Найти тему
Москва, любовь моя

Михайловский замок: воплощённая в камне мечта императора Павла I

Оглавление

Одно из самых красивых и необычных зданий Санкт-Петербурга, легендарный Михайловский замок, единственный в России дворец в стиле романтического классицизма, любовно и тщательно строился Павлом I как родовое гнездо, но прослужил им совсем недолго.

Михайловский замок очень красив с воды, когда проплываешь мимо по Фонтанке. Это восточный фасад замка, - не самый нарядный, а скорее скромный, он имеет небольшой полукруглый выступ в центре, который завершается куполом с маленькой башенкой и флагштоком:

Когда император находился в замке, на флагштоке поднимался императорский штандарт.

Впрочем, красив и северный фасад Михайловского замка, утопающий в зелени Летнего сада:

Его украшают широкая пологая лестница, колоннада и балкон.

В этом замке необычно всё. Уже цвет фасадов его необычен: странный розовато-желтовато-оранжевый. Как утверждает легенда, - под цвет перчаток Анны Лопухиной, фаворитки Павла I. Он поднял на балу упавшую перчатку Лопухиной и отправил её архитектору В.Бренне в качестве образца.

Западный фасад - с храмом - оформлен пышным лепным убранством:

-3

А главный фасад замка - южный, выходящий на Воскресенский канал. Он торжественен и монументален. Его украшают два мраморных обелиска с золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона - барельеф "История заносит на свои скрижали славу России". На фризе под фронтоном - надпись "Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней":

Изначально на месте слияния рек Мойки и Фонтанки начала строительство дворца Екатерина I. Оно было завершено при Анне Иоанновне. Елизавета Петровна, которая не любила Анну Иоанновну, дворец разрушила и на этом месте в 1744 Б.Ф. Растрелли начал строить новый Летний дворец. Екатерина II избрала его для празднования своего вступления на престол, а 20 сентября 1754 именно здесь появился на свет её сын Павел.

Когда в ноябре 1796 Павел I взошёл на престол, Летний дворец был сразу же разрушен и на его месте началось поспешное строительство Михайловского замка. Павел приступил к осуществлению своей грандиозной мечты.

По поводу авторства до сих пор нет единого мнения. Есть версия, что проект замка создан В.И. Баженовым, есть мнение, что это проект Винченцо Бренна, который и строил Михайловский замок. Но и сам Павел приложил руку к проекту: он был прекрасно образован, хорошо знал архитектуру и лично делал наброски. Он рисовал свою мечту целых 12 лет. К моменту начала строительства у него накопилась целая папка набросков и было 13 различных вариантов будущего дворца.

Баженов и Бренна превратили его наброски в архитектурный проект.

Первые камни были заложены в фундамент 9 марта 1797. Строительные материалы для него везли со всех строек Петербурга: из Исаакиевского собора, из Таврического дворца, из Царского Села, люди работали даже ночью при свете факелов. И уже 1 февраля 1801 император с семьёй переехал в замок своей мечты, не дожидаясь окончания внутренней отделки.

Императорская семья была большая. У Павла I и его супруги Марии Фёдоровны было десять детей: шесть дочерей и четыре сына. Двое из которых побывали на российском престоле: Александр I и Николай I.

Мария Фёдоровна и Павел I.
Мария Фёдоровна и Павел I.

К моменту переезда в Михайловский замок старшему сыну Павла I Александру было 24, а самому младшему, Михаилу, - всего 3.

В 9 часов 45 минут императорская семья в сопровождении свиты выехала из Зимнего дворца. По пути следования палили пушки и играла музыка. В Михайловском замке императора встречали придворные, министры и иностранные послы.

Здание было ещё совсем непригодно для жизни: печи не могли прогреть воздух, поэтому в огромных залах было сыро и холодно. Бархатная обивка стен плесневела, а углы некоторых комнат были покрыты инеем. Относительно тёплыми были только спальни Павла I и Марии Фёдоровны, отделанные деревом. Все остальные очень мёрзли, но терпели.

Помещения первого этажа предназначались для Александра Павловича с супругой.

