Данный обзор предназначен исключительно для любителей архивных редкостей и записей Deep Purple.
В 2011 EMI Records выпустила на двойном CD коллекцию записей группы на радиопередачах ВВС, сделанных MkI и MkII в 1969 - 1970.
На CD1 размещены записи MkI, на CD2 записи MkII. Издание прекрасно оформлено, а в буклете содержится подробная информация об имевших место записях и комментарии к трекам.
Ниже приводится перевод текста буклета об этих записях, иногда дополненный моими комментариями. Оригинальный вариант перевода взят с сайта deep-purple.ru.
…Начиная с 30-х годов, BBC Transcription Service издавала на пластинках программы с классической музыкой, театральными постановками и т.д., предназначавшиеся для зарубежных радиостанций.
В 60-х BBC начали добавлять в свои программы поп-музыку, сначала для программы Pick Of The Pops, а затем и для нового шоу Top Of The Pops. Обе эти передачи поставлялись радиостанциям - подписчикам за рубежом Великобритании. Продюсеры этих поп-программ нарезали треки с разных сессий, диджеи добавляли свои комментарии. Станции-подписчики платили BBC ежегодный взнос за трансляцию этих программ. В те времена на BBC не было чёткой политики архивирования. Множество плёнок использовалось повторно, и только благодаря BBC Transcription Service эти сессии частично сохранились. Составители редко помещали на диски сессии целиком, а делали компиляции - в этом причина того, что какие-то треки из одной сессии сохранились, а другие нет. Сборники эти были достаточно эклектичными, например на пластинке номер 262 длительностью звучания 40 минут представлены Deep Purple, Roger Whittaker, The New Seekers, Lulu, Jethro Tull, Clodagh Rodgers и The Plastic Ono Band.
Сборники предоставлялись радиостанциям на строгих лицензионных условиях - после года использования они обязаны были возвращать диски в Лондон, где часть из них хранили, но куда большую часть уничтожали.
Кроме этих источников существовали любительские записи – слушатели записывали музыку с эфира, попросту приставив микрофон к радиоприёмнику. По мере того, как всплывали все эти записи, коллекционеры смогли составить список сессий Deep Purple. Документацию, в отличие от самой музыки, на BBC хранили тщательно и исследователь Ken Garner в 1993 году в своей книге "Session Tonight" в достаточно полной степени раскрыл эту тему.
Окончательным толчком к изданию данного CD послужило появление на свет в 2010 году в полном объёме двух сессий, считавшихся утраченными. Несмотря на то, что пробелы всё ещё остаются, наконец появилась возможность составить коллекцию записей, которую можно назвать «настолько полным, насколько это возможно».
Считается, что группа записала 37 песен, из которых 9 остаются утерянными (или существуют в качестве, граничащем с бессмысленностью).
Составители CD составили хронологию этих сессий, которую имеет смысл здесь привести.
MkI
Сессия 1
Запись: 18/06/68 BBC, Studio 1, 201 Piccadilly
1. Hush (vsn one) (ранее на CD не издавалась)
2. One More Rainy Day (vsn one) (ранее на CD не издавалась)
3. Help! (ранее на CD не издавалась)
Top Gear, эфир: 30/06/68 (Повтор: 15/07/68)
Три студии BBC по адресу Piccadilly, 201 использовались BBC с времён второй мировой войны до 1971 года.
Эта сессия MkI появилась в 2010 году и ранее считалась утерянной.
Top Gear к моменту трансляции этой сессии собирала у радиоприемников порядка 1,5 миллионов слушателей, поэтому попадание в передачу являлось серьёзным стартом для любой новой группы (Deep Purple к тому времени существовали около 4-х месяцев, в том числе только 2 месяца под этим названием).
Сессия 2
Запись: 25/06/68 BBC, Studio 5, Maida Vale
1. Hush (vsn two) – отсутствует
2. One More Rainy Day (vsn two) – отсутствует
3. Kentucky Woman – отсутствует
4. It's All Over (vsn one) – отсутствует
5. And The Address (ранее на CD не издавалась)
Dave Symonds show, эфир: 01/07/68 - 04/07/68 (по 1 песне в день)
Здание Maida Vale изначально предназначалось для катания на роликовых коньках, а в 30-е годы его заняла BBC. В здании было организовано 7 студийных комнат, и оно до сих пор используется в этом же качестве.
