Найти в Дзене

Как написать научную статью по медицине для публикации в SCOPUS? +команды для ChatGPT

Оглавление

Краткое руководство, версия 2 (сентябрь 2024)

ПРИВЕТСТВУЮ ВАС, ДОРОГОЙ КОЛЛЕГА!

Я собрала для вас самые практичные и действенные советы о том, как написать научную статью на английском языке так, чтобы ее приняли в международный журнал. Первая версия этого руководства была в формате pdf, и за три года его скачало больше 1500 человек, и больше десятка статей уже были опубликованы. Сейчас я предлагаю вам руководство в формате лонгрида, который будет обновляться по мере поступления информации. Так у вас всегда будет доступ к наиболее полной и обновленной версии.

Как вы уже заметили из названия, это краткая версия руководства. Полное руководство доступно на моем курсе “Статья с импактом: пишем по шагам”, где я помогаю врачам писать научные статьи для зарубежных изданий. Курс доступен по ежемесячной подписке на https://www.patreon.com/c/aliyasarmanova.

Приятного и полезного чтения!

Этап I. Подготовка

Шаг 1. Выбор материала для статьи

Когда авторы приступают к написанию статьи для международного журнала, многие наивно полагают, что самое сложное — это писать текст на английском.

Некоторые даже привлекают для этого переводчиков и академических редакторов, которые могут написать статью на совершенном английском за них. Несомненно, грамотная речь и академический стиль важны, и к помощи профессионалов лучше прибегать на уже заключительных этапах работы над статьей.

Успех статьи и ее качество, в первую очередь, зависит от ее содержания.

От того, чем именно вы решите ее наполнить и как решите представить ваше исследование. И лучше вас с этим никто не справится.

Выбор материала для статьи особенно важен, когда вы провели не одно, а несколько исследований, или у вас уже есть несколько глав диссертации. В некоторых случаях вам будет выгодно разделить результаты на несколько статей, иногда наоборот объединить несколько исследований в одну статью. Подробно об этом мы говорим на курсе по статьям и разбираем каждую отдельную ситуацию.

Для вас я подготовила несколько вопросов, которые помогут вам определиться какой материал следует включить в статью.

  • Вопрос 1. Какой главной проблеме посвящено ваше исследование и почему это важно?
  • Вопрос 2. Как можно решить эту проблему?
  • Вопрос 3. Каков главный результат и вывод из вашей работы? Что изменится в ведении пациентов/жизни врачей/политике государства с результатами вашего исследования?

Забегая вперед, скажу, что каждый ответ вы сможете позже использовать в своей статье. Во-первых, вы можете включить ответы на эти вопросы в сопроводительное письмо в редакцию. А в более развернутом виде ответы на 1 и 2 вопрос войдут в раздел Введение, а ответна 3 вопрос в раздел Обсуждение.

Когда вы делите материал одной диссертации на несколько статей, обязательно подходите к этой задаче стратегически.

Избегайте необоснованного разделения материала на несколько статей.

В научном сообществе такая практика называется «салями-публикации» по аналогии с колбасой салями, которую можно разрезать на много маленьких долек.

-2

Пример как поделить диссертацию на статьи. Приведу в пример мою собственную диссертацию на соискание степени доктора PhD, темой которого были синовиальные изменения в коленных суставах на УЗИ среди населения с болями в коленных суставах.

Ответ на вопрос 1. Главной проблемой, с которой сталкиваются люди с болями в коленных суставах — это отсутствие эффективного лечения. Это важно, потому что таких людей много и часть из них сильно страдает.

Ответ на вопрос 2. Эту проблему можно решить, во всяком случае гипотетически, если найти факторы, которые способствуют возникновению и прогрессированию боли. Например, нас интересовали – синовиальные изменения.

Ответ на вопрос 3. Мы провели два исследования — поперечное и продольное и получили немного противоречивых результата. В поперечном исследовании мы изучали взаимосвязи между синовитом и болью в коленных суставах в один момент времени, а в когортном исследовании — взаимосвязь между синовитом сейчас и болью в будущем. Результаты поперечного исследования были положительны — мы обнаружили значимую взаимосвязь между синовитом и болями в коленных суставах. А вот результаты когортного исследования были отрицательны — ни один компонент синовиальных изменений на УЗИ не смог предсказать ухудшение боли в будущем.

