В августе 2023 исполняется 20 лет с момента выхода 17-го студийного альбома британо-американской группы Deep Purple, получившего название "Bananas".
"Bananas" - первый студийный альбом Deep Purple, записанный без Джона Лорда и дебютный альбом состава MkVIII, а также второй из двух альбомов группы, записанный и выпущенный в 2000-х.
В настоящем обзоре ставится задача описать историю формирования MkVIII и создания альбома, а также провести разбор треков, оценить его звучание и положение в дискографии легендарного коллектива.
Ранее на канале РОКЛЯ студийной и концертной активности Deep Purple уже был посвящен ряд обзоров, ссылки на которые располагаются в "Фиолетовой книге", "Фиолетовом рейтинге" и обзоре-рейтинге "Top-10. Deep Purple".
Также, Deep Purple упоминались в обзорах: "Что почитать", "Дебютник", "Живые одиночки", "Зал ожидания (часть 2)", "Вместе через эпохи", и в видео-обзорах "Виниловый пантеон" и "Винтажная десятка".
В связи с тем, что на момент публикации обзора "Bananas" не представлен на Яндекс-Музыке, для его прослушивания онлайн придется провести поиск такой возможности, и сделать это, например, здесь.
совместный материал Леонида и Андрея Кочановых
"Bananas" - это исключительный случай, когда музыканты выпустили сильнейший альбом в условиях, когда это ожидалась меньше всего. Почему же после "Abandon" от группы так мало ожидалось что-то неординарное?
Во-первых, как показали альбомы "Purpendicular" и "Abandon", хронологически совпавшие с деятельностью MkVII, в творческом плане группа не сразу смогла полностью "прийти в себя" после ухода Блэкмора, записав два довольно посредственных альбома. О завершении этой эпохи в истории группы ранее говорилось в обзоре "MkVII Final".
Во-вторых, "пеплам" потребовалось целых пять лет, чтобы решиться на запись следующего студийника, что также отнюдь не способствовало позитивным ожиданиям. Случившийся же в этот период уход из группы еще одного из ее основателей и бессменных участников, великого музыканта Джона Лорда, и вовсе отвернул кого-то от "пурпурных".
И вот, в этих условиях музыканты не просто "удержали марку" – они умудрились записать потрясающий альбом, который мы можем безоговорочно поставить в один ряд с такими шедеврами, как, например, "Perfect Stranagers".
Каковы же были слагаемые нового успеха?
Во-первых, это смена продюсера. Роджер Гловер, по инерции остававшийся продюсером альбомов группы после ее возрождения в 1984, долгое время заявлял, что хочет быть просто музыкантам, но к нему прислушались только после записи "Abandon". EMI Records предложили Deep Purple в качестве продюсера кандидатуру Майка Брэдфорда.
Майкл Брэдфорд, чернокожий саунд-продюсер, автор ряда саунд-треков к мультфильмам и кинокартинам, и бас-гитарист нескольких рэп-исполнителей, до этого не работавший с группой и в подобных стилях, стал для Deep Purple настоящей находкой, создав для пластинки просто потрясающее звучание - чистое, мощное и свежее, намного лучше мутного и невнятного саунда на "Abandon".
Первая встреча Брэдфорда с группой состоялась после концерта Deep Purple 19 февраля 2002. Майкл специально приехал посмотреть будущих клиентов в деле: "Я хотел убедиться, что они все еще хотят побеждать. Некоторые "легендарные" группы счастливы уже от того, что могут выступать перед преданными поклонниками, и не пытаются делать ничего нового. А я хотел записывать альбом Deep Purple при условии, что у них еще осталась жажда сделать хитовый диск без всяких скидок. К счастью, именно этого они и хотели".
(Интересно, что с самим концертом Майклу повезло не очень: Гиллан с Морсом были простужены, и через пару выступлений дальнейшие британские концерты были перенесены на сентябрь).
После концерта группа провела переговоры с будущим продюсером, которыми остались довольны обе стороны.
Вот как подвел их итог продюсер: "Вы Deep Purple. А у людей это название вызывает ассоциации с определенным, узнаваемым звучанием. Нравится вам это или нет, но это звучание Deep Purple. Это не значит, что его нельзя изменить. Но полностью уйти от него наверняка нельзя".
(Интересно, что в юности и самого Брэдфорда покорил тяжелый, искаженный звук бас-гитары на "Machine Head". Играя совсем другую музыку, Майкл, тем не менее, следил за каждым новым релизом Deep Purple).
Здесь интересно привести впечатление от встречи Гловера как прежнего продюсера группы: "Когда я впервые увидел Майкла, то подумал как и все: что за странный выбор? Парень негр, и занимается совершенно другой музыкой. Но, с другой стороны, процесс записи диска рок-группы в основе своей такой же, как и процедура записи Кида Рока или Моуза Эллисона. Задача продюсера - добыть все лучшее, что музыкант создает в студии".
