Найти в Дзене
Ижорский Батальон_091

Тупиковый путь

Оглавление

Всем нам знакомо выражение "зайти в тупик", сегодня в вопросах грамотного зарождения в этот самый тупик, правилах и различиях тупиковых путей разбирается #Команда091

Немного теории

Начнём с пословицы:

Ваш вопрос поставил меня в тупик. Не надо загонять меня в тупик! Мы попали в тупик! Кто же выведет нас из тупика?.. Произнося все это, большинство из нас представляют себе, скорее всего, железнодорожный тупик.

Да, мы знаем о существовании другого тупика (улицы, которая не имеет сквозного прохода или проезда), но устойчивые словосочетания со словом тупик вряд ли будем соотносить именно с ним.

-2

Как считает специалист по русской фразеологии Владимир Мокиенко в уже известной нам книге "Загадки русской фразеологии", ответить на этот вопрос поможет экскурс в литературу девятнадцатого века.

Что же выясняется? Выражения о тупике активно существовали в языке уже тогда, когда железнодорожных тупиков как таковых и в помине не было! Причем употреблялись очень активно, все с теми же глаголами (встать, зайти, заехать, прийти, привести в тупик).

-3

Получается, правы были именно те лингвисты, которые связывали происхождение оборота со словом тупик не с "железнодорожной версией", а с глухим переулком. Однако любопытно вот что: в русском языке выражения о тупике претерпели своеобразную "техническую революцию". Да, они родились на почве образа глухого переулка, но затем само слово тупик вошло в железнодорожную терминологию! Вот почему ассоциация с железнодорожным тупиком всплывает в сознании тех, кто говорит по-русски.

-4

Интересный факт: в других языках это не так. Например, чешская "слепая улочка", болгарская "заделанная стеной улочка" и немецкий переулок (Sackgasse буквально значит "улочка-мешок") остались исключительно "уличными", с железной дорогой они никак не связаны.

-5

Вернёмся всё же к железнодорожной тематике. Мы разобрались откуда берётся само слово тупик и что оно означает, однако теперь углубимся в терминологию :

В сравнении с другими участками ж/д путей тупиковые ответвления имеют второстепенное значение, но недооценивать их роль не следует.

Тупики являются важным и неотъемлемым компонентом железнодорожного хозяйства. К этой категории относятся любые участки колеи, которые соединены с другими путями только с одной стороны. На дальнем конце ж/д тупика обычно располагают специальный упор безопасности, способный эффективно воспрепятствовать съезду вагонов на не имеющий рельсов финишный участок насыпи.

Виды тупиковых путей

-6

В зависимости от назначения и особенностей эксплуатации принято выделять следующие разновидности тупиковых участков ж/д путей:

  1. Вытяжные или маневровые тупики. Обычно их располагают вблизи или непосредственно на грузовых и пассажирских станциях, и применяют для формирования составов. Работой сцепщиков вагонов и машиниста маневрового локомотива по рации или громкой связи руководит диспетчер железнодорожного узла.
  2. Ж/д тупики для погрузки и разгрузки вагонов. Данный вид путей может располагаться на территории производственных предприятий, складских комплексов или локальных специализированных площадок, оснащенных необходимым грузоподъемным оборудованием.
  3. Технические тупики для осмотров и обслуживания подвижного состава. Специально построенные для этой цели участки пути применяются, если необходимо выполнить сервис систем локомотива, а также произвести уборку, очистку и дезинфекцию вагонов.
  4. Станционные оборотные тупики ‒ пути, предназначенные для изменения направления движения поездов. Обычно расположены на конечных станциях железной дороги, и, к примеру, играют важную роль при организации движения местных электропоездов. Такие составы имеют переднюю и заднюю кабину. Перед тем как снова отправиться в путь, бригаде машинистов достаточно просто перейти в начало поезда.
  5. Предохранительные и улавливающие тупики ‒ железнодорожные пути, являющиеся важным компонентом системы безопасности движения. Такие сооружения имеют особую конструкцию и применяются для отвода с основной магистрали и принудительного экстренного торможения составов, потерявших управление.

Путевой энергопоглощающий упор

Путешествуя электропоездом, Вы не могли не заметить ещё одно очень интересное устройство, расположенное в конце тупикового пути. Это путевой энергопоглощающий упор — стационарный  амортизатор, закрепляемый на торце тупиковой призмы и служащий для предупреждения выезда следующего на небольшой скорости поезда на тупиковую призму, тем самым позволяя избежать повреждения и тупикового упора, и подвижного состава.

-7

Новый упор был разработан совместно учёными ВНИИЖТа и ЗАО «Ресурс». Аппарат имел рабочий ход 1 метр, а расчётная энергоёмкость составляла не менее 1400 кДж при усилии срабатывания 1,5—1,7 МН. Теоретически это должно было обеспечить безопасную остановку 12-вагонного электропоезда со скорости 10 км/ч.

Каков процесс заезда поезда в тупик?

-8

Конечно же, мчаться на полном ходу в тупик никто не будет. Для заезда во все тупики существует определённая схема следования поезда, она чем-то напоминает подъезд к светофору с запрещающим показанием, но со своими особенностями.

Так, стандартная схема заезда поезда в тупик выглядит следующим образом: на торец платформы машинист обязан сделать скорость, которая не превышает 20 км/ч, середина платформы (100 метров от тупика) - не более 15 км/ч, за 40 метров машинист позволит машину со скоростью не более 5 км/ч, а за 20 метров обязан остановить свой поезд.

Вот такой оказался непростой вопрос тупикового пути,

На связи была #Команда091