Как мы стратегически подошли к выбору публиковать 1 статью или 2? Опубликовать результаты этих двух исследований самостоятельно (то есть в 2-х статьях) было бы очень сложно и непрактично. Тогда как вместе они смогли представить ответ на вопрос более обстоятельно и представить перед читателями полную картину. Поэтому мы решили опубликовать результаты двух исследований в одной статье. Представьте себе если бы мы сначала опубликовали результаты поперечного исследования, которое утверждало, что есть между синовитом и болью в коленных суставах есть связь, а потом опубликовали результаты когортного исследования, которое говорило, что ее нет. Для опытных исследователей и врачей, хорошо разбирающихся в научных исследованиях, разница в дизайне между двумя исследованиями была бы очевидна и объясняла бы что два исследования изучали немного разные вопросы, а вот для многих других — эти противоречивые результаты значили бы что ничего с этим вопросом не понятно, если одни и те же исследователи на одной и той же выборке приходят к разным результатам. Статью приняли в один из топовых журналов по ревматологии “Arthritis Research and Therapy”.

Шаг 2. Название статьи

Теперь, когда вы определились с материалом, который будете включать в статью, я предлагаю вам написать заголовок используя принцип конструктора лего, когда мы собираем готовую структуру из маленьких блоков. И собирать заголовок мы будем с конца.

-3

Первый блок можно в свою очередь раделить на несколько составных блоков. Тогда структура заголовка будет выглядеть так:

-4

Возможно сейчас у вас промелькнула мысль: Зачем писать заголовок прямо сейчас? Может оставить это занятие на потом?

Каждый шаг в этом руководстве продуман. И я прошу вас начать с заголовка не просто так. Следующим шагом для вас будет выбор потенциальных журналов для публикации и с готовым заголовком, вы сможете воспользоваться онлайн-сервисом по подбору журналов, о котором я вам расскажу позже.

При описании дизайна исследования, вы можете выбрать между базовой (например «Case-control study») и развернутой формулировкой (например «Retrospective case-control study»).

Примеры описания дизайна исследования

Case-control study

  • Retrospective case-control study
  • Hospital-based case-control study

Cross sectional study

  • Cross sectional study in the general population

Cohort Study

  • Retrospective cohort study
  • Prospective cohort study
  • Population based cohort study

Clinical trial

  • Randomised control trial
  • Randomised placebo-control trial

Systematic review

  • Systematic review and meta-analysis
  • Systematic review and meta-analysis of randomised controlled trials
  • Systematic review and meta-analysis of observational studies
  • Systematic review with network meta-analyses
-5

Шаг 3. Выбор журнала для публикации

Прежде чем приступить непосредственно к написанию основного текста вашей статьи, я советую вам определиться со списком потенциальных журналов для публикации и выписать необходимые минимальные требования, которые будут служить для вас ориентиром во время работы.

“Зачем так рано? Сначала напишем статью, потом выберем журнал!” — типичная ошибка начинающих авторов.

У каждого научного журнала существуют свои требования к содержанию и оформлению статей от выбора варианта языка (британский vs. американский), до объема рукописи и количества рисунков и таблиц.

Не стоит начинать работу над текстом статьи, пока не выбрали журнал, а лучше 3–5 журналов, в которые вы будете отправлять статью.

Подробно о том, как найти и выбрать журнал для публикации, я рассказываю в отельном руководстве, которое вы можете найти по ссылке.

Составление списка потенциальных журналов для публикации и аналих минимальных требований к статье, сэкономит вам время и усилия. Если вы еще сомневаетесь в этом, поверьте моему опыту.

Этап II. Пишем статью по IMRAD

Согласно этой системе, которая принята во всем мире, каждая статья должна содердать как минимум 5 разделов. Каждый раздел отвечает на конкретные вопросы и должен содержать соответствующую информацию.

В этом разделе я даю рекомендации как по структуре каждого раздела статьи, так и необходимый грамматический минимум английского языка. Также вы можете посмотреть видео-разбор, в котором я разбираю реальную статью по шагам.

Как отредактировать научную статью?

Шаг 1. Введение

Основная цель раздела “Введение” статьи — провести читателя от проблемы, которой посвящено ваше исследование, к гипотезе и цели вашего исследования.