Во-вторых, это очередное обновление состава. Несмотря на то, что это первый альбом, на котором не записывались ни Ритчи Блэкомр, ни Джон Лорд, группе удалось сохранить фирменный гитарно-органный саунд. Известный клавишник Дон Эйри, уже "выручивший" группу в летнем туре 2001, в начале 2002 неожиданно обрел новое и постоянное место работы, и с блеском справился с задачей - его фирменный звук и манера игры оказались ничуть не менее интересными, чем стиль Джона Лорда. (К тому же, нельзя не отметить, что при всем уважении к маэстро, в последние несколько лет пребывания в группе, в его игре сквозила усталость и утрата новых творческих горизонтов. А вот приход Эйри буквально вдохнул новую жизнь в порядком забронзовевшую группу).
Йен Гиллан: "Джон покинул группу не сразу. О своем желании уйти он заговорил еще 5 лет назад. Он не любил бесконечные гастроли, они стали ему надоедать. Мы никогда этого не обсуждали, но все понимали, что его энтузиазм падает. Мы пытались восполнить этот вакуум, и все очень старались.
Честно говоря, Дону Эйри мы были крайне признательны за его вдохновение, энергичность и огромное стремление быть в группе, ведь нам было важно понять, что нас вновь пятеро. Когда мы это поняли, мы перестали скучать по Джону. Конечно, по историческим меркам, Джон - гигант. С другой стороны, для группы это было самое подходящее время для перемен".
Йен Пейс: "Рок-группа является единым целым. Либо получается на все 100%, либо вовсе не получается. 99% - определенно мало. И когда этого 1% не хватает, концерт - уже не праздник, он становится тяжелой работой. Кроме того, мы всю жизнь проводим в дороге, поэтому обязаны это полюбить. Скрыться или спрятаться невозможно. Люди сразу почувствуют, что кто-то играет «из-под палки», а музыканты группы - в первую очередь. Если это случается, уже ничего поделать нельзя. Мы не критикуем Джона. Ему всего лишь хотелось заняться чем-то другим".
Роджер Гловер: "Это был длительный, медленный процесс дистанцирования от группы. Плохо, что Джон ушел, но хорошо, что он ушел до записи альбома. Если бы Лорд принял участие в этой сессии и ушел позже, нам пришлось бы брать клавишника, который бы играл на концертах его партии. А так у нас есть клавишник, являющийся полноправным членом группы, и он играет придуманные им партии. Это - многим более здоровая ситуация.
Я работал с Эйри в Rainbow, и уже тогда он произвел на меня впечатление, но сейчас он мне нравится намного больше. Дон сильно прибавил с тех пор".
"Дон невероятно талантлив и может играть все. Он очень естественный музыкант. Дело в том, что ему нравится манера Джона, и он хорошо понимает, как играть на на органе вместе с гитарой и без нее".
"На мой взгляд, место в Deep Purple было просто создано для него. Его время настало - он был готов стать членом нашего коллектива, он "дозрел" до Deep Purple. И вообще, Дон - прекрасный человек".
Стоит отметить, что, несмотря на уход Лорда из группы, музыканты остались друзьями, а сам музыкант позже неоднократно участвовал в концертах группы в качестве специального гостя.
Интересно, что кроме Дона Эйри, на место клавишника также рассматривался американский музыкант Питер Робинсон. Однако, очевидно, что в пользу Эйри говорили такие аргументы, как проверка делом в 2001, а также то, что он выходец из "пурпурной семейки" (как экс-клавишник Rainbow).
И последним, третьим фактором в пользу успеха "Bananas" стал "эффект накопления". Группа хорошенько набралась творческих сил перед выходом нового альбома, много гастролировала, сыгралась, наконец поверив в свои силы. Вполне возможно, на творческий поиск плодотворно повлияла и сторонняя музыкальная деятельность музыкантов.
Кстати, еще до записи нового альбома группа исполняла на концертах две новые композиции - инструментальную "The Well-Dressed Guitar", которая в итоге на новый альбом так и не вошла, и раннюю версию песни и "I Got Your Number", которая тогда носила название "Up the Wall" (об этом ранее также упоминалось в обзоре "MkVII Final").
Интересный факт: между "Abandon" и "Bananas" "затерялась" еще одна песня. "Long Time Gone" была исполнена группой всего один раз на джазовом фестивале в Монтре (Швейцария) в 2000, и Deep Purple больше к ней никогда не возвращалась.
Альбом был отрепетирован и записан в течение нескольких недель с декабря 2002 по февраль 2003 года в Лос-Анджелесе (США). В среднем, в день готовилась одна композиция, вокал накладывался после окончания работы над инструментальными партиями.
"Bananas" вышел на лейбле EMI Records 25 августа в Европе и 7 октября в США, и продемонстрировал неплохие рейтинговые достижения. Он стал 19-м в чартах Норвегии, 18-м в Швеции, 13-м в Италии и Швейцарии, 6-м в Финляндии, 5-м в Чехии, 3-м в Германии, 2-м в Греции. В чартах на Родине альбом поднимался только до 75-й позиции, в США в чарты не входил.
Главным достоинством альбома мы считаем прозрачное и яркое звучание, при его одновременной аранжировочной насыщенности. Альбом не содержит "заумных" прогрессивных элементов, выполняя при этом свою основную задачу - дает слушателю как следует насладиться материалом. Но при этом, альбом очень мелодичен и утончен, эстетичен и просто интересен своими решениями - помимо потрясающего, мощного и одновременно глубокого саунда и техники музыкантов, он примечателен интересными композиторскими "поворотами сюжета", а также максимальным разнообразием в рамках стиля, не выходя за его рамки.
