Найти тему

Это дидактическое пособие способно заменить традиционную работу воспитателя с детьми на осенней прогулке

Оглавление

Дошкольники с особым удовольствием откликаются на активности, связанные с поиском чего-либо. Октябрь синоптики прогнозируют тёплым, поэтому у меня есть классная идея для организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке - дидактическое пособие под названием "Найди меня". Почему оно способно заменить классическую "прогулку" в детском саду? Ответы на этот вопрос найдутся по ходу статьи, а также в небольшом резюме по итогам. Оставайтесь со мной.

Я адаптировала иностранные идеи из Пинтерест к реалиям детского сада и возможностям дошкольников, особенностям русской осени (игра как раз на осеннюю тематику), а также добавила несколько на мой взгляд важных функциональных элементов в дизайн пособия. Обо всём по порядку.

Это дидактическое пособие способно заменить традиционную работу воспитателя с детьми на прогулке
Это дидактическое пособие способно заменить традиционную работу воспитателя с детьми на прогулке

Какие виды детской деятельности будут реализовываться в процессе игры "Найди меня"? При том, что вроде бы форма организации деятельности предполагает игру, основной вид - всё-таки познавательно-исследовательская деятельность. А затем уже игровая, двигательная и коммуникативная. Это количество даёт неплохую интеграцию, что делает пособие многофункциональным. 

Я напоминаю, что о вопросах интеграции у меня есть полноценный материал, ссылку на него оставлю в конце статьи.

Игры на поиск в детском саду: дидактическое пособие "Найди меня"

Дидактическое пособие "Найди меня": игра на поиск
Дидактическое пособие "Найди меня": игра на поиск

Что будем делать и какие задачи решать?

  • Совершенствовать представления детей о природе и изменениях, происходящих в ней в осенний период;
  • Развивать произвольное внимание;
  • Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
  • Совершенствовать коммуникативные умения в части формирования словаря, развития грамматического строя речи и связной речи;
  • И просто будем созерцать красоту ранней, золотой осени, способствуя накоплению положительных впечатлений о природе.

Дидактическое пособие "Найди меня" представляет собой круг, в 12 секторах которого изображены объекты, которые можно встретить во время прогулки на участке детского сада или, например, в парке. Все они имеют существенные различия, начиная от формы и цвета и заканчивая текстурой, которую может ощутить ребёнок при тактильном контакте. В комплект также входят прищепки с изображением лайка.

Дидактическое пособие "Найди меня": альтернатива традиционной прогулке в детском саду
Дидактическое пособие "Найди меня": альтернатива традиционной прогулке в детском саду

В центре пособия я предусмотрела отверстие (в шаблоне это место промаркировано ножницами), его будем использовать в качестве "объектива". "Объектив" послужит не только мотивационно-игровым моментом (пособие напоминает объектив фотоаппарата), но и функциональным (с помощью него будем "отсеивать" посторонние предметы из зоны поиска и "фокусироваться" на необходимом). Таким образом, мы будем находить на участке необходимые объекты, сравнивать результаты поиска с поставленной задачей, а затем маркировать при помощи прищепок с изображением лайка.

Что понадобится для изготовления дидактического пособия "Найди меня"

Что понадобится для изготовления дидактического пособия "Найди меня"
Что понадобится для изготовления дидактического пособия "Найди меня"
  • Шаблон для печати

До 23 ч 59 мин 31 августа шаблон можно получить бесплатно в моём сообществе VK (ссылка на него указана в шапке профиля). Присоединяйтесь.

  • Коробочный картон

Лучше брать коробочный картон из-под цифровой техники, он более тонкий и плотный, да и выглядит более эстетично.

Коробочный картон лучше брать от цифровой техники, он тонкий, но при этом твёрдый
Коробочный картон лучше брать от цифровой техники, он тонкий, но при этом твёрдый
  • Клей-карандаш

Мой любимый - с индикатором (фиолетовый), продаётся в Фикспрайс.

  • Прищепки деревянные для творчества 

Мои прищепки в длину 35 мм, это второй размер. 25 мм не берите, они очень маленькие.

Прищепки деревянные для творчества
Прищепки деревянные для творчества
  • Ножницы или канцелярский нож
  • Клеевой пистолет и двусторонний скотч

С помощью клеевого пистолета я "сажала" на прищепки лайки-маркеры, а на скотч крепила пособие к картонной основе.

Опционально: тонкий картон или плотная крафт бумага для усиления маркеров, крепящихся к прищепкам, а также плёнка для ламинирования и ламинатор, если планируете делать пособие долговечным.