-6

В зависимости от аудитории журнала в самых первых предложениях раздела “Введение” вы можете дать немного информации об области исследования (для журналов по внутренним болезням с широкой аудиторией) или сразу перейти к проблеме (для специализированных журналов).

Введение обычно состоит из 4–5 параграфов и вопросы на следующей странице помогут вам изложить необходимую информацию в логическом порядке.

Структура раздела “Введение”

  1. Какой проблеме посвящено исследование? Почему это важно? И почему это важно именно сейчас?
  • Обозначить проблему общими словами и возможные причины
  • Предоставить факты подтверждающие наличие проблемы
  • Дать определения ключевых слов
  • Рассказать, что именно является фокусом вашего исследования в контексте обозначенной проблемы

2. Что уже известно по вопросу исследования?

  • Какие исследования предшествовали вашему, что они изучали и как, было их много или мало, к каким выводам они пришли
  • Текущие исследования и тренды

3. Что еще неизвестно вопросу исследования?

  • Knowledge gap или пробел в существующих знаниях
  • Недостатки предыдущих исследований

4. Как данная статья поможет помочь решить проблему/ О чем данная статья?

  • Гипотеза (пердположение как можно решить проблему)
  • Как эта статья сможет преодолеть недостатки предыдущих исследований и заполнить knowledge gap.
  • О чем конкретно будет ваша статья, включая основные характеристики исследования — что изучалось, на ком, как и где.

Грамматический минимум

  1. Используйте простое настоящее время (present simple) когда говорите об общеизвестных фактах:
  • Diabetes is the most common endocrine disease

2. Используйте простое прошедшее время (past simple) когда говорите о фактах, которые свершились в прошлом:

  • In 2016, diabetes was the most common endocrine disease in the US.
  • Prior research in this area was inconclusive.
  • This same research team discovered a similar enzyme in their 2012 study.

3. Используйте настоящее перфектное время (present perfect) когда говорите о том что известно на сегодня, подчеркивая процесс аккумулирования информации в течение какого-то периода времени

  • Recent studies of glucagon and insulin production have led to breakthroughs in medicine.

Шаг 2. Методы

В научной статье многие в первую очередь обращают внимание на цель и результаты исследования — ЧТО ученые хотели найти и что они в итоге нашли. Если результаты интересны, то потом уже читают методы, которые рассказывают, КАК именно проводилось исследование.

Возможно, для практикующих врачей это самая скучная часть статьи, но я хочу вас заверить для большинства исследователей и научных работников (которые, кстати, в основном будут вашими рецензентами) это самая важная часть статьи.

Если методология научного исследования покажется слабой или низкого качества, то какие бы вы не представили результаты, они будет весьма сомнительны.

Секция “Методы” — это своего рода дневник, описывающий шаг за шагом действия ученого от начала исследования и до его завершения. Или инструкция для других ученых, которые захотят воспроизвести это исследование.

Воспроизводимость научных экспериментов — это один из фундаментальных принципов науки, если читателю не понятно что и как было сделано, то к результатам такого исследования относятся с подозрением. Поэтому описанию методов нужно уделить большое внимание: оно должно быть максимально подробным и предельно понятным.

Структура раздела “Методы”

  1. КТО был участником исследования?
  • Подробное описание исследуемой популяции и как собирались данные
  • Критерии отбора
  • Критерии исключения

2. ЧТО именно изучалось?

  • Описание всех изученных параметров (опросники, измерения, диагнозы)
  • Что было фактором риска, а что было исходом?
  • Определения и классификации изученных параметров — например, если ревматоидный артрит был диагностирован врачом-ревматологом или просто пациенты указали в опроснике, что у них есть заболевание
  • Если использовались УЗИ, денситометрии, МРТ и тд, то необходимо кратко описать протокол исследования.

3. КАК проводился анализ?

  • Какие методы статистического анализа использовались? Желательно описать в соответствии с SAMPL Guidelines, доступных на русском языке как “СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И МЕТОДЫ В ПУБЛИКУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (САМПЛ)”.
  • Можно кратко перечислить причины почему был выбран именно данный метод анализа
  • Какая статистическая программа использовалась для анализы, ее версия и использованные библиотеки/ пакеты.