Стоит отметить, что привлечение стороннего американского продюсера сказалось самым лучшим образом не только на звуке, но и на игре музыкантов группы, в первую очередь Стива Морса. Если на двух предыдущих альбомах его партии звучали бедно, то в этот раз его гитара прямо-таки фонтанирует виртуозными пассажами, которые блистают в каждой композиции. Для нас не будет слишком сильным сказать, что "Bananas" - настоящий бенефис Морса в Deep Purple.
Также, отдельно стоит выделить Гиллана, голос которого во время сессий к "Bananas" находился в прекрасной форме – столь сочно и мощно он не звучал, пожалуй, с 1980-х.
Единый подход к звучанию инструментов и микшированию, сплоченность команды, обновления состава музыкантов при быстрой записи альбома привели и к цельности его звучания. В первую очередь это относится к балладам - "Haunted", "Walk On" и "Never a Word", но и остальной материал как будто наполняет палитру пластинки важными элементами.
Сами музыканты также высоко отзывались о новом альбоме. Вот как, например, его нахваливал Йен Гиллан: "Я могу сказать со стопроцентной уверенностью, что для меня и моих друзей "Bananas" - лучшая запись нашей группы за все время ее существования. Я не шучу и не делаю нам бесплатную рекламу в твоем издании - это действительно правда.
Другие альбомы коллектива уже получили свою долю критики и признания, их успели полюбить миллионы наших фэнов, а "Bananas" это все еще предстоит. Увидите сами, что это не рядовая запись рядового коллектива. Каждый из нас слушал дома песни с альбома по сто раз, гораздо больше, чем на любой другой записи, и постепенно все вместе мы доводили композиции "до ума" общим трудом.
Гм, лично я считаю, что исполнительский уровень на альбоме такой же хороший, как и раньше, однако не лучше, чем на остальных: это просто наш, "пепловский" стандарт, за качество которого мы все отвечаем. Конечно, как и в жизни любого бэнда, у нас были свои "черные" периоды, и тогда указанный стандарт несколько занижался, хотя и бессознательно..."
Йен Гиллан: "Брэдфорд имел громадное влияние на альбом.
Майкл - человек, сосредоточенный на цели. Группа Deep Purple - как счастливая семья. Вместе с тем, инструменталисты, входящие в ее состав, по ходу сольных партий "теряются", и из поля зрения исчезает цель, которую мы хотим достичь. Заслуга Майла в том, что ему удалось сделать все более простым, а цель - намного яснее.
Еще следует отметить, что у него достаточно радикальная точка зрения на процесс микширования записей. Когда группа сама микширует альбом, каждый из музыкантов автоматически стремится, чтобы его партия не была заглушена другими. А Майкл отодвинул всех и смикшировал записи так, чтобы сделать разнообразней фактуру и динамику, придав тем самым драматизм музыке".
О том, что привлечение стороннего продюсера было оптимальным решением для группы на тот момент подтверждали и сами музыканты, в частности Иен Пейс: "При попытке делать все своими руками, теряешь чувство реальности, сосредотачиваешься лишь на том, как сыграл именно ты. А Роджер - одновременно и бас-гитарист, и продюсер, и это иногда мешало. У Майкла же получалось быстро находить оптимальное соотношение".
Остался доволен результатом и сам Брэдфорд: "Найти звук совсем несложно. Просто возьми хорошую группу, размести ее в комнате с хорошей акустикой - и пусть играют.
У Deep Purple есть звук, а моей задачей было записать его на ленту. Запись проходила быстро, потому что мы хорошо поработали на репетициях".
Также, здесь следовало бы привести мнение об альбоме и Джона Лорда: "Видите ли, не мое дело критиковать, но я выскажу свое мнение. Если начистоту, то мне не кажется, что звук альбома очень хорош".
"Я считаю, что открывающая альбом песня необычно хороша. Ясное дело, мне нравятся две композиции, в сочинении которых я принимал участие, потому что являюсь их соавтором.
В целом же я не думаю, что это лучший альбом Deep Purple, хотя, на мой взгляд, он сильнее, чем "Abandon", на котором группа не знал, в каком направлении двигаться".
После выхода альбома мнения музыкальных критиков разделились.
Так, Дэвид Джеффриз (Allmusic.com) поставил альбому четыре звезды из пяти. Критик заметил, что диск "имеет все признаки разочарования": на нем, дескать, отсутствуют клавишные партии Джона Лорда, всегда придававшие звучанию Deep Purple особый оттенок, а название и обложка слишком эксцентричны. Однако, добавил он, как ни удивительно, на самом деле "альбом восхитителен": Лорда успешно заменил Дон Эйри, песни отлично слушаются, вокал Йена Гиллана по-прежнему хорош, и качество звука не вызывает претензий. Джеффриз особенно отметил композиции "Picture of Innocence", "I Got Your Number" и "Doing It Tonight", а среди недодостатков диска отметил лишь "недосказанность" "House of Pain", и отсутствие продолжительных соло.
