Найти в Дзене
Skillfactory

Полмиллиона за код: почему айтишникам так много платят?

Оглавление

Зарплата 100 000 рублей в секунду и жизнь в роскоши — так про IT пишут везде. Рядом с «айти» всегда где-то есть «деньги», поэтому многие и выбирают эту сферу.

Но правда ли в IT так много платят? И вообще — за какие заслуги? Разбираемся, из чего складывается зарплата айтишников и почему она зачастую выше, чем у простых работяг.

Что влияет на зарплату IT-специалиста

Айтишникам и правда платят много. Но не с первого дня работы, а после наработанного годами опыта. На размер зарплаты влияют многие факторы.

Опыт

Найти работу без опыта — задача со звёздочкой. Но как только это случается, джун получает свои первые проекты и крепкое место в компании. Так он приближается к более высокой позиции, а значит, и соразмерной трудам зарплате.

Как правило, джун — это выпускник курсов или вузов, он уже освоил базовые навыки. Поэтому и задачи на старте у него простые, и наставник всегда рядом, чтобы помочь. Если смотреть на направление разработки, средняя зарплата — 70 тыс. рублей по данным Хабр.Карьеры.

Дальше можно рассчитывать на более высокий грейд. Middle — это уже 2–3 года опыта, где больше задач и выше оклад, примерно 150 тыс. рублей. На уровне Senior получают около 250 тыс. рублей. И это не предел, ведь можно стать тимлидом и зарабатывать 280 тыс. рублей.

При этом, чтобы расти быстрее, нужно изначально быть сильным джуном. Не только отучиться на курсах и пересмотреть весь YouTube, но и получить реальный опыт до старта карьеры. Проект Фэктори как раз про это: во время обучения студент решает реальные задачи, проверяет скилы на практике и получает сильные кейсы в портфолио. Участвует в интерактивных конкурсах и проходит стажировки, которые «закаляют» новичка и готовят к успешному будущему в айти.

Спрос

Ажиотаж и желание «захантить» программистов никуда не делись, ведь сильные специалисты нужны крупным компаниям и маркетплейсам. И стартапам, которые запускаются сотнями тысяч каждый день.

К примеру, сегодня почти у каждого банка есть мобильное приложение. Это удобно: клиенту не нужно идти в офис, чтобы открыть счёт или перевести деньги. Если банк откажется от онлайн-услуг, он потеряет клиентов и прибыль. Чтобы всё работало — ещё и лучше, чем у конкурентов, — нужно создать целую систему данных, и под каждую задачу нужен свой айтишник: питонист, веб-разработчик, тестировщик и другие. Чтобы непрерывно внедрять новые продукты и улучшать те, что уже есть.

Та же история с маркетплейсами: магазины, у которых нет онлайн-заказов, проигрывают конкурентам. Так что айтишников нужно много — на 700 тысяч больше, чем есть сейчас. В итоге компании повышают зарплаты, чтобы привлечь и удержать сильных профи.

Специальность

Зарплаты в айти растут, особенно у разработчиков. Именно они создают программное обеспечение от А до Я — как мобильные приложения, так и сложные системы управления данными. Самая высокая зарплата — у архитекторов программного обеспечения. Разработчики мобильных приложений тоже растут в цене, а из «неклассических» бэкендеров всё больше вакансий за гейм-индустрией. Средняя зарплата разработчика игр выросла на 46% — до 275 тыс. рублей. Спрос вряд ли утихнет, ведь отечественные студии запускают всё больше проектов, и азиатские компании активно выходят на российский рынок.

В топе зарплат — менеджеры, они же управленцы всеми айти-процессами. В Москве их оклад в среднем 240 000 рублей, а в регионах — около 150 000 рублей. Продакты, проджекты и директора проектов тоже получают круглые суммы, выше, чем многие специалисты. В 2024 году средняя зарплата технического директора — от 199 до 571 тысячи рублей, у менеджера продукта — 230 000 рублей. Менеджер проекта может получать до 333 тысяч.

