Данный обзор посвящен 40-летию 11-го студийного альбома британско-американской группы Deep Purple, получившего название "Perfect Strangers".
В обзоре ставится задача описать события, связанные с предысторией появления этого альбома (которые являются ничем иным, как историей возрождения состава MkII), историей его записи, а также провести оценку звучания этой пластинки.
Ранее Deep Purple были посвящен ряд обзоров, ссылки на которые можно найти в обзоре "Фиолетовый рейтинг", а также отдельные обзоры: "The BBC Sessions 1968 – 1970", "Сделано в Лондоне", "Deep Purple: одна группа или одно название?", "Фиолетовая книга", "MkIII final", "MkVII final", "Плохие отношения", "Звуки Бесконечности", "Top-10. Deep Purple", "Возвращаясь к себе".
Также, Deep Purple упоминались в обзорах "Дебютник", "Что почитать", "Теория поколений", и целом ряде других публикаций канала.
"Perfect Strangers" - 11-й студийный, первый альбом группы после 8-летнего перерыва в деятельности, первый из двух студийных альбомов Deep Purple 1980-х и инкарнации группы в составе MkII.2.
В обзоре "Необычный вкус группы (часть 2)" уже были описаны события, которые привели в распаду в 1976 предыдущей инкарнации группы, MkIV.
Так для бывших музыкантов Deep Purple начался 8-летний сольный период, наивысшими достижениями которого, как в креативном, так и в коммерческом, смыслах, безусловно, стоит считать карьеры Rainbow и Whitesnake, которым ранее уже были посвящены обзоры на канале.
Выходили и посмертные релизы группы, которые продавались вполне прилично (например, особенно высокий статус до сих пор имеет концертный альбом "Made in Europe").
Периодически, возникали слухи о реюнионе группы в классическом составе MkII. Так, в конце 1970-х несколько лет такие слухи циркулировали относительно якобы предстоящих в Испании концертов группы, несколько раз поднималась тема выступления Deep Purple на каком-либо крупном европейском рок-фестивале.
Однако, по ряду причин "промежуточного воссоединения" Deep Purple так ни разу и не произошло. Музыканты были творчески активны, заняты в целом ряде очень разных по стилистике проектов, жили в разных странах, находясь в различной социокультурной среде, их делами занимались различные менеджеры, траектории которых не пересекались. Кроме того, инициатива воссоединения исходила от менеджмента, то есть имела только практические интересы заработка на ностальгии.
Здесь важно остановиться на вопросе, который до сих пор вряд ли кто-то исследовал: почему обсуждался вопрос о реинкарнации Deep Purple только в составе MkII? Автор обзора полагает, что на это есть основная, и ряд дополнительных, лежащих на поверхности, причин. Основная состоит в том, что MkII стали наиболее успешным, во всех смыслах, составом группы, и принесли группе ее фирменное, неповторимое звучание. Следовательно, именно его возрождение принесло бы наибольшие успех, прибыль, внимание публики и материал для осуждения. Кроме того, времена изменились, с момента распада Deep Purple на тот момент уже прошло достаточно много времени, и MkIII, хотя в целом и успешный для своего времени, уже воспринимался как устаревший фрагмент истории великой группы, как "путь в сторону" от ее магистрального развития, и его возрождение, очевидно, оценивалось как бесперспективное. В тяжелой музыке в середине 1980-х "стояла погода" heavy metal (во многом же и созданная Deep Purple и Rainbow), и MkIII с их фанк-блюзовым звучанием вряд ли бы оседлали гребень успеха (заметим также, что Гленн Хьюз в 1980-х находился в состоянии глубокого творческого упадка).
Первая, после распада в 1973, встреча MkII состоялась еще в 1982, однако она быстро переросла в ссору (встречается информация, что поссорились Гиллан и Блэкмор), и не закончилась успешно.