4. Дополнительные детали

  • Заключение этического комитета
  • Вовлекали ли пациентов и волонтеров в планирование или обсуждение дизайна и результатов исследования (patient and public involvement)
  • Возможно ли другим исследователям получить доступ к вашим данным

Грамматический минимум

  1. Практически весь раздел методы пишется в простом прошедшем времени (PastSimple):
  • This was a propensity score (PS)-matched cohort study.
  • Neuropathic-like KP was determined using the Pain-DETECT questionnaire
  • This study was approved by the … (number and date) and was registered on ClinicalTrials.gov (NCT02098070).

2. За исключением ссылок на рисунки, таблицы или дополнительный материал:

  • Table 5 displays the results of this first isolated test.

Шаг 3. Результаты

Секция «Результаты» в статье описывает, как следует из названия, результаты, полученные в ходе вашего исследования.

Зачастую это самая короткая часть вашей статьи, но в то же время самая важная, ведь именно здесь находятся подтверждения ваших заявлений и выводов. Поэтому важно написать эту секцию максимально четко и понятно.

Структура секции довольно прямолинейна и практически зеркально отражает секцию “Методы”, то есть если в “Методах” вы описывали как вы формировали выборку, какие исходы оценивали и как проводили основной и дополнительные анализы, то в том же порядке вы описываете полученные данные в “Результатах”.

Структура раздела “Результаты”

  1. Описание участников исследования (когорты, или групп сравнения), их количества на каждом этапе исследования, демографических характеристик. В большинстве случаев здесь дается ссылка на Таблицу 1 и при необходимости блок-диаграмму.
  2. Описание изучаемых исходов и других переменных.
  3. Результаты статистического анализа излагаются в порядке, описанном в методах — сначала главный анализ, затем анализ подгрупп, анализ чувствительности и другие дополнительные анализы.

Грамматический минимум

  1. Все результаты описываются в прошедшем времени (Past Simple).

Активный залог:

  • Additional adjustment for low quadriceps strength and analgesic use did not change the strength of association (Additional file 2).
  • In non-PS-matched analysis, statin users had higher probability of having any joint replacement compared with non-users (HR 1.13, 95% CI: 1.10, 1.16).

Пассивный залог:

  • Effusion ≥ 4 mm was associated with KP.
  • After PS matching, all covariates were balanced between the two groups (Table 1).

2. Все ссылки на рисунки, таблицы и дополнительные материалы даются в настоящем времени (Present Simple) либо просто указываются в скобках сразу после описания результатов.

Активный залог:

  • Table 2 summarises the results of the univariable associations.
  • Supplementary appendix 2 provides the results of the validation exercise.

Пассивный залог:

  • …. is shown in Figure 2.
  • Detailed comorbidity results are presented in Appendix 4.

Шаг 4. Обсуждение

Главная цель раздела «Обсуждение и Выводы» — показать, как результаты, полученные вами в ходе исследования, позволяют ответить на вопросы, которые вы задали во Введении, как ваше исследование продвинуло нас вперед с того места, на котором вы остановились в конце Введения.

Интерпретация результатов и выводы представляются в порядке, в котором вы описывали ваш анализ и его результаты в предыдущих секциях.

В целом изложение двигается от частного к общему — от того, что означают ваши результаты в области вашего исследования к тому, о чем говорят ваши результаты для вашей специальности и клинической области в целом.

Структура раздела “Обсуждение и Выводы”

  1. Краткое обобщение ваших результатов
  • The main findings are: [1] ____; [2] _____; and [3] _______.

2. Согласуются ли ваши результаты с результатами других исследований?

  • Если нет, обсудите возможные причины разницы, например, недостатки дизайна исследования или сбора данных.
  • Если да, то укажите, как ваши результаты расширяют выводы предыдущих исследований.

3. Как можно объяснить полученные результаты?

4. Как ваши результаты изменяют понимание проблемы, о которой вы говорили во Введении?

  • Что ваши результаты могут означать для исследователей той же области, что и вы, исследователей в других областях и широкой общественности?
  • Какие новые горизонты вы открываете для других исследователей или практикующих врачей?
  • Как можно применить ваши выводы?

