«Смолянки» – так со временем был назван цикл из семи женских портретов кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого, шедевр русской живописи 18 века. На портретах изображены воспитанницы Императорского Воспитательного общества благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем женском монастыре.
Монастырь назывался Смольным из-за того, что был расположен на территории бывшего Смоляного двора. Корпуса Смольного монастыря были недостроенны: Растрелли возводил его для набожной Елизаветы Петровны, которая собиралась провести там остаток жизни. Но Елизавета скончалась, а Екатерина II в нескольких монастырских корпусах разместила Институт благородных девиц. В 1797 монастырь был и вовсе упразднён. В 1808, уже при Александре I, по проекту Джакомо Кваренги для благородных девиц было построено трёхэтажное здание в стиле классицизма.
Это было любимое детище Екатерины II, созданное по образцу французского пансиона Сен-Сир, которое учредила супруга Людовика XV мадам Ментенон. Первое воспитательно-образовательное учреждение в духе идей Просвещения, заложившее основу женского образования в России. Девушек там готовили для придворной службы и светской жизни.
Указ об открытии Воспитательного общества благородных девиц был подписан Екатериной II 5 мая 1764. Дворянам отправляли письма с предложением отдать своих дочерей на воспитание в Институт.
Успешные семьи относились к этому предложению с недоверием, а вот обедневшие дворяне, у которых остался лишь титул, увидели в этом своё спасение. В июле 1765 императрица получила список из имён пятидесяти воспитанниц, зачисленных в институт. Среди них было лишь 7 титулованных особ.
Программа учебного заведения ставила своей целью воспитание добрых нравов. А это было возможно, по мнению Екатерины, лишь в закрытом учебном заведении, где девушки будут ограждены от пагубного влияния семьи. Принимали девочек, едва достигших шестилетнего возраста, и они находились здесь до 18. С родителей брали расписку, что они не потребуют своего ребёнка домой до завершения полного, 12-летнего, курса обучения. Свидания с близкими были редкими и проходили под присмотром наставниц.
Воспитанницы разделялись на четыре возраста:
- 6-9 лет – девочки этого возраста изучали закон божий, чтение, арифметику, русский и иностранный языки; они носили платья кофейного цвета (тёмно-коричневые, отсюда выражение «кофейная барышня»).
- 9-12 лет – в программу обучения добавлялись история и география; девочки носили платья голубого цвета.
- 12-15 лет – в программу добавлялись физика, токарное дело, архитектура и геральдика; девочки носили платья серого цвета.
- 15-18 лет – эти годы посвящались повторению пройденного, углублению полученных знаний и навыков, развитию выявленных способностей;
девушки носили платья белого цвета.
В свободное время занимались рукоделием, рисованием, физкультурой, пением, танцами, постановкой спектаклей.
Заведение было казённым, девочки находились на полном обеспечении, но режим был строг, питание – довольно скудным, условия жизни – во многом спартанскими. Температура в спальнях – не выше 16 градусов. Девушки рано ложились и рано вставали. Всюду ходили строем. Спали на жёстких матрасах, умывались ледяной водой.
И тем не менее об учёбе в Смольном мечтали многие, ведь после его окончания был шанс попасть во фрейлины к императрице. А это означало дальнейший выгодный брак, фрейлинам выбирали хорошую партию.
Наиболее успешные выпускницы отмечались шифром императрицы (специальным знаком) – золотым вензелем на полосатом банте, созданным придворным ювелиром Виктором Линдрозом:
Первый выпуск праздновался 30 апреля 1776. Пять девушек были взяты фрейлинами ко двору. Все они были изображены на портретах художника Левицкого. Вот он, с атрибутами искусств и книгой в руках, в академическом мундире, – таким запечатлел его на своём портрете художник Иван Еремеевич Яковлев в 1812:
Дмитрий Григорьевич был сыном простого священника, уроженцем Полтавы. Первые уроки рисования ему давал отец. В 17 он приехал в Петербург и стал учеником Алексея Антропова. Затем учился в Императорской академии художеств. Получил звание академика, руководил портретным классом академии, был произведён в советники академии, затем стал членом академического совета. Но несмотря на блестящую карьеру, жил очень скромно, если не сказать бедно. А ведь он был поистине великим русским портретистом, который не просто создавал парадные портреты. Он сохранил для истории лица своих современников и раскрыл их богатый внутренний мир, не забыв при этом и о красоте мира материального.
