Найти в Дзене
Зарегистрированная страница
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Итальянский дворик Пушкинского музея: Немного солнечной Италии в зимней Москве
Итальянский дворик Пушкинского музея нежно люблю с детства. Это вольное художественное воссоздание внутреннего двора Палаццо Барджелло, резиденции правителей Флоренции: О нём напоминают и угловая лестница, ведущая на второй этаж: ... и этот чудесный балкон Донате Браманте: ... и лёгкая аркада, опирающаяся на готические гранённые колонны с пышными капителями: ... и цветные майоликовые рельефы мастерской делла Роббиа: Правда, вместо открытого итальянского неба над головой – стеклянная крыша, а вместо...
216 читали · 5 дней назад
Дворец А.Д. Меншикова: Самый первый дворец Санкт-Петербурга, где до сих пор жива удивительная атмосфера Петровской эпохи
Дворец Меншикова – детище Петровской эпохи, он не только рассказывает о том времени, но и сам является его частью. В этих стенах мы попадаем в неповторимую атмосферу петровского Петербурга. Мы привыкли считать, что город построен Петром. Меншиков при этом остаётся в тени. А ведь он был первым губернатором Санкт-Петербурга и его фактическим строителем. Пётр следил за тем, что происходит, был в курсе всех дел, но в силу загруженности государственными делами не мог вникать во все тонкости. Он был идейным вдохновителем создания будущего великого города...
335 читали · 1 неделю назад
Портрет с выставки: Княгиня Мария Григорьевна Голицына, которая была проиграна в карты и стала графиней Разумовской
Выставка Карла Брюллова в Третьяковке продолжает свою работу: Новая Третьяковка на Крымском валу. Выставка «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург». Сколько же здесь прекрасных портретов! Великий Карл был великим портретистом: Новая Третьяковка на Крымском валу. Выставка «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург». Мы с вами уже познакомились со «Всадницей» и портретом Авроры Демидовой. А вот взгляните ещё на один портрет, представленный на этой выставке: это Мария Григорьевна Разумовская (1772 – 1865), урождённая княжна Вяземская, в первом браке княгиня Голицына...
410 читали · 1 неделю назад
Выставка в Историческом музее: «Посольских дел оберегатель» Артамон Матвеев
Небольшая выставка в одном из самых красивых залов Исторического музея – «Государев двор» – приурочена к 400-летию со дня рождения Артамона Сергеевича Матвеева. Центральное место на ней занимает портрет, выполненный в 1700 в Амстердаме художником И. Фоллевенсом: И. Фоллевенс Старший. Портрет А.С. Матвеева. 1700-е годы.ГИМ. Матвеев был сподвижником и приближенным царя Алексея Михайловича, его правой рукой, вторым лицом в государстве. Они были почти ровесниками и с детства воспитывались вместе. Царь называл его «друг мой Сергеевич»...
198 читали · 2 недели назад
Скоро Новый год: как Москва готовится к празднику
До Нового года ещё целый месяц, вместо морозов и снега – дожди туманы, но предпраздничный марафон уже начался, 1 декабря стартовал фестиваль «Зима в Москве» и столица начала подготовку к самому главному празднику года: Москва включает новогоднюю иллюминацию, развешивает гирлянды на улицах и бульварах, наряжает ёлки на площадях и превращается в прекрасный сказочный город зимних чудес и новогоднего волшебства. На Красной площади, несмотря на теплынь, уже работает каток: Этому катку не страшна тёплая погода: лёд здесь растает при температуре выше +10 ℃...
258 читали · 2 недели назад
Давайте познакомимся с особняками знаменитой династии Демидовых в Москве
Особняков Демидовых в Москве несколько, и это не просто городские усадьбы. Богатейшие люди России, они не скупясь строили для себя настоящие дворцы. Знаменитый род промышленников Демидовых ведёт своё начало от крестьянина Демида Григорьевича Антуфьева из села Павшино близ Тулы. Его сын Никита Демидович, талантливый кузнец и оружейных дел мастер, был лично знаком с Петром I и разбогател во время Северной войны: предложил самые низкие цены на пушки и получил огромный заказ, стал главным поставщиком оружия...
674 читали · 2 недели назад
«П.И. Чайковский вне времени»: Концерт в легендарном Колонном зале Дома Союзов и прекрасные интерьеры бывшего Благородного собрания
Это был юбилейный концерт, посвящённый 185-летию П.И. Чайковского и 150-летию Первого фортепианного концерта, который был впервые исполнен в этом великолепном зале 150 лет назад, в 1875 году. Тогда солировал Сергей Танеев, а оркестром дирижировал Николай Рубинштейн. Концерт и начался с волнующих аккордов Первого концерта в исполнении Льва Бакирова. А затем, как музыкальная исповедь, зазвучали отрывки из опер и романсы Петра Ильича. Их исполняли звёзды мировой сцены: лауреат премий Президента...