Несомненно, что кроме субъективных (желание вторичных заинтересованных сторон), для воссоединения MkII сложился и ряд объективных факторов, а именно творческая исчерпанность сольных проектов участников состава.
Певец Йен Гиллан, вливаясь в ряды Black Sabbath в 1983, прекрасно знал, что будет играть "не свою" музыку - контракт он заключил всего лишь на год. Записав с группой прекрасный альбом "Born Again" и проведя в его поддержку мировой тур, в марте 1984 Гиллан исчерпал свои обязательства перед этим коллективом.
Йен Гиллан: "Это было великолепно. Абсолютно чертовски сенсационный альбом, пока эти ребята полностью его не испортили. Я ушел в отпуск после того, как мы закончили записывать его, и у меня было очень хорошее настроение. Я подумал: «Я оставлю парней сейчас, они в музыке много лет и они знают, что делают».
Но как только я ушел - как я понимаю, все изменилось. И когда я вернулся из отпуска, я обнаружил, что мне прислали пачку из 20 альбомов Born Again. Я посмотрел на обложку и мне стало тошно. Я поставил пластинку на проигрыватель и все стало еще хуже. Это был просто мусор. В ярости я разбил все 20 пластинок".
Клавишник Джон Лорд, вложивший немало времени и сил в работу Whitesnake, давно подумывал об уходе из группы (что же касается его сольной карьеры, то она изначально носила некоммерческий характер).
Джон Лорд: "В Deep Purple я был ведущим музыкантом, вернее одним из пяти равноправных лидеров. У Ковердейла же я чувствовал себя просто аккомпаниатором. Естественно, приятным то не было и удовлетворять меня не могло. Играл я там только для того, чтобы делать хоть что-то. Никогда не был в восторге от этой группы, и показал там немного, что, в конце концов, видно по пластинкам WHITESNAKE.
В начале 1984 года я понял, что с этим надо заканчивать. Я мечтал о том, чтобы снова играть так, как хочу, и так, как от меня ожидают. Это было возможно только в DEEP PUPLE".
Rainbow во главе со своим бессменным капитаном, гитаристом Ритчи Блэкмором, и в текущем составе с басистом Роджером Гловером и вокалистом Джо Линн Тернером, в начале 1984, тоже, похоже, исчерпали себя в своей ипостаси, открытой в 1980.
Ритчи Блэкмор: "Я был удовлетворен "мягким периодом" группы... "Stone Cold", "Street of Dreams" - материал вроде этого мне действительно нравился, но в Британии вещи такого типа были обречены. Каждый раз, когда я хотел играть настоящие хард-рок песни, Джо был просто не в состоянии их вытянуть. Именно тога появились первые серьезные мысли о возрождении DEEP PURPLE. А заработки были такими смехотворными..." (думаю, Блэкмор не в первый раз лукавит - если Тернер не "вытягивал настоящие хард-рок вещи", зачем же Блэкмор с упорством добивался утверждения его кандидатуры на роль певца в Deep Purple в 1989? - РОКЛЯ).
Джо Линн Тернер прокомментировал расформирование Rainbow коротко, прямо и ясно: "У RAINBOW были проблемы. Более престижным и денежным представлялось воссоединение DEEP PURPLE".
Наконец, ударник Йен Пэйс в начале 1984 продолжал гастролировать с группой Гэри Мура, но, разумеется, он был не против возрождения MkII.
В январе 1984 Пэйс, Лорд и Гиллан по отдельности прилетели в Нью-Йорк. Все пятерка, плюс Брюс Пэйн, собралась в одном из отелей города Гринвич (штат Коннектикут), где в ресторане пришли к соглашению относительно реюниона группы.
Джон Лорд: "Мы с Пейси вошли [и] я нервничал, как котенок. А потом появился Иэн Гиллан, которого я видел незадолго до того. Вошел Роджер, которого я видел месяца два назад.
