Найти тему
Искусство воспитания

ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый ребенок

Оглавление

В развитии ребенка, особенно дошкольника, главенствующую роль занимает книга.

К сожалению, в современном мире мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда дети не интересуются литературой, отдают предпочтение гаджетам и пренебрегают этой важной составляющей становления личности.

Обсуждение произведения на занятии "Воспитание искусством"
Обсуждение произведения на занятии "Воспитание искусством"

Ведь литература — это не про количество слов и быстрое чтение. Это про смысл, глубину, идею, характер героев. А главное — про тот урок и те выводы, которые ребенок должен сделать после прочтения.

Конечно, в одиночку, вероятно, он не сможет сразу этого сделать. Надо помочь ему начать.

На занятиях «Воспитание искусством», например, преподаватели не просто читают книги вместе с детьми, а мастерски сочетают различные инструменты: игры, тренинги, классическую музыку, поэзию, танцевальную импровизацию и театральные постановки.

Давайте узнаем, какие смыслы могут почерпнуть дети из, казалось бы, уже давно знакомых нам книг.

Конек-горбунок

Откроем этот список прекрасным произведением П.Ершова — “Конек-горбунок”.

На первый взгляд это забавное произведение в стихотворной форме о незамысловатом животном.

Но здесь заложено гораздо больше.

Сказка развивает активное слушание текста, внимание к деталям, воображение.

Ведь мало прочитать текст. Дети очень изобретательны и важно помочь представить эти картинки из сказки в голове.

Театральная сценка
Театральная сценка

Также можно сделать акцент на творческое начало, разыграть какую-то сценку из произведения, где проявится актерское мастерство.

В эти моменты дети могут погрузиться в разные образы и почувствовать себя на месте героев.

В ходе игры, по сюжету сказки, ребенок осознает, что страхи, неприятие себя — это всего лишь то, с чем можно научиться справляться.

Ведь каждый человек (или живое существо) по-своему уникален. И не надо этого стесняться. Наоборот, нужно искать изюминку, исключительные способности, которые точно есть у каждого.

Занятие "Воспитание искусством" в младшей группе
Занятие "Воспитание искусством" в младшей группе

Посредством этой сказки, дети могут почувствовать свою уникальность, внутреннюю силу, которая обязательно проявится затем в любой жизненной ситуации.

Аленький цветочек

Это удивительная сказка С.Т.Аксакова рассказывает детям о важности человеческого слова.

Например, о том, что значит “купеческое слово” в сказке. Это твердое обещание, которое дается и выполняется.

Так и в жизни, бросать слова на ветер не стоит, а прежде чем что-то сказать, сто раз подумать.

Педагог внимательно слушает каждого ребенка и наводит его на правильные мысли
Педагог внимательно слушает каждого ребенка и наводит его на правильные мысли

К тому же, сказка подсказывает детям о важности сделанного выбора. Вспомните тот момент, когда, например, в сказке купец был перед выбором: сорвать цветок или нет.

Интересно, думал ли он тогда о последствиях, которые возникнут из-за его выбора?

Так и происходит и в нашей жизни — могут возникать самые разные ситуации. И необходимо обладать такими качествами как осознанность, критическое мышление, уверенность в себе, чтобы детально обдумать и выбрать правильный вариант. При этом осознавать какие последствия могут возникнуть из того или иного выбора.

Белоснежка и семь гномов

Эта чудесная сказка Братьев Гримм помимо завораживающего сюжета, таит в себе целую палитру разнообразных характеров героев и ситуаций, в которые они попадают.

Сказка знакомит детей с разными моделями поведения, помогает осознать их и научиться переключаться между ними.

Также важнейшей темой здесь является взаимоотношение в семье, проявление любви друг к другу. И при этом важность наличия личного пространства у каждого человека: его увлечений, способов отдыха, его обязанностей.

-5

В сказке поднимается также тема о проявлении любви и заботы. Оно выражается в умении радоваться и поддерживать близкого человека.