На втором этаже располагались покои Марии Фёдоровны, покои императора (слева от церкви), анфилада парадных залов, а также покои Константина Павловича (справа от церкви).

На третьем этаже находились помещения, занимаемые великими княжнами, дочерьми Павла I.

Анна Петровна Лопухина, оставив дом своего мужа, также поселилась в Михайловском замке - её комнаты находились на первом этаже, под кабинетом императора, и сообщались с ним отдельной лестницей.

Павел любил рыцарскую романтику, поэтому построил не дворец, а именно замок. Он был подозрителен и боялся заговоров, поэтому замок стал неприступным: с одной стороны - Фонтанка, с другой - Мойка, с третьей и четвёртой - вырыт глубокий ров. Внутрь замка можно было попасть только через тщательно охранемые мосты, которые на ночь поднимались.

В плане замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны:

-7

К воротам замка через Воскресенский канал перекинут тройной мост (три сходящихся к воротам моста).

Парадный внутренний двор - замкнутый, восьмиугольный. Из него можно попасть на четыре лестницы: Парадную и ведущие в церковь, в жилые покои и кардегардную.

Мы прошли в замок по Парадной лестнице.

-8

Парадная лестница

Её строительство было завершено, но неосуществлёнными остались росписи стен и сводов на темы из русской истории. Ныне существующие росписи сделаны в 1820-е годы художником Б. Медичи.

В.Бренна использовал для лестницы "распашную" схему: нижний марш как будто зажат двумя мраморными стенами, а пространство верхнего яруса - открытое, просторное, залитое ярким светом благодаря огромным окнам:

Мрамор и бронза отделки уцелели до наших дней: ступени лестницы, парапет ограждения, пилястры, а также бронзовый герб Российской империи - двуглавый орёл с включённым в него мальтийским крестом.

Поднявшись на бельэтаж, мы попадаем в парадные залы дворца.

Античный зал

Он открывает анфиладу парадных покоев императрицы Марии Фёдоровны. Этот зал был создан для размещения коллекции античной скульптуры, которую приобрела Екатерина II в Лондоне и до переезда в Михайловский замок она хранилась в гроте Царского Села.

До перехода в православие Марию Фёдоровну звали София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская. Она была второй супругой Павла I и этот брак был счастливым, семья была большой: шесть дочерей и четыре сына, двое из которых стали императорами: Александр I и Николай I.

Галерея Рафаэля

Она продолжает парадную анфиладу. Своё название получила благодаря четырём шпалерам на сюжеты росписей Рафаэля в Ватикане, расположенным на продольной стене напротив окон. Это был подарок французского короля Людовика XVI. Сейчас три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, одна - в Лейпциге.

-11

Великолепие отделки этого зала соответствует его назначению: здесь в особо торжественных случаях придворные и гости ожидали выхода императорской четы из Дворцовой церкви святого Михаила. Церковь находится под шпилем замка со стороны Садовой улицы.

Тронная Марии Фёдоровны

Несмотря на свои небольшие размеры, этот зал очень эффектен благодаря своей отделке. Стены обиты малиновым бархатом. Им же был обит и трон императрицы, находившийся в нише в восточной стене зала (сейчас его там нет).

В 1859 по проекту К.А. Ухтомского была построена огромная полуциркульная арка, которая объединяла в единое целое бывшие Тронную и Предтронную комнаты. В новом помещении был устроен Модельный зал Главного Инженерного училища.

Общий столовый зал

Он также входит в анфиладу парадных покоев императрицы. Здесь находятся две самые большие во дворце бронзовые золочёные люстры на 50 свечей каждая. Пять балконных дверей ведут на просторную террасу, обращённую в сторону Летнего сада.

-13

Здесь проходили обеды и ужины императорской семьи. Здесь любили играть малолетние великие князья. По вечерам устраивались камерные музыкальные концерты (Павел очень любил музыку).

В середине 19 века Общий Столовый зал был разделён на три отдельных помещения - в них располагались классы Главного Инженерного училища. В процессе реставрации 2002 - 2003 годов восстановлен первоначальный облик этого зала.