А какие эмоции вызвал "Bananas" после выхода у русскоязычной аудитории?
Hatebreeder, Metallibrary.ru: "С выходом альбома "Bananas", шокирующего единственно только своим названием, обложкой и цветовой гаммой, мы с уверенностью можем сказать, что к нам в гости заглянул вовсе не второй "Abandon" (1998).
В чем-то, безусловно, музыканты наследуют обстановку того времени, но в целом это довольно обстоятельная смесь (боюсь быть критикуемым за категоричность определения) из "Purpendicular" (1996) и того же самого "Abandon", замешанная, как это ни странно, на традиционной выверенной мелодике, созданной еще в начале 70-х.
Стив Морс как всегда безупречен, его манера исполнения, совершенно самостоятельная и самодостаточная, радует слух профессионализмом и, в некоторой степени, даже виртуозностью – хотя, чего греха таить, в принципе слишком далеко отойти от блэкморовской "свистопляски" Морс не имеет права – это будет уже не Deep Purple. Так что как бы Гиллан не конфликтовал с "кидавшим пальцы" Блэкмором, дух последнего будет все время витать вокруг британской легенды до скончания дней.
Сам Гиллан несмотря на далеко не юношеский возраст держится молодцом и часто меняет манеру вокалирования, а уж экспрессии старику не занимать – впрочем, 30 лет назад его "скриминг" (не тот скриминг, который подразумевается под этим словом теперь) был гораздо лучше. Что касается Роджера Гловера и Иана Пейса, то здесь, как говорится, без комментариев – их на пластинке ровно столько, сколько нужно – а нужно немало...
Единственный участник Deep Purple, заслуживающий отдельного повествования, – это Дон Эйри, который, как вы знаете, заменил ушедшего на пенсию Джона Лорда. Пожалуй, присутствие этого клавишника и делает новый Deep Purple новым, а достопочтимый Дон предлагает слушателям в пору молодецкой энергии (по сравнению с Гилланом, конечно, хе-хе) всё, что от него требуется. Что именно? Создание антуража, с чем новоявленный участник "пюрплов" справляется блестяще, заполняя собой весь альбом. А в свете того, что пластинка по сравнению с "Abandon" более клавишно-ориентированная, становится понятно, какую роль Дон Эйри играет на "Bananas". Честно сказать, сюрпризом для любителей англичан сие не явилось, поскольку после известий об уходе Лорда и ещё до выхода новой пластинки было абсолютно ясно, что манера Эйри разнится с традиционной (кто был на концерте, мог в этом убедиться воочию).
Впрочем, улица с односторонним движением под названием Deep Purple еще в каком-то смысле полна неожиданностей. Выражается это в наличие вполне нестандартных композиций, к разряду которых на "Bananas" стоит отнести гениальный блюз "Walk On" с великолепными эйривскими интро и аутро и прекрасным вокалом Гиллана, трудно характеризуемую антикварную вещь "Never A Word" и необычную по тематике (связана с разбившимся шаттлом "Колумбия", один из астронавтов на которой был фаном группы) мелодичную инструменталку "Contact Lost", сыгранную Стивом Морсом в очень непривычной для него манере, местами до боли напоминающей классика блюза Гэри Мура.
Я верю, что никакого подведения итогов в данном случае не требуется. "Bananas" – это Deep Purple и, как говорят у нас в России, nothing else".
Авторство композиций представляет интерес: две песни альбома были сочинены еще в соавторстве с Джоном Лордом ("Picture of Innocence" и "I Got Your Number"), к двум песням музыку написал продюсер альбома Майкл Брэдфорд ("House of Pain" и "Walk On"), а завершающая альбом, инструментальная "Contact Lost" сочинена Стивом Морсом. В авторстве остальных песен традиционно указаны все пять участников группы.
Лирика Гиллана как всегда аллегорична и весьма пространна. Несмотря на интересную игру слов и колкие фразы, его стихи, за редким исключением, продолжают оставаться довольно специфическими.
Обложка альбома, которая на самом деле является фотографией с индийского базара, в год выхода порядком шокировала наиболее консервативную часть публики из-за своей легкомысленности. На наш взгляд, она одна из самых ярких и оригинальных у Deep Purple, а ее сомнительный посыл идеально отражает концепцию пост-блэкморовского периода, в котором легкое отношение к себе и чувство юмора стали вторым «Я» группы.
История происхождения обложки альбома связана с Роджером Гловером: "Мы летели на самолете из Австралии и листали воскресные газеты. Я просматривал статью о туризме во Вьетнаме, и там была фотография кого-то на велосипеде, который весь был увешан бананами. Я повернулся к Иэну Гиллану и сказал: "Вот была бы отличная иллюстрация для лицевой обложки альбома, мы могли бы назвать его "Бананы". Затем, к моему удивлению, он сказал: "Да, это отличная идея". Вот откуда это взялось".
"Я не был убежден, что назвать так альбом - действительно хорошая мысль. Но это продолжалось до тех пор, пока на нас не посыпались упреки. С того момента, когда появились голоса против "Bananas", я понял, что мы не ошиблись, и название - классное. Выразительное, запоминающееся, противоречивое".
