«ФАС»!
Этот вопрос встал особенно остро после того, как в июне ассоциацией РОАД в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) было направлено письмо, в котором, грубо говоря, дилеры «катили бочку» на автопроизводителей, а ещё просили проверить договоры между производителями, дистрибьюторами и продавцами автомобилей на наличие «элементов монополизма» и недобросовестной конкуренции.
Не будем вдаваться в подробности событий первого летнего месяца (об этом мы подробно рассказывали в отдельном материале), скажем лишь, что в письме дилеры, помимо прочего, жаловались и на отсутствие обязательств автопроизводителей и дистрибьюторов по тех. поддержке ДЦ.
Разумеется, в первую очередь имеются в виду производители из Поднебесной, ведь доля их новых машин на рынке РФ в настоящее время превышает 60% (!)
Надеемся, должно быть понятно, почему эти проблемы имеют большое значение и для нас, покупателей: ведь поддержка владельцев китайских авто, скажем прямо, их благополучие в этом плане, во многом зависит от оперативного доступа официальных дилеров к полному спектру запасных частей, материалов и проч. – в противном случае ремонт (в т. ч. по ОСАГО) затянется на неопред. срок, с чем мы уже сталкивались - не только в России!
«Трудности перевода»
Тревожная ситуация с китайским автопромом в России наблюдается уже достаточно давно – ещё весной на это обращал внимание Центробанк РФ. Дело в том, что любые запчасти на китайские машины достать, конечно, можно, но:
- есть определённые сложности с их заказом – для многих моделей каталоги запасных частей попросту отсутствуют или же они существуют только на китайском языке
- подчас нет и заводских инструкций по ремонту и обслуживанию
- зачастую растянуты сроки поставок
Можно ли упрекать китайских производителей в чём-то вроде «нецивилизованного» подхода к сервису, к обслуживанию в России? Сложно. Это прагматичный подход, к которому китайцы привыкли у себя на домашнем рынке.
В России же практика предоставления дилерам каталогов и инструкций появилась с массовым приходом автокомпаний из Европы - европейские автоконцерны законодательно обязаны обеспечивать свои автомобили тех. документацией на языках всех стран и запчастями «на весь срок службы». В России и в Китае, увы, таких законов пока нет.
Как с этим борются российские профильные ведомства и министерства? Корректнее говорить, начинают бороться.
К примеру, Минпромторг не так давно подготовил поправки в Техрегламент о безопасности колёсных транспортных средств. Новый механизм обяжет автопроизводителей обеспечивать всю информацию по обслуживанию и ремонту своих автомобилей на понятном нам языке – иначе новые модели просто не сертифицируют!
Но как это поможет в уменьшении сроков поставок запчастей и материалов? Ответ очевиден: никак. Даже если механизм в скором времени заработает, запчасти быстрее приезжать не станут, а ведь владельцев, говоря откровенно, мало интересуют каталоги и методички – главное, чтобы ремонт занимал минимальное время.
Дефицит трёх степеней
А вообще, если отмотать назад, то похоже на то, что наращивание поставок запчастей в Россию для автомобилей китайских марок в какой-то период сильно отстало от скачкообразного роста продаж, коему мы не раз были свидетелями. Поэтому в прошлом году и стал так ярко заметен выраженный дефицит – и до сих пор многие детали у нас приходится ждать месяцами.
И тут нужно различать ситуацию в зависимости от автобренда из Китая и времени его присутствия на российском рынке. У всех «старых» китайских производителей, что работают у нас больше 3–5 лет, в РФ давно имеются и действуют центральные склады запчастей (как, например, у Haval, который недавно открыл второй склад оригинальных запчастей), а у многих - даже региональные склады. Да и сами дилеры признают, что к крупным, «привычным» игрокам из Китая вопросов практически нет – лишь по некоторым кузовным деталям и электронике.
А вот с «новыми» марками, что пришли буквально «вчера» и ещё толком не закрепились на российском рынке, не обосновались в нашей стране, естественно, ситуация гораздо сложнее.
Ну и совсем сложная – с моделями, поставляемыми к нам по параллельному импорту, - причём это касается уже не только авто из Поднебесной, но и машин некитайских марок.
Для них какой-либо поддержки может не быть совсем! Да, сами дилеры обычно дают на такие автомобили 2-летнюю гарантию, и в случае чего, пока эти два года не прошли, рано или поздно всё починят, но здесь резонный вопрос: «А дальше как?» Вопрос, на который лично у нас ответа нет.
А что же будет в будущем?
Тут ещё всё любопытнее, и не сказать, что в «зелёной зоне» с точки зрения российских владельцев.
