История визуализации данных на одном листе уходит корнями в пещерное время. Это были графики движения небесных тел. Хотя, есть те, кто найдет намек на данные и в наскальных рисунках эпохи палеолита. Во Франции находили изображения, которым больше 21 тысячи лет, в Индии – карты, нарисованные 5 тысяч лет назад.
Полноценное размещение большого количества объектов на одном полотне появилось гораздо позже.
Американский психолог и статистик Майкл Френдли в своей работе «Краткая история визуализации данных» так разделяет периоды развития визуализации данных::
- до XVII века: примитивные карты и схемы;
- XVII век: развитие измерений и теорий;
- XVIII век: появление новых форм графики;
- 1800-1850 гг.: зарождение современной графической статистики;
- 1850-1900 гг.: расцвет статистической графики;
- первая половина XX века: времена застоя;
- 1950-1975 гг.: возрождение интереса к визуализации;
- после 1975 до наших дней: эпоха точной, интерактивной и динамичной информационной графики.
Интерес к визуализации данных вернулся после Второй мировой войны. В это время возникла необходимость восстанавливать и оживлять экономику стран. Появляются понятия «анализ данных» и «бизнес-аналитика». Первый термин предложил статистик Джон Тьюки в 1961 году – он же ввёл в обращение слово «бит» (binary digit).
В 1962 году он опубликовал книгу «Будущее анализа данных», где провёл разграничение между математикой и статистикой. А в 1977 году выпустил работу «Exploratory Data Analysis», в которой подробно описал принципы анализа данных и подчеркнул значимость визуализации статистических данных.
Концепция аналитического дашборда – это результат объединения математических инструментов аналитики с графическим представлением анализируемых результатов. Такое новшество стало необходимостью для руководителей предприятий, которым требовалось информативное и наглядное отображение связей, тенденций и ключевых показателей деятельности компании.
Термин «Business Intelligence» впервые назвал Ханс Питер Лан из IBM в его статье 1958 года. С течением времени это понятие приобрело сегодняшнее значение – как концепцию и методы, которые совершенствуют бизнес-решения и бизнес-анализ, – благодаря развитию систем поддержки принятия решений в середине 1980-х, когда зарождались первые концепции цифровых дашбордов.
Дашборд – это инструмент для визуального отображения данных на одном экране с целью облегчить процесс интерпретации информации. По сути это умный отчет в реальном времени, глядя на который менеджер проекта или планировщик понимает, что происходит с показателями или их группами. Если раньше создание дашборда требовало сбора и обработки данных специалистами вручную, то сегодня доступно множество программ, которые помогают отслеживать данные онлайн.
Дашборды делят на три основных типа: стратегические / управленческие, аналитические и операционные. Стратегические дашборды дают показывают, как развивается бизнес. На этих панелях отражают важные для компании показатели эффективности (KPI) и их целевые значения. Аналитические дашборды демонстрируют тренды и показатели конкретной сферы бизнеса, будь то продажи, маркетинг или логистика. Операционные дашборды дают глубокое понимание ежедневных операций, например, текущие продажи или веб-трафик.
В целом, дашборды – это не просто графики и таблицы. Это сложная информационная система, которая помогает руководству компаний в эффективном управлении и достижении целей.
Хотите больше реальных примеров? Переходите на наш сайт, где мы разместили дашборды под разные задачи проекта: https://base-line.ru/dashboards