Йен Гиллан: "Эта фотография впечатляла. Она подействовала на сознание. Зерно было посажено. Именно тогда я начал представлять, с чем может ассоциироваться слово "бананы"".
"Так возникла идея альбома, на котором бы песни были неким образом объединены между собой, которые вызывали бы цепочку ассоциаций, связанных со словом "бананы". Я согласен, что название это странное, но для меня в нем есть своя глубина.
Признаюсь, что первоначально я относился к нему, как к рабочему названию, но со временем начал все больше убеждаться, что что оно - в самый раз. И сегодня оно значит очень много, как для меня, так и для остальных членов группы".
"Это слово для названия альбома – просто фантастика. Уже по обложке можно судить, что мы прекрасно осведомлены о положении людей в третьем мире, и мы помним о том, как современное общество наживаемся на них. А бананы как фрукты – прекрасный повод вспомнить о генетически модифицированных продуктах. И, наконец, "bananas" означает "сумасшествие"".
Трек-лист альбома представлен 12 композициями.
Открывающая альбом "House of Pain" просто сбивает с ног своим драйвом и хард-роковым качем. Это первоклассный боевик, сходу погружающий в особую, "летнюю атмосферу" альбома. Группа, словно усталый груз, сбрасывает с себя занудство предыдущих двух пластинок - все звучит мощно и очень свежо.
Песня была сочинена Майклом Брэдфордом, но, когда продюсер сыграл ее музыкантам, тем она сначала показалась немного клишированной. Постепенно вещь обросла аранжировками, и ее было решено, все же, взять на пластинку, а Гиллан доработал ее текст и стал соавтором этой замечательной композиции. Партии бэк-вокала для песни записали те же Гиллан и Гловер, а изюминкой песни является также появление губной гармошки в финале.
Майкл Брэдфорд: "Это простая, основанная на блюзе рок-песня о любовнице, с которой тяжело жить, но ты не можешь уйти от нее".
"Я подумал, что начать альбом с мощного риффа и крика Йена - хороший способ сказать: "А ну-ка, проснитесь! Мы вернулись!""
"Дом боли" исполнялась исключительно в туре в поддержку альбома, в 2003-2004.
Вторая, таинственная и атмосферная, "Sun Goes Down" - одна из самых самобытных вещей на альбоме, если не у группы вообще. Очевидно, что такие песни могут получится, только когда музыканты играют от всей души, позволяя музыке рождаться самостоятельно и вести за собой.
Песню отличают гипнотические средние темпы, легкий налет grunge в аранжировках, и необычные, изобретательные органные партии Дона Эйри. Первоначально она появилась из риффа Стива Морса, и украшена интересным, по-видимому, автобиографическим текстом Гиллана, главный герой которого – уже немолодой человек, осознающий, что время очень скоротечно, и ему уже не хочется поддерживать такой же безумный темп жизни...
"Солнце клонится к закату", пожалуй, самая недооцененная вещь на диске, никогда не исполнявшаяся на концертах.
"Haunted" представляет собой изящную и утонченную балладу исключительной красоты.
Мелодию для песни сочинил Роджер Гловер за неделю до вылета в Лос-Анджелес, просто сидя и наигрывая на акустической гитаре. Сначала он показал наработку только Гиллану и Брэдфорду, но те убедили автора внести ее на суд остальных музыкантов, и те подкючились к созданию "Одержимого". Получилась красивая и нежная баллада с шикарными аранжировками, украшенная прекрасными вокальными партиями Гиллана и протеже Брэдфорда, известной блюзовой певицы Бет Харт. Для аранжировок струнных инструментов Брэфорд пригласил Пола Бакмастера, который, как мы видим, блестяще справился с задачей.
Песня изредка исполнялась группой на концертах в 2003-2004.
"Razzle Dazzle" заметно проще трех предыдущих композиций – это бодрый и простой, но обязательный рок-боевичок, коих у группы было в большом количестве на предыдущих альбомах. Однако в общую, непринужденно-расслабленную атмосферу альбома, она вписалась неплохо.
Перевода на русский язык этого названия нет, аналогами являются "Давай-давай", или, развивая варианты, "Пошли отрываться", или "Чад кутежа".
Песня никогда не исполнялась на концертах Deep Purple, но Йен Гиллан неожиданно вспомнил о ней в 2015 во время своего сольного тура, проводимого совместного с группой Дона Эйри. В частности, эта песня была исполнена и на концертах в России, выйдя позже на соответствующих концертных альбоме и фильме. Исполнение этой песни другой группой, совместно с оркестром и партиями женского бэк-вокала, вышло очень интересным.
"Silver Tongue" возникла из джема Морса и Пейса. Эта песня с симпатичным дерганным ритмом выглядит на альбоме вполне уместно. За счет интересной игры Дона Эйри, стандартный, на первый взгляд, хард-роковый боевик приобретает необычные и интригующие краски.
Песня оказалась настоящим долгожителем в сетах группы, и исполнялась на шоу группы, с перерывами, с 2003 до 2015.