А кто был последним? Да, человек в черном. И я не видел его десять лет — только на сцене; я был на концерте Rainbow, но потом не пошел за кулисы, не знаю почему. И я был так рад его видеть.
Когда он вошел в эту комнату, внезапно эти пять человек оказались вместе впервые за десять лет. Все просто начали улыбаться. И я думаю, что именно Ричи сказал: «Хорошо, тогда давайте сделаем это»".
18 апреля 1984 в бюро фирмы Thames Talent был подписан контракт группы с Брюсом Пэйном, после чего музыканты сыграли джем-сейшн, исполнив песню Чака Берри "Снова в США". 27 апреля газета London Evening Standart первой сообщила сенсационную новость о воссоединении группы.
Для репетиций нового материала участники группы собрались в мае в особняке Lorge, в штате Вермонт, где до этого был записан альбом Rainbow "Bent Out Of Shape" (так что, для двоих участников группы место было хорошо знакомым).
Авторство композиций альбома принадлежит Блэкмору, Гиллану и Гловеру, за исключением песни "Nobody’s Home", где авторами обозначены все пять участников коллектива, и инструментала "Son of Alerik", автором которого является исключительно Ритчи Блэкмор.
Джон Лорд: "Основную часть работы сделал Ритчи. У него была масса песен, которые он, очевидно, специально берег для этого момента, потому что он предстал перед нами с просто блестящими идеями.
Гиллан с Гловером написали тексты, свой вклад внесли мы с Пэйсом, но повторяю - львиная часть музыки была написана Блэкмором. Возможно, кому-то покажется, что я раздаю в его адрес слишком много комплиментов, но, честное слово, он их заслужил".
Брюс Пэйн предложил, не затягивая процесс, сразу же начать запись альбома, однако у Ритчи Блэкмора возникла необычная идея. Он задумал разместить между скалами мощные гитарные колонки, чтобы остальные участники группы могли улавливать доносящиеся из них звуки, которые должны были бы, в свою очередь, вдохновлять их на сочинение материала. Власти эксперимента не одобрили, и запись перенесли в другую студию.
Она располагалась в городке Стоу (штат Вермонт), куда музыканты переехали 6 июля, а через четыре дня началась работа по записи альбома, которая продолжалась, с перерывами, до 26 августа. Работали не спеша, не забывая об отдыхе, и часто устраивая футбольные состязания (что можно видеть, например, в клипе к заглавной песне альбома).
Продюсером записи был выбран Роджер Гловер, который до этого продюсировал записи Rainbow, и ряд других исполнителей.
1 сентября в мюнхенской Tennessee Tonstudio (Германия) началось микширование альбома.
22 сентября The Daily Mirror опубликовала первую официальную фотографию возрожденной группы, а 5 октября в Бедфорде (Великобритания) началась подготовка к предстоящему туру.
По мнению менеджера Брюса Пэйна, группе предстояло отправиться в тур с нетленными хитами 1970-х. Однако, музыканты единогласно отказались от этих планов, решив предстать перед публикой с новым альбомом, что, несмотря на мощный фактор материальной выгоды от воссоединения, представляет группу в выгодном свете (вот бы такая же мысль пришла Ритчи Блэкмору в 2016! - прим. РОКЛЯ).
К альбому выходили синглы, включающие композиции "Knocking at Your Back Door", "Perfect Strangers", "Wasted Sunsets" и "Son of Alerik", причем синглы выходили с укороченными и полными вариантами указанных произведений, и издавались как с промо-целями, так и для продажи.
Сколько бы не говорили музыканты, что они - "не хэви-метал группа", обложка альбома - красный шрифт названия на черном фоне, и стальная фигура в центре - сделана именно в духе 1980-х, когда heavy metal был практически единоличным трендом в тяжелой Рок-музыке.
Название альбома, "Совершенно незнакомые", очевидно, намекает на 11-летнюю разлуку MkII.
Первоначально альбом хотели назвать "The Sound Of Music", но 20 сентября сменили его на окончательное.
