Мой канал о путешествиях, но для работающего человека не всегда получается куда-то вырваться, поэтому иногда я пишу о кино или о том, что происходит в моей жизни. Прежде чем начать рассказывать о том, что написано в заголовке, немного предыстории.
Я вырос в семье бизнесменов, мои родители занимаются ритуальными услугами. Поэтому в детстве, когда всех детей из садика забирали на горки или в парки, меня отводили в морг. Да-да, именно в морг. У отца в начале 90-х там была первая точка. И когда мои сверстники играли в машинки, я бегал вокруг столов и холодильников. Став чуть старше, мои ровесники прыгали по гаражам, а я с отцом разгружал с КАМАЗа карельский мрамор в эти самые гаражи. Затем мои одноклассники устраивали себе шалаши где-то у теплотрассы, а я проводил вечера, отбиваясь от комаров, устанавливая памятники на кладбище, или выбивая в граните и мраморе очередную красивую эпитафию, которую кто-то решил увековечить в камне на местах захоронения своих близких. Что говорить, если лишь однажды разгрузив со мной машину с «ящиками» (так называется на сленге всех ритуальщиков - гробы), мой друг до сих пор вспоминает об этом случае, как о чем-то экстраординарном, для него это воспоминание на всю жизнь. А для меня это был обычный вторник. И если кто-то хвастается спортивной травмой, то я парирую тем, что шрам от открытого перелома ноги после падения такого замечательного предмета, как гранитный памятник, есть далеко не у всех.
Вы уже, наверное, поняли, что детство и юность у меня были увлекательными, может быть, поэтому я такой веселый. Но, после окончания института я твердо решил, что пойду своей дорогой и не буду «входить» в родительский бизнес. Поэтому и прошел путь от оператора и журналиста на небольшом ТВ-канале, до главного редактора газеты, PRщика крупнейшего в стране завода деталей цилиндро-поршневой группы, и вот уже несколько лет успешно тружусь в отрасли культура.
К чему эта предыстория? Не так давно мне позвонили с интересным предложением. «Надо сфотографировать дедушку на памятник». Ага, портрет, думаю я и понимаю, что ничего сложного в этом нет. Догадываюсь, что для кого-то это звучит дико – фотографировать людей на похоронную плиту, но за свою жизнь я повидал разных людей, что уже не удивляюсь ничему. И вот в назначенный день ко мне приводят дедушку.
«Наум Моисеевич», - протягивая дрожащую от болезни Паркинсона руку, говорит мне с характерным акцентом этот мужчина. А в голове проносится мысль, а с таким именем он мне точно заплатит? Начинаем общаться, расспрашиваю Наума Моисеевича о том, что же он все-таки хочет добиться по итогу. И тут даже мне становится интересно. Оказывается, дедушка хочет установить памятник не себе, а почившей супруге. Но, памятник необычный. По его задумке, напротив ее портрета должен быть водружен барельеф, на котором он (Наум Моисеевич) будет стоять на одном колене, протягивая руки к своей ушедшей жене, прося у нее прощения. Поэтому нужно сделать ряд снимков со всех сторон, чтобы уже позднее художник по камню смог выпилить в граните весь его образ.
Где он так провинился перед своей женой, дедушка не рассказал. Но, просил не затягивать с фотографиями, ведь, ему уже 86 лет и он хочет успеть при жизни установить плиту своей супруге.
Загробный мир многих пугает. Кто-то считает, что нужно воздвигать целые комплексы из камня умершим. Но, я уверен немного в другом. Все эти громадные камни, барельефы, выбитые цветы и замысловатые эпитафии – все это лишь тешит эго живых. Как бы ни звучало цинично, но мертвым уже все равно. Самое лучшее, что может сделать каждый из нас, так это сохранить память и стараться оставлять место упокоения в чистоте и ухоженности. Даже самые большие памятники порой бывают скрыты за выросшей травой. Но в то же время на кладбище сразу бросаются в глаза могилы, за которыми ухаживают с любовью. Именно это и есть наша святая обязанность пред умершими.
Ну и просить прощения все же лучше у живых, поэтому простите меня, если что-то не так.