-2

Источник

Сектор, в котором работает компания

Здесь всё логично: чем более высоконагруженные процессы, тем важнее автоматизация и внедрение новых функций. То же самое касается динамично растущего e-commerce — по сути, всего рынка онлайн-продаж, который стал бумом во время ковида и разросся до огромных масштабов. И так до сих пор.

Всё больше ручных операций автоматизируется: внедряется ИИ, системы упрощаются, в процессы компании «вшиваются» новые функции. Всё это нужно отстроить, наладить и улучшать каждый день.

В сфере IT нужны постоянные апгрейды, поэтому без айтишников не обойтись. Зачастую в таких компаниях есть огромный массив задач, для которых на рынке нет готовых решений. Высокие зарплаты программистам предлагают в сфере банков и инвестиций, продаж и телекома.

Языки программирования

Больше всего денег получают разработчики на языках Objective-С, Elixir, Scala, Golang и Kotlin. Самый ощутимый рост в зарплате — у разработчиков на Kotlin (+16%), на нём пишутся почти все приложения для Android. А это 71,4% всех пользователей смартфонов в России. Kotlin гибкий, с довольно простым синтаксисом, а главный его бонус — совместимость со всеми платформами. Отсюда универсальность и востребованность.

На Objective-C пишутся программы для для iOS и MacOS. На нём строится компактный код, поэтому и писать можно быстрее, что важно для динамичных компаний. А вот Elixir и Scala — функциональные, в них есть пакеты широких библиотек. Но разработчиков, которые знают эти языки наизусть, не так много. Редкий скил, поэтому и ценится высоко.

Языки Swift, Ruby, Java, C#, PHP тоже в топе зарплат. Они более базовые и универсальные, но именно из-за широкого применения нужны буквально всегда и везде.

Знание иностранных языков

Иногда компания просто не может себе позволить платить мало — ей нужно удержать специалиста у себя. Ведь сильный разработчик, например, может уехать в Кремниевую долину и работать там. Для этого не нужно как-то подтверждать квалификацию, разве что знать английский язык. Поэтому айтишники могут выбирать ту страну, где зарплата выше, — за границей она, как правило, в полтора раза. Получается, что за классных IT-специалистов российские компании конкурируют не только между собой, но и с иностранными организациями, и вынуждены повышать зарплаты ближе к их уровню.

Город и регион

Как правило, в больших городах айтишники получают больше. Медианная зарплата IT-специалиста в Москве — 200 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 165 тысяч рублей.

Но положительная динамика есть и в регионах. Хорошие примеры — Волгоград, Уфа и Челябинск. Там зарплаты айтишников выросли на 20–25%. В Ростове, Екатеринбурге и Казани — на 10–11%, а в Нижнем Новгороде, Перми и Самаре рост — +7–8%.

-3

Источник

За что сильному айтишнику вообще так много платят

Зарплаты айтишников растут, но не сами по себе — это связано прежде всего с динамикой жизни, продукты должны упрощать её и делать удобнее. Вот они и разрастаются до целых экосистем. Но сами по себе к изменениям продукты не адаптируются, их нужно программировать, настраивать и внедрять новые технологии. Под их капотом — работа целой команды айтишников, которые создают крутые продукты.

Пока вы едете в такси, система анализирует трафик в реальном времени и предлагает удобный маршрут водителю — над этой системой годами трудился бэкендер. AI-платформа, которую создали разработчики, анализирует миллионы транзакций и историй покупок, чтобы предложить самый выгодный кешбэк. Смогли оплатить свет, хотя оборвался интернет? Это заслуга тестировщика, ведь он предусмотрел в системе такой сценарий.

Но это не значит, что в IT все «катаются в масле» и зарабатывают миллионы. Чтобы стать тем самым востребованным айтишником, нужно постоянно и много обучаться.

Если в гуманитарных науках знания устаревают за десяток лет, у инженеров — в два раза быстрее, знания программистов меньше чем через год могут стать неактуальными, ведь всё время появляются новые технологии. И компании, которые готовы платить большие зарплаты, предъявляют соразмерно высокие требования к специалистам.

Так что айти — это пусть высокие оклады, но только если много трудишься и быстро адаптируешься к изменениям. Многие из тех, кто приходит в профессию за большими зарплатами, оказываются к этому не готовы.