В обычной жизни, например, это умение родителей терпеливо ждать своих детей на прогулке или во время занятий. В данном случае это детские важные дела.

Так и, наоборот, у детей, когда они ждут родителей.

Что значит ждать?

Можно сидеть и грустить, злиться, крутиться во все стороны. А можно радоваться тому, что у родного человека есть важное для него занятие. И здесь главное — поддержать его, т.е. не мешать, а помогать.

В сказке также большая роль отведена пониманию того, что родной дом — это очень большая ценность. Это не просто помещение. А место, в котором спокойно, безопасно и всегда тепло. Ребенка там примут в любой момент и помогут в любой жизненной ситуации.

Снежная королева

На первый взгляд характеры героев этого произведения Г.Х.Андерсена лежат на поверхности: злая королева, мальчик и добрая Герда.

Но это далеко не так. Можно детально рассмотреть сказку и постараться развить в детях критическое мышление. Задавая правильные вопросы, развить ситуации и варианты их исхода.

Окажется, что не все так просто.

Почему именно в глаза и сердце попали осколки?

Можно ли любить человека не смотря ни на что? Ведь Кай позволял себе не очень дружеское поведение.

Была ли эгоистична Герда?

Какой любовью проще любить - условной или безусловной?

Кто привязал санки Кая к большим саням?

Каким стал Кай? Почему поехал со Снежной Королевой?

и многие другие.

Активное обсуждение в младшей группе Валерии Жакулиной
Активное обсуждение в младшей группе Валерии Жакулиной

В этой сказке заложено очень много важных тем для рассуждения: любовь и бережное отношение к близким, сила авторитета и веры, равновесие интеллекта и чувств, желание сделать другого человека счастливым, взаимодействие личности со средой и ее влияние и конечно же, развитие сильных сторон личности.

Руслан и Людмила

Это произведение, на первый взгляд, может показаться слишком сложным для восприятия детей дошкольного возраста.

Но не стоит торопиться с выводами.

Это чудесная, нестареющая в веках поэма А. С. Пушкина, написана в духе и по мотивам старинных русских сказок и былин. А они, как известно, всегда учили нас чему-то истинному, фундаментальному.

Так и в этой поэме.

Детям открываются для обсуждения такие темы, как:

  • важность душевных качества человека
  • счастье и материальное благо
  • соперничество и честная борьба
  • отличие лести от правды
  • понятие гнева и как он нам помогает.

Разбирая сцены из поэмы дети, понимают важность умения разбираться в людях, объективных оценок собственных поступков, целеустремленности и выдержки, развития внимания и памяти, учатся разделять понятия ведомого или осознанного выбора.

Все эти произведения считаются поистине классикой литературы. Они не единственные, но начать стоит именно с них.

Так делают и в нашей школе по методике Т.И.Смирновой “Воспитание искусством”.

Педагоги детально разбирают с детьми каждое произведение, обсуждают героев, их характеры и поступки.

На занятиях дети пробуют себя в разных ролях и через игру проживают ситуации из сюжетов сказок.

Анализируя поступки героев, перед ребенком появляется множество вариантов реакций, выходов из ситуации. Он учится критически мыслить и принимать решения.

Всё это сопровождается прослушиванием соответствующей классической музыки.

Музыкальное сопровождение на занятии "Воспитание искусством"
Музыкальное сопровождение на занятии "Воспитание искусством"

Это только маленькая часть. Программа детально разработана и направлена на развитие важнейших качеств личности ребенка, начиная с 3- х лет, и включает множество различных произведений литературы и музыки.

С каждым новым произведением ребенок раскрывается все больше и, ему становится все интереснее и интереснее. Он уже сам стремится к познанию, чтению литературы, разбору и осмыслению.

Если вы и ваш ребенок тоже хотите окунуться в удивительный мир искусства и литературы, то добро пожаловать в новый учебный год.

Записать ребенка на занятия “Воспитание искусством можно здесь.

Вам также могут быть интересны и другие наши статьи: