Найти в Дзене
РОКЛЯ

Теория поколений

Настоящая статья носит научно-аналитический характер и ставит цель установить, описать и объяснить закономерности, особенности и характер сменяемости поколений исполнителей и их поклонников в рок-музыке.

Она предназначена исключительно для глубоких поклонников рок-музыки и всех интересующихся историей музыки, и не будет интересна для увлекающихся рок-музыкой ситуативно (например, слушающих ее в фоновом режиме или "просто так").

Рок-музыка предполагает экспрессивное звучание, специфическую вокализацию, определенную тематику текстов, особую атрибутику и даже образ жизни
Рок-музыка предполагает экспрессивное звучание, специфическую вокализацию, определенную тематику текстов, особую атрибутику и даже образ жизни

Для достижения цели необходимо определить задачи исследования:

  1. описать обстоятельства появления рок-музыки как жанра искусства,
  2. установить зависимость между рок-исполнителями и исполняемыми ими стилями на различных временных промежутках существования рок-музыки,
  3. оценить и проанализировать проявления творческой активности рок-исполнителей,
  4. провести анализ полученных результатов, сделать выводы и заключение.

Для решения поставленных задач использованы: публицистическая рок-литература, собственные наблюдения, анализ и впечатления, Интернет-источники.

1. Большинство как зарубежных, так и отечественных исследователей относят появление рок-музыки к середине 1950-х. Именно к этому времени дети, родившиеся во время Второй мировой войны, заставшие ее ужасы и лишения, и испытывающие соответствующую социально-историческую рефлексию, достигли подросткового возраста, стали испытывать потребность в создании и потреблении о творческого продукта нового типа.

В целом, вторая половина XX века оценивается историками и культурологами как период культурного подъема, появления новых жанров искусства, успешных поисков и экспериментов в самых разных его сферах: кинематографе, прозе, поэзии, изобразительном искусстве и музыке.

Объяснение любого внешне заметного проявления человеческой деятельности, в том числе в области искусства, может быть предложено мной с информационно-энергетической точки зрения. То есть, информация, как емкостное выражение любой идеи, есть потенциальная энергия. Совокупность энергий есть кинетическая информация и ее выражение. Внешние же проявления энергии есть действие.

Вторая мировая война есть событие, по сути отличающееся от других только своими масштабами (интенсивностью). В остальном, это те же идейные предпосылки, информационная емкость, энергетические взаимодействия и внешние (в основном, разрушительные) проявления.

С психологической точки зрения, рок-музыка, и вообще любая творческая активность во второй половине XX века, является проявлением посттравматического синдрома послевоенных поколений. То есть, рожденные в первой половине 1940-х, творчески ориентированные и социально активные дети, во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х создали первые рок-группы и составили первое поколение рок-музыкантов.

На основании данной предпосылки, ниже будет прослежена сменяемость поколений как рок-исполнителей, так и их слушателей (я исхожу из того, что поклонники рок-музыки являются пассивной частью того же явления, и, следовательно, в основном, людьми того же возраста).

Далее, необходимо отметить, что любой энерго-информационный феномен цикличен, и каждый цикл трехсоставен: он зарождается и развивается, достигает пика, а затем переходит в спад и угасание. Временной промежуток, связанный с указанными событиями, способен вместить в себя несколько циклов, включающих в себя подъем, зенит и угасание нескольких стилей и поколений рок-исполнителей и их поклонников (причем, определенным стилям соответствуют определенные поколения, и эти творческие и человеческие "пласты" тесно связаны между собой).

Особенность развития исполнительского коллектива состоит в том, что в отличие от жанра в целом, конкретного стиля, или периодов их развития, цикл развития коллектива может включать дополнительный четвертый, завершающий период - ренессанс, связанный с реформированием группы в классическом составе и возвращением к соответствующим идеям и реализациям в своем творчестве на новом уровне. В истории рок-музыки эта особенности проявилась весьма ярко (в качестве примеров можно привести историю Deep Purple, Iron Maiden, Judas Priest, Helloween и др.).

Схематически такая событийность представлена на графике №1. Оранжевая (почти красный, критический цвет) черта обозначает, по моему мнению, текущий момент в развитии рок-музыки.

График №1. Событийная цикличность в развитии рок-музыки
График №1. Событийная цикличность в развитии рок-музыки

Наконец, завершая краткое рассмотрение вопроса о зарождении и развитии рок-музыки, стоит отметить, что ничто не появляется на пустом месте, у всего есть предрасполагающая основа, предвестники и предшественники. Вне всякого сомнения, рок-музыка есть синтетическое субкультурное явление, включающее в себя несколько предшествующих ее зарождению, становлению и развитию, жанров музыки и исполнительских подходов, о которых пойдет речь далее. В этом свете Вторая мировая вона может рассматриваться как катализирующее появление рок-музыки событие.

Таким образом, зарождение и развитие рок-музыки является ярким проявлением социально-исторической и личностно-культурной рефлексии на Вторую мировую войну.

Эта рефлексия возникла и развивалась на соответствующем информационном фоне, сопровождалась развитием и взаимодействиями соответствующих творчеству, и необходимых для него тонких энергий, а также внешними проявлениями, связанными в записью рок-музыки и ее реализацией.

Направления в рок-музыке весьма разнообразны
Направления в рок-музыке весьма разнообразны

2. Переходя к рассмотрению сменяемости поколений рок-исполнителей и их слушателей, прежде всего необходимо определить, на каком временном промежутке функционирует поколение в том понимании, которое необходимо для достижения цели статьи.

Как уже упоминалось, творческие амбиции музыканта проявляются в подростковом возрасте, который, согласно общепринятым в педиатрии и психологии понятиям, начинается в 10-12 лет, и заканчивается в 18-21 год. Таким образом, на протяжении примерно десятилетия подростки создают рок-группу, которая, становясь самостоятельным организмом и творческой единицей, начинает (или не начинает) свою жизнь, и проходит (или не проходит) циклы своего развития, о которых уже было сказано выше.

Параллельно происходит формирование, развитие и реализация запроса на творчество у пассивной части рассматриваемой субкультуры, то есть слушателя. То есть, первые поклонники рок-музыки появились тогда же - во второй половине 1950-х.

Таким образом, первое поколение рок-музыкантов начало проявлять себя в конце 1950-х, достигло пика в начале 1960-х, и к концу десятилетия исчерпало себя (по крайней мере, в первоначальном виде). Для удобства, в дальнейшем мной используются вошедшие в обиход наименования таких поколений: "поколение 60-х", "поколение-70-х", и т.д.

Отсчитав соответствующие временные промежутки, можно найти, что следующее поколение в рок-музыке зародилось в конце 1960-х, достигло пика в начале 1970-х, и угасло к концу десятилетия, и т.д.

Мной выделяются четыре поколения в рок-музыке. Ниже приведены: датировка каждого из этих поколений в общем виде, наиболее характерные исполнители каждого из них, годы их активности, и представляемые ими стили рок-музыки.

Как уже отмечалось, ничто не появляется на пустом месте. В любом субкультурном явлении можно найти предшественников, вдохновляющих первопроходцев. Можно смело утверждать, что рок-музыкантов первого поколения вдохновляли такие исполнители, как Chuck Berry, Little Richard, Elvis Presley, Bo Diddley, Jerry Lee Lewis, Buddy Holly, Eddie Cochran и другие, которых можно отнести к поколению музыкантов, предшествующих сформированной рок-музыке (пре-рок, или первоначальный рок).

Элвиса Пресли называют "Королем рок-н-ролла", хотя в нынешнем понимании в его звучании были только зачатки рок-музыки
Элвиса Пресли называют "Королем рок-н-ролла", хотя в нынешнем понимании в его звучании были только зачатки рок-музыки

Поколение I: "Поколение 1960-х". Характерные представители поколения: Beatles (годы активности: 1960 - 1970), The Yardbirds (1962 - 1968), Jimi Hendrix (1963 - 1970), The Doors (1965 - 1973, 1978), Cream (1966 - 1968), и др. Преимущественные стили: rock-n-roll, rockabilly, folk rock, blues rock, garage, psychedelic rock.