Вторая баллада на альбоме, под названием "Walk On", и вторая песня, музыку к которой сочинил Брэдфорд, оказалась одной из самых медитативных песен группы (сам Майкл сыграл в этой записи на гитаре). Это размеренная песня с нотками психоделии во вступлении и коде, и чарующим пением Гиллана (как и первой песне, он стал соавтором текста), окутывает своей атмосферой и держит внимание все семь минут хронометража. К большому сожалению, "Уходи" никогда не исполнялась на концертах.
Далее следуют две песни, соавтором которых является Джон Лорд. В музыкальном плане, с фанковыми мотивами и несколько разреженной музыкальной тканью, они напоминают о MkIII/MkIV, и отчасти выпадают из звучания альбома, являясь несколько спорными. (Поклонникам альбома стоит попробовать провести эксперимент, и послушать пластинку без них).
В "Picture of Innocence" можно отметить разве что только текст Гиллана, который, по иронии судьбы, оказался одним из самых сильных на альбоме. Его лирика в этой песне - это издевательство над пуританскими нравами общества, которые становятся строже год от года, и которые запрещают открыто говорить о сексе, грязно шутить, да и вообще хоть как-то выделятся из толпы - разрешено быть только смиренным исполнителем с бесстрастным выражением лица.
В наши дни "эпохи отмены" "Картины невинности" слушаются весьма актуально. Песня также никогда не исполнялась на концертах.
А вот следующая, "I Got Your Number" (рабочее студийное название "I’ve Got Your Number") является одним из украшений альбома.
Поначалу кажущаяся обыкновенным боевиком, "Я раздобыл твой номер" меняет свое к ней отношение за счет неожиданной балладной вставки в середине, превращая ее в чрезвычайно эмоциональную вещь. Интересен и текст к ней, в котором Гилллан подробно описывает мужское видение отношений, которое бы в наши дни назвали "дружбой с привилегиями".
Помимо активного исполнения этой песни в туре, музыканты немного поиграли ее в 2005, и неожиданно разок воскресили в 2010 на американском фестивале Summerfest в городе Милуоки, после чего она навсегда исчезла из сет-листов Deep Purple.
"Never a Word" - еще один шедевр альбома, претендующий, наравне с "A Touch Away", на звание самой светлой песни в истории группы. Ее мелодию сочинил Морс, и вначале работа над ней шла как над инструментальной композицией, однако затем продюсер посоветовал добавить к ней небольшую вокальную партию, и на свет появилась вещь, которая запросто может стать конкурентом "средневековых потуг" бывшего коллеги музыкантов, Ритчи Блэкмора.
Целиком построенная на пасторальных мотивах, почти полностью инструментальная песня рисует картины сельской глуши, находясь в которой можно испытывать только покой и умиротворение. "Без слов" также никогда не игралась на концертах.
Заглавная "Bananas" коллективного авторства - идеальное олицетворение альбома. Это заразительно драйвовый и хитовый хард-рок, который идеально подойдет не только для концерта, но и для вечеринки. Под стать и текст, в котором Гиллан транслирует "легкое отношение" к жизни. Лирика к этой песне – это идеальная инструкция к тому, как просто "жить и не париться". Как и в "открывашке" альбома, в песне используется губная гармошка.
Песня активно исполнялась в туре в поддержку альбома и немного – после его завершения в 2005.
Продолжение разгона "летней" темы нас ждет в последней песне альбома – соблазнительной, сразу полюбившейся многим, самбе "Doing it Tonight" - короткой, но чрезвычайно яркой и зажигательной композиции, в которой все музыканты показывают себя с самой лучшей стороны. Первоначльно песня родилась из джема Морса и Эйри, однако затем Пейс радикально изменил ее ритм, и после доработки песня оказалась готова.
"Сделаем это ночью" изредка игралась на концертах во время тура в поддержку альбома.
Завершает альбом короткая инструментальная пьеса Стива Морса. "Contact Lost" посвящена катастрофе, случившейся 1 февраля 2003 с шаттлом Colambia STS107, когда все семь членов экипажа, возвращавшихся на Землю, погибли при его крушении. По воспоминаниям музыкантов, об этой трагедии они узнали, когда работали в студии над альбомом, и, находясь под сильным впечатлением от случившегося, тут же записали "Контакт потерян", интересный нисходящей последовательностью гитарных риффов.
Вот как Гиллан рассказывал о создании этой своебразной коды альбома: "Один из астронавтов шаттла Коламбия - наша знакомая, индианка. В Бомбее она приходила на наш концерт. Одну из наших песен – "Space Truckin" – она выбрала в космосе в качестве будильника. Именно с нее начинался ее космический рабочий день. У нас с ней сохранялся контакт по e-mail, даже когда она была уже на орбите.
Когда шаттл взорвался, Стив тут же сыграл и записал на компьютер эту композицию. Вся наша группа была шокирована и отменила все планы. А Стив тем же днем записал композицию окончательно. Вышла очень красивая гитарная мелодия".
Вещь звучит удивительно чувственно и тепло. Как отмечал Брэдфорд, "Моей главной задачей было помочь Стиву остановиться. В поисках безупречного результата он сделает и 500 дублей, если ты этого захочешь.
Мне удалось вдохновить его вложить больше чувства, чем точности, и несколько "вытянуть" ноты. Его лучшая работа - в первых двух дублях".
Идеальное окончание блестящего альбома.
