Найти в Дзене

Я наказываю сына с синдромом Дауна

Оглавление

В каждой статье, где я так или иначе затрагиваю тему о правах детей-инвалидов, обязательно будет хоть один опус о том, что "права вы хотите, а обязанностей у вас нет. Если ваш даун совершит правонарушение, то он не понесет никакой ответственности". Так вот, за совершенное преступление обязательно будет наказание в соответствии с УК РФ Статья 22. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Но все это касается взрослого человека.

А надо ли наказывать ребенка с синдромом Дауна? Поймет ли он, что совершил плохой поступок, и за что был наказан? У меня были статьи о том, как мы поощряли сына, наказания вскользь упоминались, но конкретно эта тема не обсуждалась. Я думаю, конструктивный разговор будет полезен всем родителям, не зависимо от того, есть у ребенка диагноз или нет.

Краткая информация для тех, кто с нами еще не знаком. Я - мама ребенка с синдромом Дауна. Это наш младший сын, ему в октябре будет 15 лет. Он перешел в 8 класс коррекционной школы. Умеет читать, писать, считать, полностью себя обслуживает, помогает по дому, умеет немного готовить, любит компьютерные игры, мечтает стать блогером.

Любой ребенок может вести себя плохо.

Наверное ни кто не будет спорить с тем, что абсолютно любой ребенок может иногда вести себя плохо. У маленьких детей это может проявляться в капризах и истериках, дети по старше спорят и ругаются с родителями, не выполняют их требования, не соблюдают внутрисемейные правила, обижают сверстников. Похожее поведение бывает у детей и в детском саду, и в школе, создавая проблемы и самим детям, и окружающим. Хорошо, если плохое поведение носит временный характер, но если оно становится постоянным, то это приводит к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым. А проблемы из детства однозначно будут влиять на жизнь уже взрослого человека .

Не удивительно, что у родителей всегда возникает вопрос: "Почему дети плохо себя ведут?" Потом конечно идут вопросы "что делать?", "как заставить?", и, конечно "как наказать?". И вот тут стоит подумать, а надо ли наказывать, как наказывать и за что. Порой нам кажется, что дети просто не слушаются или не хотят понимать наши просьбы , но есть конкретные причины плохого поведения, которые стоит учитывать, и, что интересно, они не зависят от того, обычный ребенок или с особенностями. Вот одна из них.

Плохое поведение, его причины и способы решения проблем.

Чего больше всего не хватает ребенку? Обычно - родительского внимания. А как его привлечь? Любым доступным способом. Маленькие манипуляторы очень быстро понимают, что если мама занята своими делами, то можно заплакать, что-то сбросить со стола, дернуть за хвост кошку, укусить сестренку, и тогда него обратят внимание, поругают, пожалеют, чем-то отвлекут. Так же можно получить что-то очень желаемое, например телефон. У кого нервы окажутся крепче, у мамы или у орущего ребенка?

