45 лет назад, 7 апреля 1975, в Париже дал последний концерт Deep Purple MkIII (Blackmore - Lord - Paice - Coverdale - Hughes) - состав, многими любимый даже больше, чем классический MkII.
К сожалению, видеозаписи этого концерта нет, зато аудиозапись есть, и прекрасного качества. Она официально выпущена в 2012 в виде отлично оформленного двойного CD.
До этого запись концерта, конечно же, уже была достоянием публики - но только в виде бутлегов.
Многим в силу ностальгии близок концертный альбом "Made in Europe" (1976). Ничего удивительного здесь нет: он вышел по горячим следам. Однако, не будем забывать: он одинарный, на нем представлена только часть концерта, проходившего двумя днями ранее, 5 апреля, в Саарбрюккене (Германия). Еще одна деталь: при микшировании "Made in Europe" в конце Ян Пэйс зачем-то вставил ненатуральные аплодисменты, здесь же таких инородных включений нет.
Таким образом, запись парижского концерта с исторической точки зрения значительно ценнее.
Главной интригой концерта, разумеется, является предстоящий уход из группы гитариста Ритчи Блэкмора.
Ритчи Блэкмор: "Я не смог бы вынести записи еще одного альбома с Deep Purple. "Stormbringer" был сущей чепухой. Мы начали погружаться в эту фанк-музыку, чему я не мог мешать. Мне это жутко не нравилось. Я сказал: послушайте, я ухожу, я не хочу разваливать группу, но с меня хватит...".
В некоторых источниках указано, что Ритчи объявил о своем решении покинуть группу в мае, однако это не так: менеджерам группы он поведал о своем решении заранее, слухи о его уходе уже имели место среди фанатов и в прессе, а вот остальным музыкантам об этом было сказано прямо перед выходом на сцену.
Итак, представим себе настроение, в котором музыканты группы вышли на сцену и включаем запись...
В сет-листе представлены песни с трех альбомов (из 9 студийников группы на тот момент): "Machine Head" (1972), "Burn" (1974) и "Stormbringer" (1974).
4 песни исполняются группой в последний раз.
Прощальные концерты не всегда блещут энергетикой и мастерством исполнителей, но здесь это не так: слушая его запись, даже не верится, что группа на грани распада. Все музыканты показывают себя с самой лучшей стороны, много и блестяще импровизируют.
На первом диске представлено 7 песен.
"Burn" открывала концерты MkIII, MkIV и MkV.
Deep Purple еще будет играть "Stormbringer" в следующем составе, но Ритчи - больше никогда.
Следующие 3 песни Deep Purple исполняет на этом концерте в последний раз.
"Smoke on the Water", неизменный концертный номер, с момента своего появления, сыгран со вставкой из "Lazy".
"You Fool no One" здесь также исполняется в последний раз, особым мастерством блистает Пэйс со своей вставкой-соло.
На втором диске представлено 3 песни.
"Space Trucking`" наполнена импровизациями, как в лучшие времена, и сыграна со вставкой интро из "Child in Time".
Завершают концерт "Going Down" (Don Nix cover) и "Highway Star".
В качестве бонуса на диск добавлено интервью с музыкантами.
Несмотря на короткий сет-лист (всего 10 номеров), концерт длится 105 минут и слушается на одном дыхании. Остается только позавидовать тем, кто в тот вечер был в парижском Дворце спорта...
Оглядываясь назад, стоит признать, что Ритчи принял на тот момент верное решение. На альбоме "Stormbringer" группа взяла курс, не устраивавший его, а вот с новым проектом Rainbow Блэкмора ждал большой успех (дебютный альбом был окончен в марте).
Deep Purple же, напротив, несмотря на то, что в июне приняли в группу нового гитариста Томми Болина, в составе MkIV продержались недолго, и его судьба была не только короткой, но и не яркой.
После окончательного ухода из Deep Purple сначала Блэкмора, а затем и Джона Лорда, ходили слухи о возможном реюнионе MkIII.
Неожиданно в 2011 Гленн Хьюз и Дэвид Ковердэйл поведали, что этот вопрос уже чуть ли не решен:
Darkside.ru, 9 мая 2011: "Фронтмэн WHITESNAKE/ex-DEEP PURPLE Дэвид Ковердэйл сказал корреспонденту VH1 Radio Networks Дэйву Баснеру, что собирается принять участие в реюнионе DEEP PURPLE MkIII вместе с Джоном Лордом (клавишные), Яном Пейсом (ударные), Ричи Блэкмором (гитара) и Гленном Хьюзом (бас, вокал) для возможных концертов.
Когда VH1 Radio Networks брали интервью у Хьюза на прошлой неделе, он сказал, что будет участвовать в реюнионе DEEP PURPLE MkIII, и объяснил, почему: «Да, всё верно, и сейчас объясню, почему: я присоединился к DEEP PURPLE ясноглазым талантливым пареньком, как Дэвид, а покинул её, скажем так, изрядно налегая на барную продукцию. И я хочу снова играть с ребятами, но уже как трезвый человек, как кто-то, для кого это ежедневная норма жизни. И мне нравится этот вариант».
Хьюз рассказал и о другой причине воссоединения:
«И фэны! Думаю, DEEP PURPLE MkIII будет последним реюнионом классических групп семидесятых. THE WHO вернулись, даже ZEPPELIN сыграли один концерт. Так что MkIII тоже будет большим событием... А для поклонников, вероятно, и вовсе монументальным. И, знаете, мне нравится думать, что мы угодим фэнам».
Так за чем же дело стало? Оказывается, Гленн уже пытался собрать группу заново, но безуспешно.
«Всё зависит от того, сумеем ли мы подтащить Ричи, и я не уверен, что нам это удастся. Но Дэвид и я частенько болтаем на этот счёт. У нас были мысли на этот счёт четыре года назад, но мы не смогли собрать всех, и решили не торопиться, ведь это большая ответственность. В дело вовлечено множество людей, и мы провели довольно много времени, пытаясь собрать всех, и пока что это удаётся».
Увы, со смертью Джона Лорда в июле 2012 возможность реюниона какого-либо состава Deep Purple стала невозможной. Причину этого уже обозначил Гленн Хьюз: это "невозможность "подтащить" Ритчи Блэкмора".
Можно по-разному относиться к творчеству Блэкмора вне Deep Purple, но, по-моему, одну важную поговорку о том, что все нужно делать вовремя, он не усвоил. Я считаю, что Ритчи, увы, проспал не только возможность реюниона MkII и MkIII, но и полноценный реюнион Rainbow.
Реюнион MkIII не состоялся, но его наследие по-прежнему востребовано. Whitesnake в 2015 выпустили студийный альбом, целиком состоящий из песен MkIII/MkIV, и провели "The Purple Tour". Чуть позже свой вариант "Classic Deep Purple" представил на сцене и Гленн Хьюз...
Тем не менее, золотые для рок-музыки 70-е навсегда останутся с нами, и запись парижского концерта - одно из нетленных свидетельств той ушедшей эпохи.