В 1960-х рок-музыка была одета в костюмы и еще не выкрутила ручки громкости на максимум
В 1960-х рок-музыка была одета в костюмы и еще не выкрутила ручки громкости на максимум

Поколение II: "Поколение 1970-х". Характерные представители поколения: Pink Floyd (1965 - 1983, 1986 - 1994, 2005, 2012 - 2014), Deep Purple (1968 - 1976, 1984 - наст. вр.), Led Zeppelin (1968 - 1980), Black Sabbath (1968 - 2006, 2011 - 2017), Kraftwerk (1970 - н.вр.), Sex Pistols (1975–1978, 1996, 2002–2003, 2007–2008), и др. Преимущественные стили: hard rock, punk, new wave, progressive rock, psychedelic rock, funk.

1970-е: больше страсти, драйва и экспрессии!
1970-е: больше страсти, драйва и экспрессии!

Поколение III: "Поколение 1980-х". Характерные представители поколения: Ramones (1974 - 1996), Whitesnake (1977 - 1990, 1994, 1997, 2002 - наст. вр.), Iron Maiden (1975 - наст. вр.), Metallica (1981 - наст. вр.), целый ряд русскоязычных рок-групп (ДДТ, Центр, Кино, Гражданская оборона, Nautilus Pompilius, Алиса, Аквариум, Ария, Черный кофе, Круиз и др.), и др. Преимущественные стили: hard core, post punk, heavy metal, glam, new wave, trash, electronic.

1980-е: кожа, цепи, макияж, эпатаж
1980-е: кожа, цепи, макияж, эпатаж

Поколение IV: "Поколение 1990-х". Характерные представители поколения: Radiohead (1985 - наст. вр.), Nirvana (1987 - 1994), Paradise Lost (1988 - наст. вр.), Tiamat (1989 - 2014, 2015 - 2020), Korn (1993 - наст. вр.), Сплин (1994 - наст. вр.), Rammstein (1994 - наст. вр.), и др. Это поколение alternative стилей (death, doom, gothic, industrial, grunge, brit pop, nu metal, indie и др.).

1990-е: черный цвет, мрак, манерность и вычурность
1990-е: черный цвет, мрак, манерность и вычурность

Данная классификация необходима для объяснения сменяемости рок-поколений, и носит, разумеется, весьма условный и приблизительный характер. Например, такие жанры, как punk или new wave, примерно в равной степени проявили себя в конце 1970-х и начале 1980-х, power в равной степени был заметен в 1980-х и 1990-х, а влияние folk можно найти, пожалуй, не только у каждого из поколений, но и самых разных стилях. Scorpions, несмотря на то, что старше самих Deep Purple, все же, "группа 80-х", а популярность AC/DC, наверное, поровну разделилась между 1970-ми и 1980-ми, также как, например, Rolling Stones примерно поровну разделили основные творческие силы и успех между 1960-ми и 1970-ми.

И все же, поколения рок-исполнителей, и связанных с ними поклонников заметно и закономерно меняются, и кроме общего правила, гласящего, что меняется все и постоянно, тому есть как минимум три явных признака:

  • особенности звучания, присущие в той или иной мере каждому стилю. Даже беглое знакомство с моими публикациями на канале РОКЛЯ, посвященными самым разным исполнителям и поколениям, помогут убедиться в этом,
  • весьма различающиеся внешние атрибуты в одежде, манере поведения, оформлении релизов и т.п. (можно вспомнить цепи, заклепки, мотоциклы, "козу" и кожу в metal, ирокезы у punk, макияж у glam, черный цвет и тематику смерти у gothic, манеру "стильно" и однотипно одеваться у new wave, берущую начало у "стиляг" 1950-60-х, и т.д.),
  • резкий, иногда "взрывной" характер появления новых стилей, которые обозначали свое появление новым подходом к звучанию, внешним атрибутам и текстам, а также живым выступлениям, способам продвижения, общения с публикой и т.д. (вспомним появление hard rock, punk, grunge, death).

Возвращаясь в графику №1, можно сказать, что в случае в рок-музыкой: n=4, поколение 60-х соответствует зарождению и подъему рок-музыки как жанра искусства, поколения 70-80-х - ее пику (недаром именно 1970-80-е чаще всего называют годами классики рока), а поколение 90-х и последующая деятельность - последовательному спаду жанра.

В завершении рассмотрения вопроса о сменяемости поколений в рок-музыке следует подвести итог развития рок-музыки. Почему нет новых поколений рок-музыкантов, не появляются новые стили, а интерес к жанру снизился до весьма корпоративных рамок?