103 читали · 3 недели назад
Московские выставки, которые можно посетить в декабре 2025 года
Скоро Новый год. Мы готовимся к самому главному в году празднику, покупаем подарки, заготавливаем припасы, строим планы... Но в предпраздничной суете надо давать себе передышку и не забывать о том, что в нынешнем декабре музеи Москвы как будто соревнуются друг с другом в проведении замечательных выставок. Итак, выбирайте! ❄️ ГМИИ им. Пушкина: Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» – до 15 марта 2026. Наверное, это главное событие культурной Москвы в декабре! Сконцентрированный «русский...
3233 читали · 3 недели назад
Коронационное платье Александры Фёдоровны вернулось в Оружейную палату после десяти лет реставрации
Статья о коронационных платьях русских императриц – наверное, самая популярная статья этого блога: В ней описаны семь великолепных платьев из коллекции Оружейной палаты. В шести из них венчались на царство русские императрицы. Седьмое – подвенечное, в нём 21 августа 1745 юная Екатерина II выходила замуж за великого князя Петра Фёдоровича, который в 1761 станет императором Петром III. Все эти платья надевались лишь однажды. Когда коронационные торжества в Москве заканчивались, платья передавались...
2959 читали · 1 месяц назад
Куда сходить в понедельник, когда большинство музеев в Москве закрыты
Эта статья является продолжением, о первых десяти открытых по понедельникам музеях читайте здесь: А вот и следующая десятка московских музеев, куда можно прийти в понедельник: Бесплатный частный музей, созданный предпринимателем и меценатом Михаилом Юрьевичем Абрамовым, который занимался коллекционированием русских икон и возвращал их на родину с Запада. К сожалению, в 2019 трагически погиб в авиакатастрофе. Но остался музей, который носит его имя. Адрес: Гончарная улица, д. 3, стр. 3. Или собор Василия Блаженного...
2412 читали · 1 месяц назад
Гардероб Петра Великого в Музеях Московского Кремля Пока только короткий пост, потому что эти костюмы достойны отдельного подробного рассказа. Да и не только костюмы представлены на новой выставке в Патриаршем дворце и Успенской звоннице, но и документы, портреты, богато иллюстрированные издания, памятные вещи... А пока - лишь несколько экспонатов из не имеющего аналогов по численности, составу и разнообразию собрания костюмов, известного как Гардероб Петра Великого. Мы привыкли к несколько иному облику царя-труженика, очень скромного в быту. Ничего подобного! Представленные костюмы свидетельствуют, с каким вниманием он относился к моде и как стремился своим обликом соответствовать статусу европейского монарха.
1 месяц назад
Эта огромная серебряная ваза когда-то принадлежала Михаилу Семёновичу Воронцову. Её создал придворный ювелир Наполеона Мартин-Гильом Бьенне в Париже в 1819. Воронцов получил её в дар от покидающих Францию русских военных, и она стояла в гостиной первого этажа одесского дворца Воронцовых, на пьедестале чёрного мрамора. Вес её неизвестен, а высота – 72 см! Михаил Семёнович был командующим русского оккупационного корпуса (по Парижскому мирному договору 1815 года, Франция подвергалась оккупации союзными войсками на пять лет). Русский оккупационный корпус был расквартирован в крепости Мобёж (20 вёрст от Парижа) и её окрестностях, он располагался вдоль северной границы Франции на территории длиной в 120 километров. На французских картах и сегодня встречаются русские названия: «Русский редут» («Fort des Russes»), «Русская тропа» («Chemin des Russes»). В корпусе было 36 334 человека, включая и невоеннообязанных. Русские солдаты во Франции не мародёрствовали и не грабили, как французы в России, вели себя галантно, платили за всё. Михаил Семёнович следил за дисциплиной, за тем, чтобы конфликтов с местным населением не было и не допускал ни малейшего произвола русских солдат. Но всё же долгов наделали. И существует легенда, что перед выводом войск из Франции Воронцов – для поддержания чести русского мундира – собрал сведения о всех долгах и лично их оплатил, полтора миллиона рублей ассигнациями, сумма фантастическая. Он был богатейшим помещиком, и чтобы расплатиться с долгами подчинённых, продал одно из своих самых доходных имений, Круглое, доставшееся ему от тёти, Екатерины Романовны Дашковой. Об этом пишут многие. Например, В.А. Соллогуб, служивший три года на Кавказе под начальством Воронцова: «Воронцов хотя сам по себе был чрезвычайно богат, но несколько расстроил своё состояние, заплатив, после 1815 года, более полутора миллиона рублей ассигнациями долгов за офицеров оккупационного корпуса, которым он командовал в Мобёже». Чтобы отблагодарить своего генерала, офицеры «скинулись», кто сколько мог и заказали Мартину-Гильому Бьенне огромную вазу из серебра, покрытую сусальным золотом. Кто-то считает это легендой, возможно, это и так. Но вот она, эта огромная серебряная ваза в стиле ампир. По вертикали её чаша разделена на две композиции: на одной изображён герб семьи Воронцовых, на другой – две крылатые женские фигуры с оливковыми ветвями, олицетворяющие богиню победы Викторию. И надпись: «Графу Михаилу Семёновичу Воронцову». Сегодня ваза хранится в Оружейной палате Кремля, в зале посольских даров (№ 5) в витрине №42, посвящённой французскому ювелирному искусству.
1 месяц назад