Ритчи Блэкмор шутил, что альбом надо бы назвать "Наконец-то альбом 1974 года", намекая на то, что последний альбом, записанный MkII, вышел еще в 1973.
Альбом вышел 2 ноября 1984 на лейбле Polydor.
К выходу альбома, впервые за 9 лет, состоялась пресс-конференция Deep Purple. Разумеется, основная масса вопросов журналистов касалась причин возрождения группы.
Роджер Гловер: "Идея возродить Deep Purple была не нова. Еще в 1980 году разные люди — бизнесмены, менеджеры, представители фирм грамзаписи пытались собрать нас вместе. Тогда нам предложили пять миллионов долларов за один концерт, но мы отказались. Не хотелось снова начинать карьеру из-за денег. В жизни деньги, безусловно, вещь нужная, но не в них счастье.
За наше нынешнее воссоединение несет ответственность один человек — Йэн Гиллан. Это была целиком его идея. Еще в 1983 году он пришел ко мне и Ричи Блэкмору, предложив собрать Deep Purple. Но мы как раз начинали запись нового альбома Rainbow и поэтому отказались. Однако он не успокоился и в начале 1984 года снова призвал нас к объединению. На этот раз мы дали согласие".
Он же: "Но когда мы, наконец, ... некоторое время поиграли вместе, я стал на 100 процентов за. Расставание с составом Mk II было не из приятных, оно было связано со всевозможными напряжениями, но те годы всегда оставались внутри меня... Это было похоже на ситуацию, когда вы едите, кто-то заберет вашу тарелку, а вы все еще голодны. И с PURPLE я чувствовал, что глубоко в своем сердце я хотел закончить эту трапезу. Но при этом я сомневался, потому что еда уже могла быть холодной. Но все-таки настоящая причина, по которой я сейчас здесь, заключается в том, что мне очень понравилось, как мы впервые встретились после долгого перерыва и джемовали вместе, я чувствовал, что да, у нас есть что сказать".
Он же: "PURPLE похожи на старый роман, когда «любовь» может быть очень близка к «ненависти». У нас были хорошие и плохие времена, и да, я уверен, что на этот раз так будет снова.
Но трения должны быть; нет ничего хуже, чем быть в окружении кучки согласных. Из-за трений группа распалась в 1973 году, но трения также принесли нам успех, который мы имели в 1973 году".
Йен Гиллан: "Очень много людей хотят увидеть, что мы собой представляем. Причем это не обязательно те, кто нас никогда раньше не видел, я имею ввиду в 70-х. А сейчас у нас очень много того, что мы можем показать им. Если кто-то придет на нас и в конце вечера подумает: «Хорошо, все было в порядке. Ну и что?», значит мы потерпели неудачу. Полностью. Но если мы сейчас добьемся такого успеха, как я думаю, тот же человек скажет: «О, да...», тогда мы все подтвердили. Есть удивительная магия, которая определяет работу PURPLE, и мы можем быть в этой сфере музыки лучше, чем кто-либо другой. Не спрашивайте нас, почему, просто это так".
Джон Лорд: "Почему бы хард-рок-группе, находящейся на пике своей мощности, не существовать наряду с DEPECHE MODE? Музыка - это международный язык, средство выражения эмоций и чувств людей. Это одно из самых разнообразных искусств, и в нем достаточно места для всех".
Ритчи Блкмор о выборе продюсера: "Мы думали о разных продюсерах, но в итоге мы решили: «Нет уж, давайте заставим Роджера Гловера заняться этим, нам не нужен глянцевый звук, мы хотим, чтобы альбом звучал как Machine Head 80-х годов». И я очень доволен конечным результатом. Думаю, мы взяли правильный аккорд".
Оригинальный трек-лист винилового издания альбома включает 8 композиций, продолжительность звучания - 39 минут.
Оценка звучания альбома представляет собой сложную задачу, и предметом дискуссий в среде поклонников группы до сих пор.