Один из самых известных и знаменитых его портретов - портрет Прокофия Акинфиевича Демидова:
А главным его творением, безусловно, являются «Смолянки». Он работал над портретами с 1772 по 1776. Ему позировали лучшие воспитанницы Смольного. В каждом из этих семи прекрасных женских портретов художник показывает нам достоинство и ценность человеческой личности, широту её творческих возможностей.
Считается, что это единый цикл, серия портретов, созданная по заказу Екатерины. Но обстоятельства заказа и предназначение портретов до сих пор неизвестны. В 1797 портреты были внесены в инвентарь императорского Эрмитажа как находящиеся в гостиной и приёмной комнатах Большого Петергофского дворца. Где они были раньше – точно неизвестно. В Петергофе они находились более ста лет, затем были переданы в Русский музей, где находятся и сегодня.
Портрет Настасьи Давыдовой и Феодосии Ржевской
Это самый простой по замыслу портрет: девочки здесь ничем не заняты, они просто позируют. И в то же время это портрет самый обаятельный: перед нами чудесный мир детства.
Анастасия Михайловна Давыдова изображена слева и одета в платье кофейного цвета, установленного для девочек первого возраста (на портрете ей примерно восемь лет). Таких малышек коротко стригли («по ухо»), более старшие девочки носили косы, заплетённые крест-накрест.
Анастасия Давыдова окончила Смольный институт в 1782 без шифра, то есть без особого отличия.
Известно только что её отец был Тамбовским губернатором.
Феодосия Степановна Ржевская в платье голубого цвета, установленного для девочек второго возраста (на портрете ей 13 или 14 лет). Она окончила в 1779 с золотым шифром. Вышла замуж за князя Михаила Николаевича Голицына, который впоследствии стал Ярославским губернатором.
С лукавой улыбкой смотрит малышка Давыдова на свою старшую подругу, а та как будто обращается прямо к нам, приглашая своим жестом перейти к следующим портретам.
Портрет Екатерины Нелидовой
Екатерина Ивановна Нелидова изображена в театральном костюме. Она просто покорила публику в образе озорной служанки Сербины в опере Перголези «Служанка-госпожа». Фон – театральные декорации, которые выглядят, как естественный пейзаж.
Она окончила Смольный в 1776 с шифром Екатерины II, золотой медалью и была назначена фрейлиной Натальи Алексеевны, первой супруги Павла Петровича. После её трагического ухода стала фрейлиной его второй супруги, Марии Фёдоровны. В 1782 она сопровождала графа и графиню Северных в качестве фрейлины во время их путешествия по Европе.
Она была фавориткой Павла I, но их отношения были не романтическими, а дружескими. По словам самого Павла Петровича, это была дружба «священная и нежная, невинная и чистая».
Нелидова не гналась за привилегиями и почестями, была мудрым советником и помощником Павла, её называли его ангелом-хранителем. Во вновь построенном Михайловском замке у Нелидовой были собственные апартаменты.
Когда Павел увлёкся Анной Лопухиной, он хотел удалить Марию Фёдоровну из Петербурга. Нелидова заступилась за императрицу. За это разгневанный Павел в 1798 удалил из Петербурга её саму. На самом деле, Павел I повёлся на манипуляции придворных интриганов, которые мечтали убрать его ангела хранителя, чтоб успешнее продолжать игру против него. И это им удалось.
После смерти Павла I, о котором Нелидова искренне горевала, она жила в собственных апартаментах в Смольном институте.
Портрет Екатерины Хрущёвой и Екатерины Хованской
Девушки изображены в театральных костюмах, исполняющими роли в постановке комической оперы Ш.С. Фавара «Любовный каприз, или Нинетта при дворе».
Театру отводилась в то время огромная образовательная и воспитательная роль, Екатерина сама составляла репертуар для Смольного института. Изображённая слева 10-летняя Екатерина Николаевна Хрущёва играла роль влюблённого юноши Кола, поэтому одета в мужской редингот – костюм для верховой езды. 11-летняя Екатерина Николаевна Хованская изображает пастушку.
Они окончили Смольный в 1779, обе – с шифром Екатерины II. Обе были весёлыми шутницами и умницами при этом. Обе прожили очень недолго.
Хрущёва вышла замуж за Бориса Владимировича фон Ломана, другой информации о ней нет.
Хованская вышла замуж за поэта Юрия Александровича Нелединского-Мелецкого, сенатора и статс-секретаря Павла I.