Дидактическое пособие "Найди меня": варианты игровых заданий 

С основной задачей понятно: найти объект и назвать его. И это поиск максимального количества объектов, которое возможно определить на данной местности. Искать мы можем индивидуально или в микрогруппах, организовав что-то вроде соревнования. С этим заданием вполне справятся ребята 4-5 лет. Как и с игрой "Какой? Какая? Какое?", речь о которой пойдёт ниже. 

Дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"
Дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"

Дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"

Это не только активизация (а для некоторых и обогащение) словаря, но и работа над грамматическим строем речи (а именно согласование существительного с прилагательным в роде, числе и при необходимости падеже).

Давайте приведём несколько примеров, применяя их к осенней тематике:

  • Асфальт мокрый, сырой, тёмный, пыльный;
  • Небо ясное, голубое, синее, безоблачное, чистое;
  • Лужа глубокая, мелкая, зеркальная, грязная, прозрачная и даже просто осенняя

И так далее. Чем старше дети, тем более сложные прилагательные мы сможем с ними обсуждать. То есть пособие может быть использовано как с детьми 4-х лет, так и с подготовишками. 

Что создано человеком, а что природой?

В процессе игры можно поработать с обобщениями, определяя найденные объекты в группы природных и сделанных руками человека. Это можно пустить в коллективное обсуждение или же заранее сформировав микрогруппы и дав им соответствующие установки.

Где кроется подвох в этом задании? Здесь есть несколько вещей, которые являются неоднозначными. Их можно отнести как к природе, так и к рукотворному миру. Поэтому будет верным, если обе команды промаркируют их и аргументируют свой выбор.

  • Щебень. Да, хоть камень и создан природой, обработан в продукт под названием "щебень" он человеческими руками.
  • Точно так же как и бархатцы, которые, являясь объектом природы, выращиваются в цветниках человеком.

Это задание послужит стимулом к коллективному обсуждению и, следовательно, развитию связной речи (диалогической её формы). Ну а само задание для старших дошкольников, конечно.

Живая и неживая природа в игре "Найди меня"

Здесь тоже всё просто: делимся на две группы, каждой из которых даётся соответствующая установка. Одной - найти объекты живой природы, другой - неживой. Находим, маркируем, представляем результат, проверяем правильность выполнения задания командой-соперником, корректируем при необходимости.

Подобные активности очень полезно реализовывать с детьми подготовительной к школе группы, организовывая микросообщества для выполнения общей задачи. Причём делать это стоит на регулярной основе, развивая тем самым в детях умения разделять задачи на подзадачи и принимать на себя соответствующую роль в реализации общего дела. У кого-то таким образом проявляются лидерские качества, кто-то может выполнять техническую функцию (в нашем случае это маркировка), а кто-то успешно представлять результат поиска. Конечно, это получается не с первого раза и лишь с грамотным педагогическим сопровождением. Но это уже совсем другая история.
Живая и неживая природа в игре "Найди меня"
Живая и неживая природа в игре "Найди меня"

Почему пособие "Найди меня" стоит взять на прогулку. Как оно заменит классическую прогулочную карточку?

Друзья, давайте вспомним, какие направления работы предусматриваются на прогулке в детском саду. Если кратко, то так:

  • наблюдения за объектами и явлениями природы;
  • подвижные игры и спортивные упражнения;
  • экспериментирование с объектами неживой природы (опционально и не всегда применимо, при необходимости включаем это в процесс наблюдения);
  • свободное общение педагога с детьми, индивидуальная работа;
  • сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
  • элементарная трудовая деятельность детей на участке.

Использовав пособие на прогулке, мы и понаблюдали, и подвигались (особенно, если предусмотрели соревновательный момент), и коммуницировали. Не забываем, что сюжетно-ролевые и конструктивные игры могут быть по замыслу детей (кстати, после работы с пособием увеличивается вероятность использования листьев/камешков в свободной игровой деятельности). Останется предложить детям варианты трудовой деятельности, а также провести индивидуальную работу (которая может быть связана с этим же материалом). И в разделе "Прогулка" календарного плана теперь не нужно изобретать велосипед. Кстати, если вас интересуют методические рекомендации относительно оптимизации календарного плана и облегчения процесса планирования, велком в подборку (найдёте её в моём профиле).

Ну а я буду рада конструктивным комментариям и историям из опыта об альтернативных и интересных активностях, которые вы предлагаете детям в ходе прогулки. Поставьте лайк и репостните статью коллегам, это поможет алгоритмам Дзена показать материал большему количеству заинтересованных пользователей. А ещё со мной можно дружить в ТГ, там рассказываю о жизни и творчестве (ссылку оставлю в закреплённом комментарии). Солнечных и тёплых нам сентябрьских дней.