Для ее решения предлагается разбить вопрос о звучании "Незнакомцев" на 3 части: 1) Имеются ли в музыкальной ткани альбома характерные черты, присущие Deep Purple? 2) Каково влияние сольного опыта музыкантов на звучание этой работы? 3) Какие характерные черты звучания придала альбому работа продюсера?
1) Первое же прослушивание альбома не оставляет сомнений: на альбоме присутствует мощный гитарно-органный звук, являющийся фирменным отличием звучания Deep Purple от других групп.
2) Внимательное сравнение музыки на альбоме показывает ее отличия от классических релизов начала 1970-х: композиции, в основном, короче, с более простой структурой, и лишены avantgarde/progressive элементов. Создается впечатление, что песни более "форматны" и ориентированы на хитовость. (Именно эти особенности дают основание некоторым комментаторам сравнивать "Perfect Strangers" с записями Rainbow эпохи Тернера).
3) Сравнения с Rainbow усиливаются работой продюсера Роджера Гловера, общего для обоих групп.
Тексты, написанные к песням Йеном Гилланом, несут характерные черты его поэзии - они личностны, ассоциативны, полны намеков и скрытых смыслов, по-английски ироничны.
Название песни "Knocking at Your Back Door" ("Стучусь к тебе с заднего хода"), по мнению многих, недвусмысленно намекает на анальный секс.
Строчки "Of a common cunning linguist/A master of many tongues" - явный намек - на куннилингус.
Несмотря на то, что название песни "A Gypsy's Kiss" - явно "цыганского происхождения", на слэнге того времени такое словосочетание означало "отлить, справить нужду".
В "Wasted Sunsets", в строчке "Gold and Silver for the Blues" речь идет о золотых и серебряных дисках, наградах за рекордные продажи пластинок.
В "Hungry Daze" упоминается 1969, когда Гиллан с Гловером впервые пришли в группу, спиритический сеанс, а также встречается автоцитата из "Smoke on the Water" (строчка "We all came out to Montreux").
Как бы не звучал "Perfect Strangers", альбом получил положительные отзывы публики и критики. Альбом стал №1 в чартах Швейцарии, Германии, Норвегии и Швеции, №5 в чартах Великобритании, Франции и Австрии, №9 в чарте Италии. В чарте США альбом достиг 17-й позиции.
Похоже, что, в целом, критика приняло альбом более прохладно, чем публика, в основном давая сдержанные отзывы.
Так, Дебора Фрост из Rolling Stone в своем обзоре заметила, что, за исключением двух синглов, "материал состоит из наспех сбитых джемов", и задалась вопросом, не был ли релиз просто сделан "для того, чтобы нажиться на нынешнем увлечении тяжелым металлом".
Но она же заявила: "Страт[окастер] Блэкмора имеет такой сильный рев, что вы готовы просто позволить ему немного отразиться в ваших барабанных перепонках. И приятно снова услышать несинтезированные органные шквалы Джона Лорда, электризующий барабанный бой Яна Пейса, завывания и шепот Яна Гиллана и твердые басовые линии Роджера Гловера", хотя "в отличие от Гловера внешний продюсер, возможно, заставил бы группу ужесточить свои облизывания и аранжировки".
Канадский журналист Мартин Попофф в The Collector’s Guide to Heavy Metal: Volume 2: The Eighties высоко оценил этот альбом-возвращение, который "только делает кивок в адрес 70-х" и концентрируется на песенном искусстве, а не на демонстрации техники".
Обозреватель издания Classic Rock Джефф Бартон так комментировал свои впечатления от альбома: "Итак, Perfect Strangers, камбэк-альбом Mk II. Соответствует ли он шумихе? Открывая альбом Knocking At Your Back Door, группа вступает в свой ритм с обманчивой легкостью, а не скрипом коленных суставов. Затем следует плотный Under The Gun, Nobody's Home поддерживает температуру кипения, а Mean Streak напоминает о молниеносной славе Speed King. Замысловатый и, да, похожий на Zep заглавный трек является бесспорной изюминкой второй стороны. По сей день он остается основой живого сет-листа Purple. В итоге, Perfect Strangers был и остается ни крупным откровением, ни сокрушительным разочарованием".