Исполнение этой пьесы на концертах, как правило, плавно перетекало в гитарное соло и/или попурри Стива Морса. Она исполнялась почти на каждом концерте группы вплоть до вынужденного перерыва в концертах группы, связанных с фейкодемией.
На тех же сессиях была записана инструментальная композиция "The Well-Dressed Guitar", которую планировалось включить в расширенное издание альбома. Однако, по причине того, что лейбл EMI Records, до этого сотрудничавший с группой на протяжении почти всей ее истории (!), решил сотрудничество не продолжать, это издание не состоялось. Сначала "The Well-Dressed Guitar" стала постоянным концертным номером, а затем была включена в расширенное издание следующего альбома.
EMI Records с промо-целями издавала синглы с композициями "House of Pain" и "Contact Lost".
В продажу поступал только один сингл, "Haunted". Он вышел 22 сентября 2003, и содержал две версии этой песни: полную альбомную, и специальную для сингла (без струнных инструментов и бэк-вокала).
На время записи альбома музыканты приостановили гастроли, не выступая с концертами с сентября 2002 по май 2003 года.
Исключением составило короткое выступление в Модене (Италия) 27 мая 2003, когда на благотворительном фестивале "Pavarotti & Friends" Deep Purple исполнили свой главный хит, а Гиллан, отважился спеть с Лючано Паваротти дуэтом арию "Nessun Dorma".
Такой "вызов" мэтру оперы бросил сам Гиллан. (К сожалению, несмотря на личные похвалы самого Лючано, придется отметить, что Иен на фоне великого оперного певца выглядел довольно спорно).
Уже в мае-августе 2003, на концертах до начала мирового тура в поддержку альбома, Deep Purple отыграли серию летних концертов, на которых игрались две новые песни – "Haunted" и "I Got Your Number".
17 августа, за месяц до начала мирового турне в поддержку альбома, группа прибыла в Берлин, сыграв 20 августа на специальном концерте для 1200 поклонников, в числе прочего, 6 песен с нового альбома.
Одноименный мировой тур в поддержу альбома стартовал 12 сентября 2003 года в Гоянии (Бразилия) (кстати, Deep Purple в этом городе выступали единственный раз), а завершился 13 августа 2005 года в Тибе (Япония). Всего в туре было сыграно 137 концертов.
Ниже приведены интересные факты, связанные с мировым туром в поддержку "Bananas".
- Именно с этого тура менеджмент группы стал практиковать продажу билетов на "Meet & Greet" - встречу с группой (кроме Гиллана) с возможностью сделать фото и получить автограф
- Концерт в Куритибе (Бразилия) 19 сентября 2003 был отменен в последний момент, что привело к беспорядкам в городе и даже повреждениям аппаратуры группы
- 23 сентября во время концерта в Мехико (Мексика) на сцену к группе поднялся Жан-Пьер Харрисон, муж погибшей на шаттле индийской астронавтки Калпаны Чавлы. Он передал группе три таблички с частями обнаруженных компакт-дисков с альбомами "Machine Head", "Purpendicular" и "Down to Earth" группы Rainbow. Deep Purple решили табличку с "Purpendicular" оставить себе, а две другие передать в Музей славы рок-н-ролла
- 7 декабря группа впервые с 1975 выступила в Белграде
- Об особенных северо-американских гастролях 2004 сказано ниже
- По ходу тура Ритчи Блэкмор выразил возмущение тем, что по ходу тура продаются майки с изображением обложки "Machine Head". По мнению музыканта, он должен был получать от этих продаж свою долю прибыли. В ответ менеджмент Deep Purple изготовил к американскому отрезку тура новую партию маек без изображения Блэкмора
- 11 февраля в Сан-Франциско к группе присоединился Джо Сатриани
- 14 февраля в Лос-Анджелесе к группе присоединились Майкл Брэфорд и Бет Харт
- 21 февраля на концерт в Гэйлвстоне были приглашены астронавты NASA и члены семей погибший на шаттле астронавтов
- Гастроли по Китаю с 31 марта по 7 апреля были первыми в истории группы
- В Джакарте Deep Purple до этого выступали в 2002, до этого - в 1975.
Помимо огромного задника с логотипом группы, во время тура задник сцены украшало панно с изображением бесчисленных бананов.
Кроме того, именно в том туре группа впервые решилась на исполнение целиком наиболее известного своего альбома – "Machine Head". С 8 февраля по 1 марта 2004 на 15 концертах американского отрезка тура, культовый альбом был целиком сыгран, в том числе и песня "Never Before", которая до этого в истории группы исполнялась считанное количество раз (в последний раз – в 1998), а также "Maybe I’m Leo", не исполнявшаяся до этого девять лет. Как ни странно, но этот альбом группа исполняла без каких-либо импровизаций, зато для этого случая был подготовлен особый видео-ряд.
Во время своего мирового тура, группа во второй раз в своей истории провела масштабный тур по России и Украине, включавший в себя 17 концертов. Он стартовал 7 октября в Екатеринбурге, а завершился концертом в Киеве 30 октября.
За свою насыщенную историю приездов группы в Россию этот тур так и остался самым большим за историю группы. Такие города, как Кемерово, Красноярск, Иркутск, Ярославль, Уфа и Нижний Новгород видели Deep Purple единственный раз.