5. Краткое описание недостатков вашего исследования, чтобы показать рецензентам и читателям, что вы считаете слабыми сторонами своего эксперимента. Упомяните о любых неубедительных результатах и объясните их как можно лучше.

6. Какие дополнительные исследования необходимы для уточнения ваших результатов или для того, чтобы продвинуться вперед в решении поставленной проблемы?

7. Выводы.

Грамматический минимум

  1. Простое настоящее время (Present simple) используется

1.1 Для обсуждения значимости результатов и представления выводов

  • Our findings suggest that …
  • on summary, USSCs (synovitis) are associated with KP and the association is confounded by structural OA.
  • We can conclude that …
  • In conclusion, this study confirms that …

1.2 Для обозначения направления исследования в будущем

  • Further studies that specifically examine the relationship between synovial change and change in other joint tissues are warranted.
  • Further studies are needed to …

1.3 Во вступительном предложении, когда вы переходите к недостаткам исследования

  • There are a number of caveats to this study. Firstly,

2. Простое прошедшее время (past simple) используется

  • Для краткого обобщения полученных результатов. In our study we found that …
  • Для представления недостатков исследования. Firstly, it was designed to primarily determine the association between USSCs and KP, so associations with radiographic features should be interpreted with caution.

3. Настоящее перфектное время (Present perfect) используется чтобы

  • Уточнить какие гипотезы или предположения подтвердились и остаются правдой
  • Представить к чему ведут ваши результаты. Results from this study have led to a deeper understanding about how …

Шаг 5. Таблицы и рисунки

Основные принципы оформления таблиц и рисунков

  1. Внимательно прочитайте требования журнала к таблицам и рисункам, а именно:
  • Количество таблиц и рисунков
  • Место положения в статье (в тексте, в конце статьи, или в отдельном документе)
  • Формат рисунков (цветные/черно-белые, JPEG/PNG/TIFF)

2. Заголовок обычно распологают сверху таблицы, но снизу рисунка.

3. Таблицы и рисунки должны содержать достаточно информации, чтобы из них можно было понять о чем говорится без обращения к тексту статьи (Selfexplanatory). Поэтому не забудьте включить:

  • Пояснения к анализу
  • Использованные определения
  • Аббревиатуры и сокращения
-7

Этап III. Отправка в редакцию

Шаг 1. Оформление статьи

  1. Поздравляю, если вы дошли до этого этапа, значит самое сложное уже позади, осталось приложить еще немного усилий и ваша статья будет готова к отправке!
-8

Шаг 2. Сопроводительное письмо

Основные принципы

  1. Сопроводительное письмо пишется и подписывается автором для корреспонденции
  2. Каждый раз, отправляя статью в редакцию, переписывайте сопроводительное письмо
  3. Максимум 1 страница
  4. Обязательно проверьте требования к сопроводительному письму в инструкциях для авторов

Подробнее я рассказываю в видео:

-9

Опорные фразы для написания заключительного параграфа

  1. Критерии авторства
  • We can confirm that each author meets the uniform requirements for manuscript publication and meets the set criteria for authorship

2. Конфликт интересов

  • The authors declare no conflicts of interest
  • All authors have completed and submitted the ICMJE Form for Disclosure of Potential Conflicts of Interest

3. Оригинальность работы / Эмбарго

  • The work is original and the manuscript has not been submitted, or is not simultaneously being submitted, elsewhere.

4. Имя (должность и ученая степень) и подпись

  • We look forward to your response in due course. Sincerely, {Corresponding Author’s Name and Signature}

Шаг 3. Загружаем в онлайн-систему

Современные журналы используют специальные онлайн-системы подачи рукописей, которые позволяют автоматизировать процесс и сделать его более эффективным.

В целом, подача рукописи через онлайн систему достаточно прямолинейный процесс. Информация о статье и об авторах загружается последовательно по шагам, и все что вам нужно — это следовать инструкциям на экране.

-10

Команды для ChatGPT

Использование нейросетей при подготовке статьи очень соблазнительно, но я хочу чтобы вы запомнили:

ChatGPT ничего не знает. Вы как автор несете ответственность за любые ошибки, которые он допустит (а вы пропустите).