Данная сессия утеряна, поэтому мы лишены возможности услышать как Deep Purple единственный раз на BBC сыграли Kentucky Woman. Из за недостатка своего материала, группа обратилась к каверу – вещи It's All Over, записанной Ben E. King, которую они в студии не записывали.
Единственный трек, который можно было использовать для данного CD – эфирная запись And The Address посредственного качества, однако документов, подтверждающих факт её записи именно в эту сессию нет. Составители вычислили это методом исключения.
Сессия 3
Запись: 14/01/69 BBC, Studio 4, Maida Vale
1. Hey Bop A Re Bop
2. Emmaretta
3. Wring That Neck
4. Brian Matthew interviews Rod Evans
5. Hey Joe
6. It's All Over (vsn two)
Top Gear, эфир: 09/02/69 (первые 4 трека), повтор 23/03/69 (все треки)
На момент записи группа вернулась в Британию из США и начала работу над третьим альбомом. Например, версия Emmaretta для сингла была записана через 3 дня после сессии на BBC. Также интересен трек Hey Bop A Re Bop. Группа должна была появиться на телешоу Late Night Line Up и исполнить новую композицию. Исследователь Nigel Young предполагает, что для этой цели была написана данная вещь. Запись телешоу не сохранилась. Когда группа поехала на радио, композиция была свежа в памяти и её сыграли. В песне поётся о некой Глории, которая проводит всё своё время на станции. Впоследствии текст был заменён на другой, таким образом родилась The Painter, записанная впоследствии на третьем альбоме группы.
Сессия включает в себя краткое интервью (1:27) с Родом Эвансом.
Впервые эти записи были изданы в качестве бонусов при издании трех альбомов MkI EMI Records 07.02.2000 (каталожные номера: 7243 4 98336 2 3, UK; 7243 5 21608 2 2, UK; 7243 5 21597 2 7, UK.)
Сессия 4
Запись: 11/02/69 BBC, Studio 4, Maida Vale
1. Emmaretta (vsn two) – отсутствует
2. Bird Has Flown – отсутствует
3. Hush (vsn three) – отсутствует
4. Hey Bop A Re Bop (vsn two) – отсутствует
Tony Brandon show Radio 1, эфир: 17/02/69 - 20/02/69 (по 1 песне в день)
Через месяц группа вернулась в Maida Vale на сессию, которая утрачена, если не считать любительской записи с эфира плохого качества, не позволившего включить сессию в данное издание. Факт печальный, т.к. Bird Has Flown первый состав DP на BBC больше не исполнял. Группа только что записала её в студии для обратной стороны сингла.
Сессия 5
Запись: 24/06/69 BBC, Studio 5, Maida Vale
1. Lalena
2. The Painter (vsn one)
3. I'm So Glad – отсутствует
Sounds Like Tony Brandon show Radio 1, эфир: 01/03/04.07.69 (по 1 песне в день)
Яркий пример того, как первые 2 трека были взяты с диска BBC Transcription Service (Top Of The Pops) Vol. 244 и сохранились, в отличие от третьего трека, который до сих пор считается утерянным.
Оба трека впервые были изданы в качестве бонусов при издании альбома «Deep Purple» (1969) EMI Records 07.02.2000 (каталожный номер: 7243 5 21597 2 7, UK.)
Сессия 6
Запись: 30/06/69 BBC, Studio 2, Aeolian Hall
1. The Painter (vsn two) (ранее на CD не издавалась)
2. I'm So Glad (ранее на CD не издавалась)
3. Hush (vsn four) (ранее на CD не издавалась)
Chris Grant's Tasty Pop Sunday, эфир: 06/07/69
Aeolian Hall – ещё одна студия, которую BBC организовала во время Второй мировой войны. Студия использовалась для различных записей BBC, включая поп- и рок-сессии до 1975 года, когда этим заниматься перестали.
