долгосрочных средств.

Введенный США, а затем и ЕС запрет на финансирование крупнейших российских компаний и банков на срок свыше 90 дней (впоследствии срок был снижен до 28 дней, до 2 недель и до 1 недели) привел к необходимости существенной перестройки бизнес-модели российских банков.

У них возник дефицит валютной ликвидности, выросли вмененные процентные ставки по валютным свопам (про свопы я писал в статьях ниже)👇

Косвенный эффект заключался в желании нерезидентов минимизировать риски распространения ограничений на весь перечень российских компаний при расширенной трактовке властями США и ЕС понятия обхода санкций.

Нерезиденты стали ограничивать рефинансирование внешних заимствований для широкого круга российских заемщиков (не только подсанкционных), снизились лимиты на российские банки даже по операциям, не подпадающим под ограничения (валютные свопы и краткосрочные кредиты), увеличилась длительность проведения платежей в иностранной валюте из-за ужесточения комплаенса.( проверка банковской деятельности по отмыванию денег и не только . см 115 ФЗ)

Наряду с санкционным давлением продолжалась стагнация в странах ЕС и замедлялся экономический рост в Китае, что привело к снижению спроса на нефть с середины 2014 года.

При этом объемы предложения нефти продолжали возрастать за счет добычи сланцевой нефти в США. Цена на нефть марки Brent снизилась с середины июня по середину октября 2014 г. на 28%.

Также падали котировки угля и продукции черной металлургии.

Это снижало доходы российских экспортеров, увеличивало бюджетные риски.

При этом на IV квартал 2014 г. приходился большой объем погашений внешнего долга российских компаний. В связи с предстоящими погашениями экспортеры старались накапливать валютную выручку, а не продавать ее на рынке или брать кредиты на оплату расходов в рублях. Ускорение падения цен на нефть после заседания ОПЕК в конце ноября 2014 г. и навес подлежащих рефинансированию в декабре долгов привели к росту девальвационных и инфляционных ожиданий, на рынке начала развиваться паника.

Колебания цен на активы в 2014 г. по масштабам были сопоставимы с теми, что наблюдались в 2008 году.

Однако меры по укреплению инфраструктуры, принятые между кризисами, дали результат: проблем с биржевой инфраструктурой не наблюдалось, ЦК обеспечивал нормальную работу механизма перераспределения ликвидности между финансовыми институтами и функционирование рынка.

Не очень масштабной с точки зрения банковского сектора в целом, но социально чувствительной проблемой стала ипотека в иностранной валюте. Валютная ипотека была относительно распространена до кризиса 2008 г. (25% ипотечного портфеля по итогам 2008 г.), но сам рынок ипотеки тогда был минимальным.

На начало 2014 г. доля валютных ипотечных кредитов составляла 4% портфеля.

Причина привлекательности валютной ипотеки – гораздо более низкая ставка, чем по ипотеке в рублях, и, соответственно, меньший размер платежа.

Более низкая ставка отражала тот факт, что не банк, а заемщик принимал на себя риски колебания валютного курса.

Падает рубль, растет напряжение,в панике биржа, раздрай на торгах…Так и привыкнешь держать сбережения в самых надежных активах — в долгах.(с)

Однако большинство граждан не осознавали масштаб возможных изменений платежа и потенциальный рост своей долговой нагрузки. Банки также не учитывали, что валютный риск заемщика может трансформироваться в их кредитный риск в случае неплатежеспособности заемщика.

Однако в 2014–2015 гг. эти риски реализовались.

Заемщики не имели доходов в иностранной валюте, и их значимая часть столкнулась с трудностями при обслуживании долга.

Доля просроченной задолженности по валютной ипотеке к началу 2016 г. достигла 20% и в дальнейшем продолжила расти.

Среди корпоративных заемщиков с наибольшими проблемами в обслуживании валютных кредитов столкнулись компании коммерческой недвижимости, которые традиционно фиксировали стоимость аренды и кредитовались в иностранной валюте.

Арендаторы не были готовы выплачивать им резко возросшую плату, и компании были вынуждены перейти на арендную плату в рублях и снизить ее размер, в результате чего существенная часть задолженности компаний из сектора коммерческой недвижимости была реструктурирована банками в 2014–2015 годах.

Против отдельных банков в 2014 г. были введены блокирующие санкции.

Это сопровождалось тем, что их клиенты – держатели пластиковых карт теряли возможность их использовать, что являлось дополнительным фактором стресса.

Пора и мне вводить санкции на женщин, которые не обратили на меня еще внимание;;))

Продолжение следует…

Не забывайте подписываться , ставить лайки, обнажая свои мысли.