Я думаю, ответы на эти вопросы лежат на поверхности. Прежде всего, как уже говорилось, все когда-то заканчивается. Рефлективный посыл послевоенного времени тоже должен был быть когда-то исчерпан - и он исчерпан. Я как то встретил мысль, что согласно мнению, распространенному среди грузин, послевоенная травма живет в трех послевоенных поколениях. Я думаю, эта мысль верна и по сути, и точна. Ведь она имеет в виду поколение в репродуктивном смысле самообновляемости человеческого рода, а оно составляет около 20 лет. Значит, три поколения сменят друг друга примерно за 60 лет - то есть, как раз столько, сколько развивалась рок-музыка: около 40 лет с середины 1950-х до середины 1990-х, плюс еще около 20 лет, в течение которых рок-музыка развивалась практически исключительно экстенсивно, после чего, как будет показано далее, резко сошла к минимуму (что я, например, ощутил, весьма отчетливо).

Далее, следующая важная причина состоит в неизбежном сужении операционного инструментария рок-поколений - то есть, набор их выразительных средств от поколения к поколению вынужденно снижался. Эта причина носит исключительно естественный характер. Для сравнения, можно привести примеры медицины и педагогики. Если еще 100-150 лет назад врач использовал знания всей медицины и был специалистом "на все руки", а учитель передавал все накопленные знания, то сейчас, в результате бурного научного прогресса, врач или педагог может выполнять только ограниченные функции ввиду того, что масса достижений и накопленных знаний так велика, что ее попросту невозможно охватить не только в течение своей профессиональной подготовки, но в течение всей жизни. С музыкой ситуация та же по сути, хоть и различна по эмоциональному восприятию. Иными словами, поколению рок-музыкантов 80-х, и особенно 90-х, пришлось выбирать довольно узкие стили для развития, иначе они бы рисковали "играть всего понемногу", и отсутствие концентрации привело бы к отсутствию узнаваемого почерка группы. Это хорошо видно по музыкальному "сужению" стилей: например, heavy metal "уже", чем hard rock, trash "уже", чем heavy metal, а death, в свою очередь, еще "уже", чем trash.

Одновременно происходило дробление и в среде рок-поклонников. Постепенно, с развитием новых средств коммуникации, отпала необходимость ждать выхода релизов, обмениваться пластинками, снизилась ценность концертных выступлений. Из-за развития все большего количества новых стилей рок-музыки, и снижения общего интереса к жанру, армия поклонников каждого из стилей или исполнителя стал напоминать клуб по интересам того или иного размера, причем куда менее сплоченный, чем ранее.

(Согласитесь с моим наблюдением: в 1980-90-е то, что называлось рок-тусовкой, жило своей жизнью - рок-поклонники встречались перед концертами, обменивались записями в местах типа Горбушки, создавали фан-клубы, ездили на концерты в другие города. Но в 2000-2010-е они вряд ли вообще могли бы узнать друг друга в лицо, а увидеться разве что на концертах - и это при том, что само их количество сократилось во много раз, а ведь современные средства коммуникации позволяют общаться куда оперативнее и легче).

В принципе, логично было бы предположить, что в середине 1990-х могло зародиться еще одно рок-поколение, однако не будем забывать, что 1990-2000-е были временем активного распространения Интернета, музыкальных видео-каналов, глубоких геополитических изменений и появления целого ряда новых важных социальных явлений (компьютерные игры, новые субкультурные явления и способы коммуникации), и новые жанры уже не появились (за исключением того, что были представлены новые подстили типа folk metal, chaotic, math core и мн. др., представляющих собой продукт дальнейшего дробления уже наработанных стилей).

Если присмотреться к последнему, четвертому рок-поколению, то и в свойственных ему стилях можно заметить вторичность (например, death представляет собой экстремальный trash, а brit pop есть не что иное, как возвращение к "громкой гитарной музыке 1960-х" - хоть и на новом, конечно, уровне).

Поскольку новые стили рок-музыки после середины 1990-х не появились, важным фактором стало физическое старение рок-музыкантов. Участникам групп, основанным в 1960-х, сейчас идет восьмой, а то и девятый десяток! Это накладывает чисто объективные ограничения на деятельность коллективов, прежде всего - концертную. Да, новые рок-группы появляются, но их совокупность не получается назвать поколением: они разрабатывают то, что открыто и найдено в 1960-90-е, у них отсутствуют общие признаки, спектр исполняемой музыки исключительно узок, и ими движет только желание играть.

