Найти в Дзене
Я из Петербурга
Подписаться

Некрополь Александро-Невской лавры: забытый Бетанкур

Продолжение истории о великом человеке. Начало здесь.
Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина. Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1962257
Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина. Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1962257

Августин Бетанкур приедет в Россию в 1808 г. Император Александр I примет его радушно, очарует, пообещает содействие во всех проектах, неограниченные возможности для всех инженерных замыслов и чин генерал-майора инженерного ведомства.

Знать бы тогда, чем все обернется…

Пока же все развивается по отличному сценарию. Непосредственный начальник Бетанкура, принц Ольденбургский, директор Ведомства путей сообщения и зять Александра I, отправляется в Тверь.

Инженер едет с ним, занимается развитием водных систем. А Тверь тем временем по задумке принца превращается в третий по значению город Российской империи после Петербурга и Москвы. Полностью перестроен путевой дворец, улицы вымощены камнем, закладываются скверы и новые площади…
Путевой дворец в Твери. Источник https://pastvu.com/
Путевой дворец в Твери. Источник https://pastvu.com/

Занимается работами — кто бы вы думали? — молодой итальянец, Карл Росси. Именно в Твери Бетанкур и Росси впервые познакомились и даже, несмотря на разницу в возрасте, подружились.

Потом в Петербурге Бетанкур зажжет звезду зодчего Росси!
Росси, Карл Иванович. Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=822196
Росси, Карл Иванович. Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=822196

А инженер работает не на страх, а на совесть. В Туле реконструирован оружейный завод, в Петербурге выстроена фабрика по производству бумажных денег (технологией формирования водяных знаков, изобретенной Бетанкуром, мы пользуемся до сих пор), строятся мосты и дороги…

В столице Российской империи создан Комитет для строений и гидравлических работ, который возглавил все тот же Августин Августинович. Через 3 года появится «план Бетанкура» — основа комплексной (!) застройки города, который впервые учитывал не только архитектурное решение, но и все инженерные коммуникации.

Августин Августинович пригласит на работу лучших зодчих, среди которых Росси, Стасов, Монферран.

Так появятся Нарвские и Московские триумфальные ворота, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы. Дворцовая площадь станет одной из красивейших в мире, Главный штаб со знаменитой Триумфальной аркой будет поражать не только современников, но и потомков. И невероятный Исаакиевский собор, который 40 лет будут возводить по расчетам Бетанкура, бить сваи сконструированными им паровыми машинами, устанавливать колонны с помощью спроектированных им специальных лесов, блоков, кабестанов…

Между делом появится знаменитая Баболовская ванна, а в Царскосельском парке поселится прекрасная дева с кувшином.

Молочница с кувшином
Молочница с кувшином
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Но главным делом Августина Бетанкура станет создание Института корпуса инженеров путей сообщения, инспектором (ректором) которого он будет всю жизнь.

Университет путей сообщения Императора Александра I (бывший Юсуповский дворец), историческое здание. Вид со стороны парка
Университет путей сообщения Императора Александра I (бывший Юсуповский дворец), историческое здание. Вид со стороны парка

Впоследствии плеяда выпускников этого учебного заведения прославит Россию. Станислав Кербедз построит первый постоянный мост через Неву, Павел Мельников — станет министром путей сообщения. Дмитрий Журавский получит Демидовскую премию за строительство Николаевской железной дороги Петербург-Москва и мостов на ней, а потом создаст то, что не удавалось еще никому — потрясающую инженерную конструкцию шпиля Петропавловской крепости. В мире тогда не было ничего подобного, Эйфелева башня появится только через 30 лет!

К сожалению, талантливые люди всегда привлекают завистников. Вот и Августин Августинович, который пользовался покровительством Александра I, часто бывал во дворце к обеду и запросто общался с членами императорской семьи, оклеветан.

На него напишут донос о растрате казенных средств, рабочий кабинет в институте вскроют, документация исчезнет. Выговоры, унижения, проверки… Доверие императора утрачено, инженера отправят в отставку.

Вдобавок ко всем неприятностям в родах умирает старшая и самая любимая дочь. И сердце не выдержало — Бетанкур пережил ее всего на 4 месяца. Следом пришло забвение.

Ни одна газета не написала о дате похорон, ни слова соболезнования не было от императорской семьи. Упоминать имя инженера отныне запрещено. На траурной церемонии присутствуют только члены семьи и двое самых близких друзей, не побоявшихся опалы императора — Базен и Мельников.

Об инженере забудут. Жена с двумя дочерями уедет из России, в Петербурге останется только сын Бетанкура. Пока жив, будет навещать могилу отца на Смоленском лютеранском кладбище, после его смерти там много лет никто не появится. Вспомнят о Бетанкуре лишь к 100-летию Института Корпуса инженеров путей сообщения, когда в Петербург приедут гости из европейских стран.

После революции часть Смоленского лютеранского кладбища уничтожат, но Бетанкура не тронут — перезахоронят там же, на оставшейся территории.

В конце 1970-х годов наладятся отношения Советского Союза с Испанией, в Ленинград приедет делегация испанцев и пожелает возложить венки на могилу своего великого земляка. Ленинградский обком КПСС найдет могилу и ужаснется! Бетанкура перезахоронят в третий раз, в некрополь Александро-Невской лавры. Теперь будет не стыдно показать иностранцам, как мы чтим знаменитых людей…

Он и сегодня там, в некрополе XVIII века.

Могила Августина Бетанкура в некрополе XVIII века Александро-Невской лавры
Могила Августина Бетанкура в некрополе XVIII века Александро-Невской лавры

На могиле — колонна в 6,5 метров с траурной урной, сделана по заказу и на деньги нижегородских купцов (они-то не забыли, какую великолепную Макарьевскую ярмарку построил испанский инженер в Нижнем Новгороде). Найти захоронение просто — колонну видно даже над оградой некрополя.

Будете рядом — не сочтите за труд, зайдите почтить память великого человека.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!