Большой тронный зал императора Павла I

В Тронном зале Павел I не провёл ни одной церемонии, не успел. Стены зала были затянуты зелёным бархатом с золотым шитьём, а в глубине длинного зала, у его восточной стены на возвышении из восьми ступенек стоял трон императора под пунцовым балдахином. Оригинал трона сейчас находится в Эрмитаже.

Роскошное бархатное убранство стен в 1809 было увезено в Тверь для убранства Путевого дворца.

В 1820-х, после переселения в здание Главного Инженерного училища, в зале разместился Архив Инженерного департамента, для нужд которого были изготовлены двухъярусные книжные шкафы вдоль северной стены зала - они сохранились до настоящего времени. Бархатное убранство стен было воссоздано в 2019. Русский музей планирует добавить к воссозданному интерьеру Тронного зала и сам трон (Эрмитаж не отдаст оригинал, поэтому планируется сделать копию). А пока на место трона поставлено кресло Павла I из коллекции Русского музея.

Покои камер-фрейлины А. С. Протасовой

Помимо императорской семьи в Михайловском замке проживали люди, состоявшие при дворе. Сейчас для посещения открыты покои камер-фрейлины М.С. Протасовой. Ей покровительствовала ещё Екатерина II, которая считала её своей близкой подругой. Павел I позволил ей сохранить своё положение при дворе.

-15

Отведённые Анне Степановне для проживания комнаты выходили окнами на Фонтанку и представляли собой анфиладу: Гостиная, Спальня, Столовая. Потолки были расписаны орнаментами, а стены затянуты ткаными обоями. Теперь в этих залах располагается галерея Романовых - собрание портретов членов императорской семьи, которое когда-то было создано для Зимнего дворца по указу Николая I:

-16

Парадная опочивальня Марии Фёдоровны

Спальня императрицы выходила окнами на Летний сад. Это помещение не похоже на спальню, его нельзя назвать уютным. Но Павел I любил здесь бывать: спрятавшись от всех, он читал здесь книги.

Здесь много мрамора, позолоты, зеркал и росписей. Потолок украшала лепнина. Мебель, обитую парчой в тон стен, сохранить не удалось.

Мраморная галерея

Или Георгиевский зал. Это одно из самых больших помещений дворца, стены которого полностью облицованы искусственным и натуральным мрамором. Обычно галерею перегораживают и устраивают выставки. Но нам повезло, мы увидели её во всей красе:

Зал отапливался тремя большими беломраморными каминами, украшенными лазуритом, яшмой и бронзовыми накладками. А освещали его позолоченные бронзовые светильники. Потолок украшала лепнина.

Несмотря на явную непригодность замка для жизни, Павел I был счастлив: его мечта стала реальностью, воплотилась в камне. Но жить императору оставалось совсем недолго. В Михайловском замке Павел I прожил всего 40 дней.

После его гибели в 1801 царская семья вернулась в Зимний дворец. Всё самое ценное и красивое из Михайловского замка вывезли в Таврический дворец: люстры, зеркала, паркет, скульптуры. Камины были отправлены в Павловский дворец. Когда началось строительство Нового Эрмитажа, Николай I приказал взять мрамор для его постройки здесь, в Михайловском замке, в Мраморной галерее.

Михайловский замок уже никогда больше не был императорской резиденцией. В разные годы здесь размещались ведомственные учреждения, жилые квартиры, училище, библиотека.

В 1823 замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название - Инженерный.

С 1918 по 1941 в замке размещалась военно-инженерная школа (затем — Ленинградское военно-инженерное училище).

Во время Великой Отечественной войны здесь был госпиталь.

В 1991 Михайловский замок вошёл в состав Государственного Русского музея.

У него фактически не было своей истории. И тем не менее, это выдающийся памятник - исторический и архитектурный. Величественный и грандиозный. На закате пылает в тёмной листве деревьев, как огонь! Загадочный, таинственный. Хоть и смог Павел воплотить свою мечту в камне и остался доволен результатом, но убежище оказалось ненадёжным, и он очень недолго прожил в нём со своей семьёй.