Вслед за музыкантами "постарела" и рок-публика. Доля возрастного контингента, посещающего концерты, возросла, а доля молодежи, которой рок-музыка интересна все меньше - неизбежно и заметно снизилась.

Наконец, оказалась исчерпана внешняя сторона рок-музыки, и атрибутика рок-групп перестала удивлять молодежь, а ведь именно симпатии молодежи определяют развитие музыки.

Таким образом, пройдя четыре поколения своего развития, рок-музыка, "накопив" исчерпанность своего содержания (то есть стилей) и внешней стороны, характерных для каждого из них, пройдя завершающий, экстенсивный путь своего развития, подошла к оранжевой черте, о которой шла речь выше.

Deep Purple получают в награду "золотой диск"
Deep Purple получают в награду "золотой диск"

3. И наконец, логично изучить вопрос о количественном критерии для определения творческой активности рок-исполнителя. Основным критерием такой активности я предлагаю считать студийную активность, то есть запись и выпуск музыкальных альбомов.

Прежде всего, необходимо дать определение такого феномена, как "музыкальный альбом". До недавнего времени попыток предложить адекватное толкование этого термина было немного, однако я предлагаю отталкиваться от определения, данного в Википедии (моя редакция):

Студийный музыкальный альбом — сборник музыкальных композиций, записанных на студии звукозаписи. Содержит аудио-материал, записанный за ограниченное количество сессий звукозаписи. Запись представляет собой сложный поэтапный процесс, включающий подготовку к записи, запись партий инструментов, сведение и мастеринг, и проходящий под контролем продюсера и при участии звукоинженера.

Разумеется, с течением времени все меняется - изменилась и музыкальная индустрия, и музыкальный шоу-бизнес (в том числе его рок-сектор), а вслед за ними - и практика, и значимость создания студийных альбомов.

Музыкантом и продюсером Василием Шумовым (Центр, solo, Москва) предложена классификация поколений студийных музыкальных альбомов:

  • первое, когда все, или почти все партии инструментов записывались одновременно, и музыканты коллектива одновременно присутствовали в студии,
  • второе, когда партии записывались по отдельности, а затем сводились и обрабатывались на отдельных сессиях,
  • третье, когда партии записываются разными музыкантами, в разное время и на разных студиях, часто находящихся на удалении (сам Шумов подал примеры таких записей на альбомах "Пластикозаментель" (2000), "Курс доллара" (2001), и др.). Причем, в последнее время понятие "студия", вслед за понятием "сессия записи", также нивелируется (например, вся студия может представлять домашний портативный компьютер с несколькими аналоговыми инструментами, или даже, например в электронной музыке, без них).

К началу XXI века, с широким распространением сети Интернет, и появившейся возможностью свободного обмена и скачивания музыкальных записей (стриминг), заметно снизилась и ценность студийного альбома. Если раньше его создание было большим, ожидаемым, важным событием как для рок-исполнителя, так и для его поклонников, то теперь, при наличии свободного доступа к неограниченному каталогу артистов (альбомы, концертные записи, сборники, синглы, бутлеги), само создание альбома, при всей сложности и высокой стоимости подобного предприятия, стало весьма затруднительно.

Если во второй половине XX века рок-артисты и несли затраты на создание альбомов и концертную деятельность, то прибыль от продажи записей и выступлений покрывала эти расходы и позволяла музыкантам обеспечивать свои нужды, то теперь первая из двух указанных статей прибыли свелась к минимуму, сократившись на порядки (достаточно сравнить тиражи альбомов на физических носителях).

Обзор эволюции носителей рок-музыки представлен в публикации "Рок-музыка: меняя носители".

Эти изменения внесли смятение в ряды артистов, и единой политики в отношении выпуска альбомов не наблюдается. Одни поспешили заявить, что с практикой выпуска альбомов покончено (многие из них потом продолжили выпускать студийные альбомы). Другие сократили студийную активность. Третьи перешли к практике выпуска макси-синглов. Четвертые принялись осваивать цифровые площадки официальной продажи музыкальных записей.

Часто можно наблюдать смешанные варианты реализационной политики рок-артистов, когда расходы на создание записей покрываются как их выпуском как на физических носителях и на цифровых площадках, так и различными промо-мероприятиями (адресная рассылка альбомов, распространение пронумерованных альбомов, изданий с благодарностями, автографами и т.д.)