К заглавной песне альбома был снят клип, с интересом смотрящийся и сегодня. Это качественно сделанная работа в духе 1980-х, хотя и без актерской игры, и даже без особенного сценария.
Также, существует странный любительский клип на песню "Knocking at Your Back Door", который снял в 1985 некий Алби Вос.
CD-версия альбома также включала, в качестве последнего в трек-листе, непримечательный бонус-трек "Not responsible".
Также, на бутлегах имеет хождение официально не изданная официально 4-х минутная джазовая импровизация "Cosmic Jazz", записанная на тех же сессиях.
В 1999 на Mercury Records вышло переиздание "Perfect Strangers", на котором, в качестве бонуса, была добавлена полная версия инструментальной композиции "Son of Alerik", которая до этого издавалась только на синглах к альбому. В отличие от остальных записей 1984, hard rock здесь нет совсем, зато эта 10-минутная вещь выдержана в духе progerssive rock 1970-х. Пожалуй, это лучшая инструментальная композиция Deep Purple, обладающая хорошо выстроенной драматургией.
Интересный факт: Алерик, чаще называемый историками Аларих I, это первый король вестготов в Европе.
В 2009 некоторое время ходили слухи, что к своему 25-летию "Perfect Strangers" будет ремастирован и переиздан не только в студийном варианте, но и вместе с outtakes и концертным альбомом "In the Absence of Pink/Knebworth-85" (встречалась даже информация, что, кроме "Cosmic Jazz", будет представлена еще одна, некая студийная "затерявшаяся запись").
Однако, такого переиздания так и не состоялось. Вместо него, в 2013 поклонников группы ожидал куда более интересный релиз - концертный фильм, и двойной альбом "Perfect Strangers Live", содержащий запись концерта от 12 декабря 1984 в Сиднее (Австралия). Об том релизе будет подробнее сказано в обзоре "Незнакомцы в туре".
Как же оценить альбом "Perfect Strangers" спустя 40 лет после его выхода? Автору близка позиция, согласно которой альбом продолжает и развивает достижения MkII, с учетом времени записи пластинки и предшествующего опыта создавших его музыкантов.
Niksailor, Darkside.ru: "Фактически образец первоклассного классического хард-рока. Альбом слушается на удивление легко, но одновременно с этим поражает серьёзность музыки и профессионализм музыкантов. Звук великолепен, аранжировки прекрасны.
Отдельного упоминания заслуживают разнообразные соло Блэкмора, которые звучат как бы «грязно» и немножечко необработанно, но в этом и состоит вся прелесть хард-рока. Голос Гиллана по-прежнему моложавый, выразительный и весьма душевный.
Здесь нельзя выделить какой-то конкретный трек, все они просто «вышиты золотом». «Perfect Strangers» - это альбом, который я бы занес в классику не только музыки «темно-фиолетовых», но и хард-рока в целом. Это - музыка людей с огромным опытом работы на музыкальном поприще, с отменным взаимопониманием и взаимодействием, с умением одухотворять свое дело.
Все, что вы услышите на данном альбоме - это энциклопедия хард-рока. Рекомендовать глупо, это нужно слышать для развития своего музыкального вкуса в нужном направлении, вне зависимости от возраста, пола, да и вообще музыкальных пристрастий; а иметь в своей музыкальной коллекции этот диск необходимо каждому мало-мальски интеллектуальному человеку...".
В обзоре "Незнакомцы в туре" будет представлена ретроспектива тура в поддержку альбома, а также приведены результаты трех опросов, посвященных пластинке, которые проходили на канале в марте-апреле.