Сейчас у нас на рынке представлены машины примерно 60 китайских брендов. При этом расклад где-то 50/50: половина из них реализуется официально, другая же приезжает в Россию по схеме параллельного импорта.
Какие прогнозы есть на этот счёт? Некоторые эксперты считают, что через несколько лет у нас будет всего 10–20 китайских марок, а остальные «сольются» - под влиянием «разного рода» обстоятельств и конкуренции. Ну здесь мнение российских экспертов прямо-таки близко к предсказаниям зарубежных аналитиков: вспомните наш материал, где мы рассказывали, что чуть ли не 80% или 90% всех китайских автобрендов лет так через 6 просто перестанут существовать – компании позакрываются.
Не будем отвлекаться на глобальный уровень. Нас интересует российский рынок, поэтому сразу хочется задать ещё один вопрос – а что будет с запчастями для машин ушедших марок? Что будут делать владельцы таких автомобилей? Скорее всего, это будет настоящая головная боль! Учитывая, какой сложности многие нынешние авто из КНР. Зато, на это стоит надеяться, те автомобильные марки, которые всё-таки останутся в России, поднимут техническую поддержку на достойный уровень.
Всё тянут
Российский союз автостраховщиков (РСА) приводит ещё одну тревожную статистику: с конца прошлого года, по словам страховщиков, средние сроки поставки автозапчастей [в Россию] выросли с 2–3 недель до месяца-полутора.
Как вы верно догадались, это связано с усложнением прохождения платежей, с переводами – конечно, это результат санкций, все транзакции сейчас проходят доп. проверки. 3 основных «хаба», откуда к нам идут автокомпоненты, — это Китай, Турция и ОАЭ. Сегодня так.
Хотя, по правде говоря, к китайским брендам это относится в меньшей степени – работают же всё-таки централизованные «брендовые» склады, как бы их кто ни «хаял». Плюс китайских машин на российских дорогах (те, что «бегают») пока менее 2 млн ед., или около 3,5% всего автопарка. А вот владельцев других иномарок порадовать нам нечем.
Легко сказать – запасаться запчастями впрок, с поправкой на задержки! Наберёте вы разных компонентов и будут они валяться несколько месяцев просто так, а того, что выйдет из строя в самый неподходящий момент, рядом как раз не окажется. Как тут угадаешь на 100%? Никак. Так что это нерабочая «стратегия».
А что касается июньского письма дилеров в ФАС, то, знаете, ведь совсем не обязательно на это последует какая-то скорая, а главное, внятная реакция. Как правило, именно «внятные реакции» по таким процессом оказываются самыми большими «потрясениями» для рынка – когда цены вырастают стремительнее всего. Так ли это нужно прямо сейчас?
Тут ещё и ОСАГО!
Этой весной ЦБ РФ под давлением страховщиков внёс изменения в Единую методику оценки стоимости запчастей - стоимость ремонта по ОСАГО отныне высчитывается с учётом стоимости неоригинальных аналогов запасных частей.
Кроме того, были увеличены и максимально допустимые сроки доставки запчастей, требуемые для ремонта по ОСАГО: в Москве – с 14 до 30 дней, а в остальных регионах – с 30 месяца до 37 дней.
По-видимому, после всех этих нововведений нас ждёт тенденция увеличения количества случае, когда суммы, выделенной на ремонт [по ОСАГО] , будет по факту на ремонт этот не хватать – страхователь будет вынужден «брать» недостающие деньги из своего кармана (!)
Ну а про увеличение сроков поставок запчастей сказать особо нечего: факт остаётся фактом – ремонт, затянувшийся на месяц, сейчас легитимен везде.
Кстати, вот вам ещё цифры к размышлению. По данным аналитиков, страховщиков и экспертов авторынка средние выплаты по ОСАГО за 1-е полугодие 2024 г. выросли сразу на 11%, а запчасти подорожали примерно (опять же, в среднем по рынку) на 13%.
А с китайскими автомобилями в плане роста стоимости дела обстоят хуже: по оценкам, теперь к средней цене автокомпонентов для авто китайских марок нужно прибавлять все 26%!
Весело? Если никакого решения, хотя бы смягчающего болезненные для рынка обстоятельства регуляторы найти не сумеют, будет ещё веселее. И готовиться к этому надо заранее.
По материалам коллег из «За рулём»
Друзья! Обязательно подписывайтесь на наш Telegram-канал :) Здесь мы даём ещё больше актуальных, достоверных и интересных новостей о транспортной отрасли - глобально и внутри Страны - и делимся с Вами свежими видеотестами и обзорами новинок авторынка.
Заходите, знакомьтесь, будем вместе, - мы постараемся Вас не подвести))) Всем удачи, обнимаем! #MPS