Отдельно стоит отметить краудфандинговые проекты, позволяющие артистам напрямую сотрудничать с потребителем своего творческого продукта путем накопления спонсорских средств на специально созданных для этого платформах.

Наконец, можно вспомнить об артистах, которые и в аналоговые времена вообще сознательно отказались от выпуска альбомов исключительно по причине нежелания работать в студии (можно привести в пример Twisted Sister и Sister of Mercy, которые были на сцене до самого недавнего времени, но при этом их последние оригинальные студийные альбомы датированы 1987 и 1990 годами, соответственно). В противоположность им, можно привести примеры рок-групп, продолжающих регулярно записывать полноценные студийные альбомы.

Несмотря на выше сказанное, я по-прежнему считаю студийный альбом основным проявлением творческой активности группы. Очень хорошо десятилетие назад высказался о записи альбомов Roger Glover (Deep Purple, Rainbow), назвав альбом срезом времени и состояния группы:

"Моё мнение — мы [Deep Purple - прим. РОКЛЯ] альбомная группа и должны выпускать их, даже если это потребует от нас материальных затрат, потому что это наше призвание.
Возможно, я традиционалист, но я верю в то, что мы должны оставаться теми, кем являемся. Мы можем развиваться в музыке, но мы должны это делать так, как всегда делали. В этом нет ничего плохого.
Альбом словно улавливает момент во времени. И для группы с историей, такой, как наша, это многое значит".

Я с ним полностью согласен: если коллектив способен сосредоточиться на записи альбома, организовать запись и реализовать ее, то это основное и лучшее проявление его работоспособности и креативности, отражение ее творческого потенциала в текущий момент времени и соответствующий период развития. (Мне кажется, что в данном случае Гловер высказался как маститый продюсер даже больше, чем как музыкант - и тем его мнение, в данном случае, интереснее и ценнее).

Опять же, физический возраст, о котором шла речь выше, ограничивает в основном концертную деятельность группы, а вот в качестве обоснования отказа от деятельности студийной, очевидно, принят быть не может.

Таким образом, по целому ряду причин, студийный музыкальный альбом представляется в настоящем исследовании основным внешним проявлением внутренних творческих способностей действующего рок-коллектива, его потенциала и креативности.

Iron Maiden в студии. Золотые для heavy 1980-е...
Iron Maiden в студии. Золотые для heavy 1980-е...

4. Для количественного сравнения активности рок-исполнителей был проведен количественный анализ выпускаемых студийных альбомов по исполнителям и десятилетиям.

При отборе исполнителей и оценке их активности я руководствовался следующими принципами их валидности для исследования:

  • выбраны временные промежутки по десятилетиям, начиная с 1960-х и по настоящее время (то есть, представляющие 4 рассмотренных поколения рок-музыкантов, и последующий период),
  • были взяты только рок-группы, активные до нынешнего времени (выбытие группы из актива в тот или иной период не позволило бы сравнивать ее активность со сверстниками, или представителями других поколений),
  • представлены представители разных стилей рок-музыки,
  • представлены разноязычные рок-группы,
  • двойные альбомы учитывались как один (согласно приведенному выше определению, двойной альбом все равно записывался в одни и те же сессии одним и тем же кругом лиц, от одинарной пластинки его отличает только объем материала),
  • срок выхода альбома учитывался по официальной дате выхода.

Анализ динамики выпуска студийных альбомов по десятилетиям и исполнителям представлен на графике №2.

График №2. Активность выпуска рок-исполнителями студийных альбомов по десятилетиям (цифровые значения)
График №2. Активность выпуска рок-исполнителями студийных альбомов по десятилетиям (цифровые значения)

Как видно из графика, рок-группы, созданные в течение 1960-х, сразу хорошо заявили о себе (чего стоит только пластинка "Deep Purple"(1969)!)

Но их главный выход состоялся, конечно, в 1970-х. Вместе с группами, основанными в конце 1960-х - начале 1970-х, они выдали почти в 3 раза больше студийных альбомов, целый ряд из которых и поныне считается классикой рока.

