Дошкольники с особым удовольствием откликаются на активности, связанные с поиском чего-либо. Октябрь синоптики прогнозируют тёплым, поэтому у меня есть классная идея для организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке - дидактическое пособие под названием "Найди меня". Почему оно способно заменить классическую "прогулку" в детском саду? Ответы на этот вопрос найдутся по ходу статьи, а также в небольшом резюме по итогам. Оставайтесь со мной.
Я адаптировала иностранные идеи из Пинтерест к реалиям детского сада и возможностям дошкольников, особенностям русской осени (игра как раз на осеннюю тематику), а также добавила несколько на мой взгляд важных функциональных элементов в дизайн пособия. Обо всём по порядку.
Какие виды детской деятельности будут реализовываться в процессе игры "Найди меня"? При том, что вроде бы форма организации деятельности предполагает игру, основной вид - всё-таки познавательно-исследовательская деятельность. А затем уже игровая, двигательная и коммуникативная. Это количество даёт неплохую интеграцию, что делает пособие многофункциональным.
Я напоминаю, что о вопросах интеграции у меня есть полноценный материал, ссылку на него оставлю в конце статьи.
Игры на поиск в детском саду: дидактическое пособие "Найди меня"
Что будем делать и какие задачи решать?
- Совершенствовать представления детей о природе и изменениях, происходящих в ней в осенний период;
- Развивать произвольное внимание;
- Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
- Совершенствовать коммуникативные умения в части формирования словаря, развития грамматического строя речи и связной речи;
- И просто будем созерцать красоту ранней, золотой осени, способствуя накоплению положительных впечатлений о природе.
Дидактическое пособие "Найди меня" представляет собой круг, в 12 секторах которого изображены объекты, которые можно встретить во время прогулки на участке детского сада или, например, в парке. Все они имеют существенные различия, начиная от формы и цвета и заканчивая текстурой, которую может ощутить ребёнок при тактильном контакте. В комплект также входят прищепки с изображением лайка.
В центре пособия я предусмотрела отверстие (в шаблоне это место промаркировано ножницами), его будем использовать в качестве "объектива". "Объектив" послужит не только мотивационно-игровым моментом (пособие напоминает объектив фотоаппарата), но и функциональным (с помощью него будем "отсеивать" посторонние предметы из зоны поиска и "фокусироваться" на необходимом). Таким образом, мы будем находить на участке необходимые объекты, сравнивать результаты поиска с поставленной задачей, а затем маркировать при помощи прищепок с изображением лайка.
Что понадобится для изготовления дидактического пособия "Найди меня"
- Шаблон для печати
До 23 ч 59 мин 31 августа шаблон можно получить бесплатно в моём сообществе VK (ссылка на него указана в шапке профиля). Присоединяйтесь.
- Коробочный картон
Лучше брать коробочный картон из-под цифровой техники, он более тонкий и плотный, да и выглядит более эстетично.
- Клей-карандаш
Мой любимый - с индикатором (фиолетовый), продаётся в Фикспрайс.
- Прищепки деревянные для творчества
Мои прищепки в длину 35 мм, это второй размер. 25 мм не берите, они очень маленькие.
- Ножницы или канцелярский нож
- Клеевой пистолет и двусторонний скотч
С помощью клеевого пистолета я "сажала" на прищепки лайки-маркеры, а на скотч крепила пособие к картонной основе.
Опционально: тонкий картон или плотная крафт бумага для усиления маркеров, крепящихся к прищепкам, а также плёнка для ламинирования и ламинатор, если планируете делать пособие долговечным.
Дидактическое пособие "Найди меня": варианты игровых заданий
С основной задачей понятно: найти объект и назвать его. И это поиск максимального количества объектов, которое возможно определить на данной местности. Искать мы можем индивидуально или в микрогруппах, организовав что-то вроде соревнования. С этим заданием вполне справятся ребята 4-5 лет. Как и с игрой "Какой? Какая? Какое?", речь о которой пойдёт ниже.
Дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"
Это не только активизация (а для некоторых и обогащение) словаря, но и работа над грамматическим строем речи (а именно согласование существительного с прилагательным в роде, числе и при необходимости падеже).
Давайте приведём несколько примеров, применяя их к осенней тематике:
- Асфальт мокрый, сырой, тёмный, пыльный;
- Небо ясное, голубое, синее, безоблачное, чистое;
- Лужа глубокая, мелкая, зеркальная, грязная, прозрачная и даже просто осенняя
И так далее. Чем старше дети, тем более сложные прилагательные мы сможем с ними обсуждать. То есть пособие может быть использовано как с детьми 4-х лет, так и с подготовишками.
Что создано человеком, а что природой?
В процессе игры можно поработать с обобщениями, определяя найденные объекты в группы природных и сделанных руками человека. Это можно пустить в коллективное обсуждение или же заранее сформировав микрогруппы и дав им соответствующие установки.
Где кроется подвох в этом задании? Здесь есть несколько вещей, которые являются неоднозначными. Их можно отнести как к природе, так и к рукотворному миру. Поэтому будет верным, если обе команды промаркируют их и аргументируют свой выбор.
- Щебень. Да, хоть камень и создан природой, обработан в продукт под названием "щебень" он человеческими руками.
- Точно так же как и бархатцы, которые, являясь объектом природы, выращиваются в цветниках человеком.
Это задание послужит стимулом к коллективному обсуждению и, следовательно, развитию связной речи (диалогической её формы). Ну а само задание для старших дошкольников, конечно.
Живая и неживая природа в игре "Найди меня"
Здесь тоже всё просто: делимся на две группы, каждой из которых даётся соответствующая установка. Одной - найти объекты живой природы, другой - неживой. Находим, маркируем, представляем результат, проверяем правильность выполнения задания командой-соперником, корректируем при необходимости.
Подобные активности очень полезно реализовывать с детьми подготовительной к школе группы, организовывая микросообщества для выполнения общей задачи. Причём делать это стоит на регулярной основе, развивая тем самым в детях умения разделять задачи на подзадачи и принимать на себя соответствующую роль в реализации общего дела. У кого-то таким образом проявляются лидерские качества, кто-то может выполнять техническую функцию (в нашем случае это маркировка), а кто-то успешно представлять результат поиска. Конечно, это получается не с первого раза и лишь с грамотным педагогическим сопровождением. Но это уже совсем другая история.
Почему пособие "Найди меня" стоит взять на прогулку. Как оно заменит классическую прогулочную карточку?
Друзья, давайте вспомним, какие направления работы предусматриваются на прогулке в детском саду. Если кратко, то так:
- наблюдения за объектами и явлениями природы;
- подвижные игры и спортивные упражнения;
- экспериментирование с объектами неживой природы (опционально и не всегда применимо, при необходимости включаем это в процесс наблюдения);
- свободное общение педагога с детьми, индивидуальная работа;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарная трудовая деятельность детей на участке.
Использовав пособие на прогулке, мы и понаблюдали, и подвигались (особенно, если предусмотрели соревновательный момент), и коммуницировали. Не забываем, что сюжетно-ролевые и конструктивные игры могут быть по замыслу детей (кстати, после работы с пособием увеличивается вероятность использования листьев/камешков в свободной игровой деятельности). Останется предложить детям варианты трудовой деятельности, а также провести индивидуальную работу (которая может быть связана с этим же материалом). И в разделе "Прогулка" календарного плана теперь не нужно изобретать велосипед. Кстати, если вас интересуют методические рекомендации относительно оптимизации календарного плана и облегчения процесса планирования, велком в подборку (найдёте её в моём профиле).
Ну а я буду рада конструктивным комментариям и историям из опыта об альтернативных и интересных активностях, которые вы предлагаете детям в ходе прогулки. Поставьте лайк и репостните статью коллегам, это поможет алгоритмам Дзена показать материал большему количеству заинтересованных пользователей. А ещё со мной можно дружить в ТГ, там рассказываю о жизни и творчестве (ссылку оставлю в закреплённом комментарии). Солнечных и тёплых нам сентябрьских дней.