На момент записи группа уже пригласила Яна Гиллана и Роджера Гловера, а Род Эванс и Ник Симпер знали об увольнении из группы (MkI последний раз появится на сцене 4 июля, за 2 дня до того, как последняя запись состава на BBC выйдет в эфир). Ди-джей Chris Grant поверх записи комментирует выступление.
MkII
Сессия 7
Запись: 11/08/69 BBC, Studio 2, Aeolian Hall
1. Ricochet (ранее на CD не издавалась)
2. Bird Has Flown (ранее на CD не издавалась)
Symonds On Sunday, эфир 17/08/69
У нового состава MkII старые композиции перемежались только что сочинёнными. Данная сессия иллюстрирует это. Ricochet - это ранняя версия Speed King (до официального издания встречалась только на бутлегах, причем иногда ее обозначали как «Child in Time», чем вносили путаницу), а Bird Has Flown – последний сингл MkI, исполняемый MkII.
Существует версия, что в эту сессию были записаны дополнительные треки, однако всё, что осталось - это данные 2 вещи, взятые с диска BBC Transcription Pick Of The Pops For Your DJ Vol. 250. В данной программе Deep Purple соседствуют с Yes, The Bonzo Dog Doo Dah Band и Humble Pie.
Сессия 8
Запись 29/08/69 BBC Radio, Studio 1, 201 Piccadilly
1. Kneel And Pray – отсутствует
2. Child In Time (vsn one) – отсутствует
Stuart Henry show, эфир 07/09/69
Ещё одна утерянная сессия. Одна из самых ранних версий Child In Time. Kneel And Pray, как и Hey Bop A Re Bop – композиция, прозвучавшая на BBC в версии, которая видоизменится и через пару месяцев будет записана в окончательном варианте для альбома (Speed King).
«Сессия» 9 (Повтор материала)
28/09/69 BBC, Studio 5, Maida Vale
1. And The Address
2. The Painter
3. Child In Time
4. Kneel And Pray
5. Bird Has Flown
Dave Cash show Radio 1, эфир 13/10/69 - 17/10/69
Считается, что это подборка из сессий, записанных ранее. And The Address – версия из сессии номер два.
Сессия 10
31/10/69 BBC, Studio 4, Maida Vale
1. Speed King
2. Living Wreck (vsn one) – отсутствует
3. Jam Stew (aka John Stew)
Stuart Henry Show, эфир: 09/11/69
Ещё одна сессия, две вещи из которой сохранены благодаря диску Transcription Service Vol. 262.
Здесь в Jam Stew присутствуют слова. Студийная версия для In Rock записывалась в конце ноября, но вокальная партия так и не была подготовалена, и работа над материалом была прекращена. Опубликована композиция была только при юбилейном переиздании In Rock. Этот рифф Ритчи Блэкмор использовал на следующий год на альбоме Green Bullfrog.
Сессия 11
21/04/70 BBC, Studio 5, Maida Vale
1. Hard Lovin' Man
2. Bloodsucker
3. Living Wreck (vsn two)
Mike Harding's Sounds Of Seventies. эфир: 28/04/70
Записи взяты с диска Transcription Service Vol. 286. Группа сыграла сет из альбома In Rock.
Существуют также альтернативные редакции данных записей, так как сохранились также и эфирные варианты.
Сессия 12
23/09/70 BBC, Studio T1, Shepherds Bush
1. Brian Matthew interviews Jon Lord
2. Black Night
3. Grabsplatter
4. Into The Fire
5. Child In Time (vsn two)
Эта последняя сессия была записана специально для диска Transcription Service Vol. 309 для зарубежных радиостанций. Сессия включает в себя краткое интервью (1:35) с Джоном Лордом.
Здесь Grabsplatter – инструментал, что довольно необычно, т.к. логичнее было сыграть трэк из нового альбома. Позже группа запишет эту композицию в студии с вокальной линией, и она превратится в I'm Alone, вышедшую в качестве B-side к синглу The Strange Kind of Woman. Впервые Grabsplatter появился на сборнике New, Live & Rare EP в октябре 1980, откуда и взята данная запись.
Таким образом, издание архивных записей Deep Purple дает нам возможность перенестись на полвека назад, когда молодые, полные креативности музыканты на глазах становились законодателями hard rock.