В 1980-х группы 70-х существенно - почти в 2 раза - снижают активность, но за счет того, что на рок-небосклоне появляется яркое и энергичное поколение 80-х, общая активность выпуска студийников увеличивается еще на треть. Надо ли говорить, что и здесь нам в наследство остались десятки классических пластинок в самых разнообразных стилях рок-музыки.

1990-е являются последним десятилетием, когда общая студийная активность не только увеличивалась, но при этом стала рекордной. Очевидно, что это происходит за счет того, что к стабильно записывающимся поколениям 70-80-х присоединяется alternative поколение 90-х. Все вместе они обеспечивают максимальную активность выпуска студийных альбомов из всех десятилетий существования рок-музыки.

В 2000-х рассматриваемая активность снижается на четверть, но в целом можно сказать, что феномен этого десятилетия состоит в том, что все четыре поколения еще были в состоянии стабильно функционировать.

2010-е представляют собой десятилетие тотального - в 2 раза - обвала студийной активности рок-групп, и это - даже по сравнению с 2000-ми. Причина очевидна: исчерпанность рок-музыки как жанра, снижение креативности ее активных единиц, физическое старение музыкантов.

За полтора года наступившего нового десятилетия рок-группами уже выпущено несколько новых альбомов. Экстраполируя их количество на все 2020-е, можно было бы сказать, что их количество приблизится к двум десяткам, однако это был бы чисто механически подход, не учитывающий дальнейшее физическое и креативное старение рок-музыки и музыкантов. Так что, не думаю, что за 2020-е можно ожидать больше 13-15 альбомов - примерно столько же, сколько и в 1960-е, то есть на заре рок-музыки.

Динамика изменения общего количества выпущенных студийных альбомов по десятилетиям представлена на графике №3. Он наглядно представляет проходящую красной нитью через все исследование параболическую активность рок-групп в рамках становления, развития и угасания рок-музыки как культурного явления.

График №3. Активность выпуска рок-исполнителями студийных альбомов по десятилетиям (графическое изображение)
График №3. Активность выпуска рок-исполнителями студийных альбомов по десятилетиям (графическое изображение)

Таким образом, студийная активность рок-групп является наглядным свидетельством этапов развития рок-музыки.

5. По результатам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:

  • Появление рок-музыки является следствием рефлексии на Вторую мировую войну послевоенных поколений творческой молодежи,
  • Выявлены 4 поколения рок-музыкантов, свойственные им временные промежутки развития и примерный набор разрабатываемых стилей,
  • Студийный альбом является основным критерием творческой активности музыкального исполнителя, валидным для ее сравнения,
  • Установлена динамика изменений студийной творческой активности рок-исполнителей по временным промежуткам. Наибольшего уровня указанная активность достигает в 1980-90-е.

Важнейший вывод исследования состоит в том, что рок-музыка как исполнительский жанр близка к исчерпанию.

В различных источниках, посвященных жанру, периодически публикуются интервью с рок-мэтрами, которые на вопрос: "Умер ли рок?" - отвечают совершенно по-разному, и часто - диаметрально противоположно. Я думаю, что это происходит по двум причинам: во-первых, и вопрос, и ответы эмоционально окрашены, а не рассматривают предмет с предложенной в начале исследования информационно-энергетической точки зрения, а во-вторых, не уточняется, что считать "смертью" жанра и на каком временном промежутке она возможна.

С точки зрения изложенного в Теории поколений, на этот вопрос можно ответить куда более конкретно. Во-первых, рок-музыка как жанр близка к полному исчерпанию как по причине энерго-информационного и психологического угасания основного фактора, который привел к ее появлению, так и по причине творческой исчерпанности ее основных стилей. Во-вторых, рок-музыка, как любой творческий жанр, не может закончится одномоментно, и какое-то время (возможно, до конца текущего десятилетия) она будет иметь внешние проявления благодаря деятельности как ветеранов, так и новых команд, которые будут разрабатывать уже известные стили, и развиваться исключительно экстенсивно.

Рок-музыка: этот поезд, увы, ушел...
Рок-музыка: этот поезд, увы, ушел...
Как-то мне в голову пришло сравнение рок-музыки с составом метро советского типа, в котором было 8 отдельных вагонов: 50-е, 60-е, 70-е, 80-е, 90-е, 2000-е, 10-е, 20-е. И я очень рад, что мне удалось проехаться во второй половине такого состава...