Для ребенка с синдромом Дауна плохое поведение порой бывает единственным способом привлечь к себе внимание, потому что он далеко не всегда может объяснить свои потребности. Особенно сложно бывает с неречевым ребенком. Он не может сказать "я устал", но может заорать и заплакать, не скажет "не хочу кашу или молоко", но может оттолкнуть мамину руку с ложкой каши, которая полетит на пол. Ребенок не хочет заниматься, потому что ему не здоровится, ему надоело, или он просто не понимает, что надо делать, и вот ребенок все сбрасывает со стола на пол, хочет общаться со сверстниками, но не знает как и может толкнуть, схватить чужую игрушку. В любой ситуации надо попробовать понять причину плохого поведения ребенка, и не менее важно учесть свою реакцию на его поведение , а так же на то, что в результате такого поведения получит ребенок, ведь если он добился желаемого плохим поведением раз, второй, третий, то оно закрепится, а переучивать будет на много сложнее. Это не значит, что ребенку с синдромом Дауна позволено из родителей вить веревки, и его не накажут, но наказание должно соответствовать возрасту, а ребенок должен понять, что это наказание и за какой проступок. Я уже писала о том, как Саву наказывали, усаживая на стульчик подумать. Когда он стал старше, наказанием стало время без планшета и мультиков. Нет, я не идеальная мама, поэтому и кричала на сына, и по попе ему прилетало, но все таки чаще были попытки договориться. Когда-то давно, еще со старшим сыном, я прочитала о том, что у ребенка дошкольника должно быть не много запретов, два-три плюс возраст, и это такие запреты, которые обеспечивают безопасность ребенка. Все остальное делится на "можно", " "можно, но не сейчас" или "убирается с глаз долой, что бы пока не провоцировать нежелательное поведение". И главное, что бы правила поведения соблюдались всегда и всеми членами семьи, а не так, что мама запретила, а бабушка пожалела и разрешила. Правила должны быть едиными и постоянными, тогда и ребенку будет легче понять , привыкнуть и соблюдать их. Хотя он еще не раз будет проверять границы дозволенного, испытывая маму и папу. И тут родителям нужно запастись терпением. Не стоит тешить себя надеждой, что с первого раза малыш все поймет и будет делать так, как вам этого хочется. Придется проявить твердость и настойчивость. Когда ребенок поймет, что хныканьем, плачем, назойливостью изменить правила невозможно, то он усвоит эти правила и начнет их соблюдать.

Еще один, как мне кажется, важный момент в решении плохого поведения ребенка с синдромом Дауна нам подсказали психологи. Надо хвалить детей за хорошее поведение и игнорировать плохое, потому что ругая ребенка, мы оказываем ему внимание, тем самым поощряя его плохое поведение, а наша задача — дать ему понять, что это не работает. Именно по этому мы усаживали Саву на стульчик "подумать", а не говорили, что он наказан. Само слово "наказание" у нас появилось ближе к школе, потому что в ней свои правила, которые обязан соблюдать каждый ученик. Не знаю, правильно ли это, но мы приучили Саву к тому, что хвалили его за любые мелочи, порой мимоходом. Например он играет сам, я прохожу мимо, погладила по голове, похвалила, что он умничка, сам справляется, и ребенок расплывается в счастливой улыбке. Или сидит, рисует, подхожу, хвалю и спрашиваю: "Можно я с тобой дерево раскрашу!" Ни разу ребенок не отказался от совместного рисования, пять минут, и у меня еще пол часа свободного времени. А уж если у него появлялось желание самому убрать игрушки, подмести пол, помочь папе на огороде, то сие действие рассказывалось всем домочадцам. Со стороны кажется, что все это спектакль, возможно, но с определенной целью, показать ребенку, как себя вести в той или иной ситуации.

-2

Не могу не сказать и о такой черте характера большинства детей с синдромом Дауна, как упрямство, даже более того, упертость. Они, как ослики, если начинают вредничать и упрямиться, их с места не сдвинешь. На какие только ухищрения не приходилось идти. Вот тогда у меня порой нервы и не выдерживали. Орала я так, что потом самой стыдно было, но главное - результат был нулевой. Савка как раз молчал, угнувшись и глотая слезы, но не двигался с места. Пришлось научиться мириться, просить у него прощение, учиться сдерживать свои эмоции, потому что он начал копировать мое поведение, а я узнавала себя и мне это очень не понравилось.

Саве в октябре 15 лет. Конечно он не развит на свои пятнадцать, так, как обычные подростки. Но что у него не отнять, так это умение себя вести и дома, и в общественных местах. Он еще может себе позволить упрямиться и вредничать дома, и я понимаю, что теперь он так проявляет свое "я", он во многом хочет сам принимать какие-то решения, делать так, как он хочет, а я похоже к этому не всегда готова. Но при этом с ним можно быстро договориться. Самое неприятное для него наказание - лишение компьютера или планшета, но он с этим соглашается, терпит время, приходит извиниться. Если честно, то я уже и не знаю, за что на него сердиться. Он вырос. Посмотрим, как будет дальше.