Поэтому оттого насколько точно вы будете прописывать команды зависит то насколько нейросеть сможет вам быть полезной. Вот вам несколько рекомендаций с чем вам может помочь нейросеть:

  1. Если вы еще на этапе написания разделов статьи, вы можете попросить ChatGPT
  • написать раздел статьи с помощью ваших черновых заметок и набросков, опорных фактов, а также отвтеов на вопросы, которые я предлагала вам для разных разделов статьи.

Write an introduction for a scientific article on [тема вашего исследования]. Include background information, the significance of the research, and the main objectives. Include the following notes when relevant:

— Write an abstract for a scientific article on [тема вашего исследования]. Summarize the key points, including the purpose, methodology, results, and conclusion.

— Write the Methods section for a study on [тема вашего исследования]. Include details on the experimental design, materials used, procedures followed, and data analysis techniques.

— Summarize the results of a study on [тема вашего исследования]. Highlight the key findings and any significant data points.

— Write the Discussion section for a scientific article on [тема вашего исследования]. Interpret the results, compare them with previous studies, discuss their implications, and suggest future research directions.

— Write a conclusion for a scientific article on [тема вашего исследования]. Summarize the main findings, their significance, and any recommendations for future research.

  • перефразировать текст раздела «Методы» из вашей уже опубликованной статьи или чужой статьи, если ваши методы очень похожи. — Paraphrase the following text from a scientific article on [тема вашего исследования]: [текст для перефразирования]. Ensure the meaning remains the same while changing the wording.
  • пересмотреть порядок изложения материала или структуру абзацев для обеспечения логической последовательности. — Revise the structure of the following section to ensure logical flow and coherence: [ваш текст]. Rearrange sentences or paragraphs as needed.
  • переписать отдельное предложение, которое вам кажется громоздким или не совсем точным. Rewrite to improve the clarity and precision of the following sentence: [ваше предложение]. Make it more logical, concise and easier to understand.
  • сгенерировать идеи для введения или обсуждения (это не стандартный вопрос, а скорее пример на основе которого вы можете выбрать вопрос, подходящий для вашей темы) — Why understanding factors that go into increasing medical costs may be a key step in informing policy makers on setting national priorities for COVID-19 prevention and control? / Based on current literature, what are the suggested future research directions in [тема вашего исследования]? / Identify gaps in the literature of [тема вашего исследования] that could be explored in future studies.

2. Если у вас есть готовый черновик статьи, вы можете попросить ChatGPT

  • проверить грамматику и синтаксис. — Check the following text for mistakes.
  • покритиковать ваш текст — Critique the following text and convince me why it is not good?
  • доработать «в стиле научной статьи» — Could you check and rewrite this section according to the NEJM, JAMA, BMJ style?
  • переписать текст в более ясном и кратком стиле — Please rewrite the following text in a clear and concise style. или Please shorten this paragraph to 2 sentences. Например, можо попробовать сократить текст из диссертации, чтобы он подходил для статьи. Или сократить некоторые разделы, которые как вам кажется “затянулись”. Выберите удачные предложения, где при меньшем количестве слов получилось передать смысл (хотя обычно по моему опыту нейросети наоборот добавляют “воду” в текст).
  • ну и конечно отформатировать список литературы в соответствии с требованиями журнала — Format the following references in [your preferred citation style, e.g., APA, MLA, Chicago]: [list of references].

И еще одна небольшая, но полезная статья:

-11

В любом случае: воспринимайте результат от ChatGPT как повод для обсуждения и сравнений. Стала ли новая версия лучше? Хорошо. Стало ли хуже (как это часто бывает)? Удаляйте. Предлагает ли вам новые идеи, о которых вы не задумывались? Стоит узнать о них получше (вдруг бот просто их выдумал). Помните, вы как автор несете ответственность за финальную версию.

Благодарю вас за внимание и надеюсь, что мое руководство было полезным и вы хотя бы на один шаг приблизились к собственной статье.

Если вам понравился систематический подход, вы хотите получить больше реальных примеров и опорные фразы на английском языке, которые помогут вам написать статью без лишних усилий, а также личную обратную связь и поддержку от меня, я буду рада видеть вас на моем курсе по написанию научных статей на английском.

А еще вы можете посмотреть запись прямого эфира о наиболее часто встречающихся ошибках при написании статьи.

С заботой о вас,

Алия Сарманова