Найти в Дзене
AUTOMPS

Европейских автомобилей скоро не станет не только у нас!

В докладе Global Automotive Outlook 2023 консалтинговой компании AlixPartners прогнозируются все более тяжелые времена для европейской автомобильной промышленности. Европейские автопроизводители испытывают все большее давление со стороны китайцев уже и на своих внутренних рынках. Согласно исследованию, у западного автопрома осталось всего несколько лет, чтобы отстоять на них свою, как казалось, незыблемую долю. Недавно прошедший автосалон IAA Mobility только подтвердил, что Китай стремительно набирает обороты. Число китайских экспонентов по сравнению с 2021 годом увеличилось более чем в два раза!
Следует ли вновь ожидать образования новых объединений концернов ради противостояния китайской конкуренции? Если верить текущему исследованию Allianz Trade Automotive, то ответ скорее нет. "Мы считаем, что новая волна консолидации путем слияний и поглощений на европейском рынке маловероятна – хотя бы по антимонопольным соображениям, поскольку рыночные доли крупнейших европейских автопроизводи
Алеет Восток. Приготовиться Западу!
Алеет Восток. Приготовиться Западу!

В докладе Global Automotive Outlook 2023 консалтинговой компании AlixPartners прогнозируются все более тяжелые времена для европейской автомобильной промышленности. Европейские автопроизводители испытывают все большее давление со стороны китайцев уже и на своих внутренних рынках. Согласно исследованию, у западного автопрома осталось всего несколько лет, чтобы отстоять на них свою, как казалось, незыблемую долю. Недавно прошедший автосалон IAA Mobility только подтвердил, что Китай стремительно набирает обороты. Число китайских экспонентов по сравнению с 2021 годом увеличилось более чем в два раза!
Следует ли вновь ожидать образования новых объединений концернов ради противостояния китайской конкуренции? Если верить текущему исследованию Allianz Trade Automotive, то ответ скорее нет. "Мы считаем, что новая волна консолидации путем слияний и поглощений на европейском рынке маловероятна – хотя бы по антимонопольным соображениям, поскольку рыночные доли крупнейших европейских автопроизводителей уже очень высоки, - говорит Орельен Дютуа, отраслевой эксперт Allianz Trade. Кроме того, поглощение более мелких игроков рынка не приведет к существенному продвижению европейских автопроизводителей: Китайские конкуренты смогут набрать очки за счет выгодных цен благодаря своей массовости.
Есть ли выход? Чтобы не отстать в долгосрочной перспективе, европейцам придется добиваться значительного повышения эффективности без слияний. Этого можно достичь с помощью трех стратегий: во-первых, вытеснения с европейского рынка мелких поставщиков; во-вторых, развития новых отраслевых партнерств; в-третьих, дальнейшей консолидации производства на меньшем количестве платформ и заводов для повышения степени унификации.

Но время поджимает. Недавно китайские автопроизводители впервые стали чемпионами мира по экспорту. Поднебесная все активнее продвигает на европейские рынки свои электромобили. Согласно исследованию AlixPartners, в первом квартале 2023 года Китай уже обогнал Японию в качестве мирового чемпиона по экспорту автомобилей, хотя в 2020 году он занимал всего лишь 6-е место в этом рейтинге. КНР находится на подъеме как рынок сбыта, экспортер и место производства в равной степени. Это отражается и на внутреннем рынке Китая: в 2023 г. впервые за несколько десятилетий китайские бренды превзойдут иностранные (51 %) и к 2030 г. достигнут доли рынка в 65 %.
Что касается электромобилей, то здесь Китай является абсолютным лидером: с почти 6 млн. проданных электромобилей (плюс 82 % по сравнению с 2021 г.) страна явно опережает Европу с 2,6 млн. проданных автомобилей и США с чуть менее 1 млн. электромобилей, согласно "Индексу электромобилей McKinsey (EVI)", который регулярно оценивает развитие электрификации в 15 наиболее важных странах. Рост в Европе, составляющий всего 14%, находится на том же уровне, что и пять лет назад. Консультанты Berylls прогнозируют: "Мы предполагаем, что в 2030 году примерно три из четырех продаваемых в Китае автомобилей будут BEV (электрички – Automps)", - говорит Александр Тиммер, партнер Berylls Strategy Advisors.

Сильной стороной Китая в сфере электромобилей является то, что Поднебесная занимает доминирующее положение во всей цепочке. "Китай не только лидирует по объему продаж и производства, но и занимает сильные позиции во всех звеньях создания стоимости, вплоть до производства аккумуляторов и сырья", - говорит Патрик Шауфусс, партнер мюнхенского офиса McKinsey.

Китай также вновь занял первое место в рейтинге "Индекс зарядки электромобилей" консалтинговой компании Roland Berger, составленном на основе отраслевых интервью и опроса 16 000 участников из Европы, Азии, Северной и Южной Америки и Ближнего Востока. Результаты исследования свидетельствуют о растущей глобальной тенденции к увеличению числа общественных зарядных станций постоянного тока, а также плотности зарядных станций постоянного тока в целом (постоянным током можно зарядить батарею особенно быстро – Automps). И Китай занимает доминирующее по их внедрению: например, во второй половине 2022 года доля зарядных станций постоянного тока в общественных сетях составляла более 42%. Однако, несмотря на то, что темпы развития общественной зарядной инфраструктуры в Китае выше среднего, и они не успевают за стремительным ростом продаж электромобилей. Европа и Америка тоже смогли повысить свои показатели, но на уровне, который все еще значительно отстает от китайского.

Таким образом, европейские производители оказываются под растущим давлением. Чтобы оставаться конкурентоспособными, им необходимо контролировать свои затраты и цепочки поставок. "Китай уверенно движется к тому, чтобы стать автомобильной сверхдержавой. Европейские автопроизводители, напротив, все чаще оказываются в роли обороняющихся на своих традиционных домашних рынках", - говорит эксперт AlixPartners по автомобильной промышленности Фабиан Пионтек. Кроме того, мировой рынок автомобилей снова растет, но значительно медленнее, чем предполагали многие эксперты. Как следствие, ожидается, что в долгосрочной перспективе показатели продаж в Европе будут более чем на 15% ниже доковидных значений. Это оказывает давление на прибыль автопроизводителей, поскольку высокие цены и повышение цен становится все труднее реализовать...

Хотя, конечно, есть очень простой, но незаконный способ: ввести заградительные пошлины для китайских авто. Однако такая торговая война может привести, кроме протестов Китая в ВТО, и к совсем непредсказуемым последствиям. (От себя добавим, вполне предсказуемым – европейцам может вдруг стать не из чего собирать свои тачки, зависимость от китайского сырья и комплектующих чрезвычайно высока).