15 октября, после концерта в Иркутске, группа совершила поездку на озеро Байкал.
Также, в рамках своего пятого визита в Россию, группа впервые исполняла "Knocking at Your Back Door".
Ведущий канала имел удовольствие воочию увидеть Deep Purple 19 октября 2004 на концерте в Ярославле впервые в своей жизни:
"Дождливым утром я ждал приезда музыкантов в гостиницу Юбилейная вместе с журналистами и еще десятком таких же болельщиков. Ждать пришлось долго, но ожидание было скрашено открытием инструментала "Son of Alerik", идеально подходящего погоде. А кроме того, оно было вознаграждено встречей с Роджером Гловером, фото с ним, и автографом маэстро (см. обзор "Охотник за автографами").
Описать впечатления от самого концерта иначе как в превосходных эпитетах не получится. Конечно, хотелось бы больше вещей с "Бананов" (тогда сайта setlist.fm еще не было, и знать, что "House of Pain" и "Haunted" покинули концертный сет-лист незадолго до российского отрезка тура, было невозможно - ровно как и узнать, что столь желаемые мной "Sun Goes Down" и "Walk On" вообще никогда не исполнялись - ни до, ни после).
Наибольшее впечатление на меня, зрителя трибун с фляжкой спирта в руках, произвели "Knocking At Your Back Door" и "Speed King". Как любителя услышать на концертах групп со стажем ранний материал, "Hush" преследовала меня до самой гостиницы.
Остается добавить, что, поинтересовавшись у администратора гостиницы, я выяснил, что Гиллан останавливался в единственных в гостинице апартаментах, остальные жили в номерах люкс. Ровно через 10 лет, 19 октября 2014, я остановился на сутки в апартаментах, чтобы отметить 10-летие тех славных дней. (Ныне гостиница закрыта)".
Сет-лист того тура строился по предсказуемой схеме: песни с последнего альбома по принципу "много в начале – мало в конце", и обойма классических хитов, сдобренная большим количеством импровизаций.
Плацдармом для импровизаций обычно становилась "Speed King". Ее исполнение как правило переваливало за хронометраж в десять минут, включая в себя традиционные для концертов группы гитарно-органные дуэли, басовое соло, а также исполнение попурри из классических рок-номеров.
Также, на большинстве концертов тура, каждый музыкант группы исполнял соло на своем инструменте, а Эйри включал в свой сольный номер фрагменты из известных народных песен той страны, в которой в тот вечер выступали музыканты.
К главным же сюрпризам сет-листов того тура стоит отнести впервые исполняемую в мае-июне 2003 "I'm Alone", а также воскрешенную в 2004 впервые за 33(!) года "Demon’s Eye".
Окончание тура в 2005 застало Deep Purple за записью следующего альбома. Ранее альбому "Rapture of the Deep" был посвящен обзор "Восторг от глубины".
Очень жаль, что итогам тура группой не было выпущено концертного альбома. Бутлегов, позволяющих насладиться звучанием группы в том туре на сцене, также немного (обычно встречается "Baselnanas", запечатлевший выступление от 14 ноября 2003 в Базеле (Швейцария)).
В 2021 состоялось ограниченное переиздание "Bananas" на виниловом носителе.
После драматичного, созданного практически в боевых условиях "The Battle Rages On...", и весьма спорных студийных экспериментов MkVII, "Bananas" выглядит как возвращение группой уверенности в звучании, аранжировках и собственных силах.
На это возвращение понадобилось 10 лет - но оно того явно стоило.
С одной стороны, "Bananas" использует уже наработанный опыт - хитовость и простоту "Perfect Strangers", обилие средних темпов и прозрачную органную мощь "The House of Blue Light" и "Slaves and Masters", шквалы гитарных риффов "The Battle Rages On...". С другой стороны, благодаря творческому росту, опыту, а также новым участникам группы и продюсеру - переносит этот опыт на новую высоту.
"Bananas" словно одновременно закрывает одну, и открывает другую главу Deep Purple.
Если во времена неопределенности - ухода сначала Блэкмора, а затем и Лорда, а также студийных экспериментов MkVII, кто-то и мог упрекнуть Deep Purple в том, что они стали сольным проектом Гиллана, то "Bananas" доказывает прямо противоположное: группа снова полна творческих сил и креативности, желания искать новое, базируясь на старом.
Мы совершенно уверены, что "Bananas" еще будет куда больше оценен благодарными группе слушателями.
В заключение хотелось бы ознакомить уважаемых читателей и подписчиков канала с результатами опросов, связанных с альбомом "Bananas", и проходивших на канале в марте-апреле 2023.
В первом опросе предлагалось оценить художественную ценность альбома.
Как видно из результатов опроса, половина принявших участие в опросе оценили альбом высоко.
Во втором опросе предлагалось выбрать лучшие композиции альбома.
Как видно из результатов опроса, оценки респондентов в основном совпали с оценками авторов обзора.
РОКЛЯ благодарит принявших участие вопросах!
При подготовке обзора были использованы материалы Википедии и книги В. Дрибущака и А. Галина "Deep Purple Mk I-VIII".