Портрет Александры Левшиной
Александра Петровна пользовалась особым расположением Екатерины. Они вели переписку, в которой императрица в шутку называла её «моя черномазая Левушка» (за смуглость).
На портрете Александра Петровна также изображена в театральном костюме, в котором танцевала в одном из балетов, поставленных на сцене театра Смольного института. Художник нарисовал её в роли Заиры из одноименной пьесы Вольтера. Он мастерски изобразил тяжёлые складки атласа, невесомость прозрачной ткани верхней юбки, мельчайшие детали отделки.
Из-за седого парика по моде тех лет Левшина кажется старше своих 17 лет. Она не улыбается, смотрит строго, хотя, по отзывам современников, отличалась весёлым нравом. Она была красавицей и прекрасно танцевала.
После окончания Смольного института Александра Петровна вышла замуж за князя Петра Александровича Черкасского. Она умерла очень рано, ей было всего 26.
Портрет Глафиры Алымовой
Глафира Ивановна Алымова тоже была любимицей императрицы: Екатерина ласково называла её «Алимушкой». На портрете Д.Г. Левицкого она изображена в белом шёлковом платье, которое носили воспитанницы старшего возраста, выпускницы. Шёлковые наряды ученицам выдавали только в праздничные дни, по будням они носили простые шерстяные платья.
Она была музыкально одарена: учительница музыки, француженка Мария Левек, преподававшая игру на арфе, считала её своей лучшей ученицей. А повзрослев, она превратилась в настоящую красавицу.
В Алымову был страстно влюблён на старости лет Иван Иванович Бецкой. Но представить его своим мужем она не могла, ведь ей было всего 17 (а ему - за 70).
После окончания Смольного Алымова была причислена ко двору и вскоре вышла замуж за действительного тайного советника и камергера Алексея Андреевича Ржевского, вице-директора Академии наук и поэта. Была образцовой супругой и матерью. Они жили в Москве и воспитывали 5 детей.
Спустя 30 лет вторым мужем прекрасной арфистки стал француз, переводчик басен И.А. Крылова, Ипполит Маскле. Он был на 20 лет моложе Глафиры Ивановны и не имел дворянского титула. Для получения разрешения на брак пришлось добиваться аудиенции Александра I. Разрешение императора было получено, а также он даровал Маскле дворянский титул. Во втором браке Глафира Ивановна была также очень счастлива. Прожила долгую, хорошую жизнь.
Портрет Натальи Борщовой
Наталье Семёновне Борщовой на картине 17 лет, она была воспитанницей выпускного класса. Художник изобразил её на фоне театральной декорации танцующей в бальном платье, чёрном с золотом.
Смольный она окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. Была фрейлиной Марии Фёдоровны и гофмейстериной двора. Замужем была за К.С. Мусиным-Пушкиным, была ему доброй женой и заботливой матерью его детей.
А ещё известно, что она была подругой Екатерины Нелидовой.
Наталья Семёновна дважды была замужем, её вторым мужем стал барон Ван дер Ховен. Она прожила долгую жизнь.
Портрет Екатерины Молчановой
Екатерина Ивановна Молчанова была дочерью скромного коллежского советника, семья которого находилась в бедственном положении. Девочка отличалась серьёзностью, любовью к наукам и к чтению. Она была одной из пяти лучших выпускниц Смольного института.
На картине Левицкого она изображена с книгой в левой руке. И в белом шёлковом платье смолянок «четвертого возраста». Изображена сидящей в кресле у стола. А на столе поблескивает антлия – вакуумный насос для перекачивания воды. Он использовался как пособие для изучения физики в старших возрастах.
По окончании курса девушка получила большую золотую медаль и шифр Екатерины, стала фрейлиной и была взята ко двору. В возрасте 22 лет Екатерина вышла замуж за Сергея Адамовича Олсуфьева.
«Смолянки» пережили две или три реставрации. Некоторые из них были в очень плачевном состоянии. Реставраторам Русского музея удалось максимально приблизить картины Д.Г. Левицкого к их первоначальному облику, искажённому утратами и повреждениями.
Смольный институт благородных девиц существовал в Петербурге вплоть до октября 1917. Затем его перевезли в Новочеркасск, последний его выпуск состоялся в 1919. Затем его закрыли «за ненадобностью».
Здание Смольного института известно своей ролью в событиях Октябрьской революции 1917 года: здесь размещался Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и до 1991 – городской комитет ВКП(б)/КПСС. Затем – резиденция мэра, а с 1996 – губернатора города.